Экономическая сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Содержание

Сущность и функции налогов.
Принципы налогообложения. Функции налогов.
Налог на добавленную стоимость
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Единый сельскохозяйственный налог
Региональные и местные налоги и сборы: их состав, экономическое и финансовое значение.
Упрощенная система налогообложения
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Местонахождение транспортных средств определяется по месту их регистрации.

Земельный налог

 

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения - земельные участки, расположенные на территории муниципального образования. Исключением являются земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте (участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, например, государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены Вооруженные Силы РФ; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами использования атомной энергии; пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и т.п.)

Налоговая база приравнена к кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, за который уплачивается налог. Кадастровая стоимость должна быть зафиксирована в Едином государственном реестре земельных участков и доведена до сведений налогоплательщиков в установленном порядке не позднее 1 марта года, являющегося налоговым. Этот порядок должна определить местная власть. Полученные сведения организации и индивидуальные предприниматели будут использовать для исчисления земельного налога (сумм авансовых платежей). Таким образом, эта категория налогоплательщиков производит самостоятельный расчет налога. Что же касается налогоплательщиков, физических лиц, то за них расчет будут осуществлять налоговые органы на основании поступающих к ним сведений со стороны органов, ответственных за ведение государственного земельного кадастра. Основанием для уплаты налога (авансовых платежей) в этом случае будет налоговое уведомление.

Налогоплательщикам, у  которых земельные участки находятся  в общей собственности, при определении налоговой базы необходимо учитывать ряд особенностей. При общей долевой собственности каждый из владельцев должен определять кадастровую стоимость земельного участка пропорционально своей доле. При общей совместной собственности налоговая база (кадастровая стоимость) исчисляется в равных долях для каждого собственника. В отношении владельцев недвижимости нужно учитывать, что к ним, как правило, переходит и право собственности на часть земельного участка, занятого ею. В этом случае налоговая база определяется пропорционально доле владельца в праве собственности на данный земельный участок. При этом если недвижимость принадлежит одновременно нескольким лицам, то налоговая база рассчитывается пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным - I квартал, полугодие и 9 месяцев. Представительный орган, вводя налог на своей территории, вправе отчетный период не устанавливать.

Ставки налога. Новой главой установлены лишь максимально допустимые налоговые ставки:

0,3% - в отношении земельных  участков, отнесенных к землям  сельскохозяйственного назначения, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, а также для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

1,5% - в отношении прочих  земельных участков.

Конкретные ставки налога, в том числе с дифференцированием их в зависимости от категорий земель, должна определить местная власть.

Раньше ставки налога устанавливались в абсолютной сумме, а именно в рублях и копейках на единицу площади. Начиная с 1995 г., ставки и средние размеры земельного налога индексировались в соответствии с постановлениями Правительства РФ и федеральными законам.

 

Расчет налога осуществляется по формуле:

Рассчитанная таким  образом сумма налога подлежит уплате в бюджет с учетом сумм авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода.

 

Сумма авансового платежа определяется по формуле

 

Сроки уплаты налога (сумм авансовых платежей по налогу). Пункт 1 ст.397 НК РФ содержит норму о том, что сроки уплаты налога (авансовых платежей) устанавливает представительный орган муниципального образования во время ввода налога на своей территории. При этом должно соблюдаться следующее условие: срок уплаты налога не может быть определен ранее срока представления налоговой декларации. Очевидно, что такое требование должно быть соблюдено и в отношении сроков уплаты авансовых платежей - они должны уплачиваться не ранее сроков представления налоговых расчетов по ним.

Представление налоговой декларации и налоговых  расчетов по авансовым платежам. Налоговые декларации по земельному налогу представляются не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу при условии их установления местными органами власти сдаются в налоговые органы не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (не позднее 30 апреля, 31 июля и 31 октября).

Формы налоговой декларации и налоговых расчетов должен утвердить Минфин РФ.

Налог и авансовые  платежи по налогу уплачиваются в  бюджет по месту нахождения земельных участков. Соответственно в те же налоговые инспекции подается и декларация (расчеты по авансовым платежам).

Налоговые льготы. Глава 31 НК РФ предусматривает два варианта предоставления льгот:

- уменьшение налоговой  базы на не облагаемую налогом  сумму в размере 10 000 руб. на  одного налогоплательщика;

- полное освобождение  от налога.

По первому варианту льготой могут воспользоваться  некоторые категории физических лиц, например, Герои Советского Союза (РФ), ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, и т.д. Если кадастровая стоимость их участков не превысит 10 000 руб., то налоговая база будет равна нулю и налог таким категориям граждан платить не придется.

Освобождение от налога по второму варианту действует для  организаций и физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общин таких народов в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их образа жизни. В список таких льготников включены, в частности, общероссийские общества инвалидов, организации уголовно-исполнительной системы, организации народных художественных промыслов, религиозные организации, научные организации Российской академии наук и отраслевых академий и др.

Льготы, закрепленные на федеральном уровне, представительные органы муниципальных образований могут дополнить при введении ими налога на своих территориях.

Налог на имущество физических лиц

 

Налог на имущество - местный налог, входящий в систему налогов РФ. Правовой основой уплаты налога являются ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ" от 27.12.1991г., №2118-1(с изменениями и дополнениями), Закон РФ от 09.12.1991 г., № 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 17.07.1999 г., №168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О налогах на имущество физических лиц", Инструкция Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество физических лиц" от 30.05.1995 г., № 31(с изменениями и дополнениями).

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения признаются следующие виды имущества:

жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

Налоговая база - денежное выражение стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения. Причём при определении налоговой базы за основу берётся инвентаризационная стоимость имущества. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учётом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Налоговый период - календарный год.

Ставки  налога. Ставки налога на строения, помещения и сооружения прогрессивные и устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения  и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Представительные  органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (табл. 10).

 

Таблица 5. Ставки налога на имущества физических лиц

Стоимость имущества

Ставка налога, %

До 300 тыс. руб.

До 0,1

От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

От 0,1 до 0,3

Свыше 500 тыс. руб.

От 0,3 до 2,0


 

Порядок исчисления налога. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется  на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

Порядок и сроки уплаты налога. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

  1. Упрощенная система налогообложения

 

Упрощенная система  для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей – была введена Федеральным законом от 29.12.95, № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (в настоящее время утратил силу). Федеральный закон от 24.07.2002,  
№ 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК Российской Федерации " дополнил НК главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", вступившей в силу с 1 января 2003 г., что дало начало принципиально новой упрощенной системе налогообложения (УСН).

Согласно главе 26.2 НК право применять упрощенную систему налогообложения, наряду с общим режимом, имеют:

- организации;

- индивидуальные предприниматели.

Причем переход к данному режиму или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется в добровольном порядке.

Применение упрощенной системы налогообложения предполагает замену уплаты тех же налогов, что при ЕСХН.

Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными  предпринимателями в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налогоплательщиками данного налогового режима являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев года, в котором она подает заявление о переходе на данный режим налогообложения, доход от реализации не превышает 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость).

Не вправе применять  упрощенную систему налогообложения:

  1. организации, имеющие филиалы или представительства;
  2. банки;
  3. страховщики;
  4. инвестиционные фонды;
  5. ломбарды;
  6. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  7. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  8. нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  9. организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  10. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%;
  11. организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 НК;
  12. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек;
  13. организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб и др.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов