Экономическая сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Содержание

Сущность и функции налогов.
Принципы налогообложения. Функции налогов.
Налог на добавленную стоимость
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Единый сельскохозяйственный налог
Региональные и местные налоги и сборы: их состав, экономическое и финансовое значение.
Упрощенная система налогообложения
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

Налоговым периодом признается календарный год.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия; пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии; компенсационные выплаты; вознаграждения донорам за сданную кровь; алименты, получаемые налогоплательщиками; гранты для поддержки науки и образования; суммы единовременной материальной помощи; суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических; суммы, уплаченные работодателями, за лечение; стипендии учащихся, студентов, аспирантов и т.п., указанные в ст. 217 НК РФ.

Статьей 224 главы 23 НК РФ установлены следующие налоговые ставки по НДФЛ.

Таблица 3. Ставки налога на доходы физических лиц

Виды доходов

Ставка  
налога

1) Стоимость  любых выигрышей и призов, получаемых  в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг.

35%

2) Страховые  выплаты по договорам добровольного  страхования в части превышения  размеров, указанных в пункте 2 статьи 213 НК РФ

3) Процентные  доходы по вкладам в банках  в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ

В отношении  всех доходов, получаемых физическими  лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ

30%

Доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов

9%

Для всех доходов, если иное не предусмотрено ст. 224 НК РФ

13 %


 

Статьями 218-221 главы 23 НК РФ установлены  следующие виды вычетов: стандартные; социальные; имущественные; профессиональные.

Стандартные налоговые  вычеты:

1) в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на категории налогоплательщиков: лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь; военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и т.п., указанных в ст. 218 НК РФ

2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков: участников ВОВ, узников концлагерей; инвалидов I и II групп и т.п., указанных в ст. 218 НК РФ.

3) налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1-2, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20000 рублей.

4) налоговый вычет в размере 600 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у налогоплательщика. Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 40000 рублей.

Налогоплательщикам, имеющим в  соответствии с пунктами 1-3 право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4, предоставляется независимо от предоставления вычета, установленного подпунктами 1-3.

Социальные налоговые  вычеты:

1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и т.п., - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % от суммы дохода, полученного в налоговом периоде;

2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком  в налоговом периоде за свое  обучение в образовательных учреждениях,  а также в сумме, уплаченной за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 рублей;

3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком  в налоговом периоде за услуги  по лечению, предоставленные ему или его детям в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ, а также в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. Общая сумма социального налогового вычета не может превышать 38 000 рублей.

Имущественные налоговые  вычеты:

1) в суммах, полученных налогоплательщиком  в налоговом периоде от продажи  жилых домов, квартир и т.п., в полном объеме при условии нахождения в собственности три года и более и до 1 000 000 рублей, если менее трех лет.

2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком  на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры, в размере фактически произведенных расходов, общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 рублей.

 

Профессиональные налоговые  вычеты:

1) индивидуальные предприниматели  - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размере 20% от суммы дохода;

2) налогоплательщики, получающие  доходы от выполнения работ  (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;

3) налогоплательщики, получающие  авторские вознаграждения и т.п., в сумме фактически произведенных  и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах от 20 до 40% в зависимости от вида вознаграждения.

В пределах размеров социальных и  имущественных налоговых вычетов, установленных статьей 219 НК РФ, законодательные органы субъектов РФ могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей.

Порядок исчисления налога

Сумма налога = налоговая база X налоговую ставку . 

Общая сумма налога исчисляется  по итогам налогового периода применительно  ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных рублях, сумма менее 50 копеек отбрасывается, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Физические лица, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы и т.п. самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

 

  1. Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) на территории РФ применяется в виде одного из специальных налоговых режимов. В отличие от ранее действовавшей системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей новая система налогообложения действует на всей территории РФ и для ее введения не требуется принятия на уровне региональных органов власти дополнительных правовых актов (п. 1 ст. 346.1 НК РФ). Таким образом, единый сельскохозяйственный налог является федеральным налоговым режимом.

Данная система налогообложения  представляет собой специальный  налоговый режим и позволяет  соблюдать принцип равенства  при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, взамен ранее установленного порядка обязательного перевода организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога новая редакция главы 26.1 НК РФ предусматривает добровольный переход указанных категорий налогоплательщиков на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и возврат к общей системе налогообложения (п. 2 ст. 346.1 НК РФ).

Освобождение от уплаты других налогов при применении режима ЕСХН. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.

Однако организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, отражаемые для целей ЕСХН в составе расходов на обязательное страхование работников и имущества.

Тариф страхового взноса для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 10,3% и исчисляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15.12.2001 г., № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Кроме того, в п. 4 ст. 346.1 НК РФ указано, что организации и  индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных ст. 24 НК РФ.

Плательщики налога. Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном Налоговым Кодексом.

Под сельскохозяйственными  товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 %.

Условия перехода на ЕСХН. Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в том случае, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70%.

Согласно п. 3 ст. 346.2 НК РФ не вправе перейти на уплату единого  сельскохозяйственного налога:

1) организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров (к подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 НК РФ);

2) организации и индивидуальные  предприниматели, переведенные на  систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ. Необходимо учитывать, что налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, установленным п. 2 ст. 346.26 НК РФ, не вправе применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) организации, имеющие  филиалы и (или) представительства.

Не вправе переходить на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей только те организации, которые имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций. Организации, имеющие иные обособленные подразделения, соответствующие критериям, приведенным в ст. 11 НК РФ, вправе применять данную систему налогообложения.

Налоговая база, перенос убытков  с прошлых налоговых периодов. В ст. 346.6 НК РФ установлено, что налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Кроме того, доходы, полученные в натуральной форме, определяются исходя из цен, установленных в порядке предусмотренном ст. 40 НК РФ, без включения в них налога на добавленную стоимость.

При определении  налоговой базы доходы и расходы  определяются нарастающим итогом с  начала налогового периода.

В п. 5 ст. 346.6 НК РФ приведен порядок переноса убытка или части убытка на следующие налоговые периоды. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Под убытком в целях главы 26.1 НК РФ понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со ст. 346.5 НК РФ. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов