Экономическая сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:52, контрольная работа

Описание работы

Общая теория налогов существует и эволюционирует в рамках финансовой науки, становление которой как самостоятельной отрасли знания относится к XIX в. Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:
работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Содержание

Сущность и функции налогов.
Принципы налогообложения. Функции налогов.
Налог на добавленную стоимость
Налог на прибыль организаций
Налог на доходы физических лиц
Единый сельскохозяйственный налог
Региональные и местные налоги и сборы: их состав, экономическое и финансовое значение.
Упрощенная система налогообложения
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 414.00 Кб (Скачать)

Через фискальную функцию  государство обеспечивает: достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства; равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы; установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе; выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства.

С помощью регулирующей функции осуществляются: регулирование спроса и предложения; стимулирование сбережений граждан; выравнивание доходов отдельных социальных групп; развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы; регулирование экспортно-импортной деятельности; стимулирование научно-технического прогресса.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства финансов РФ, Федеральная таможенная служба, органы государственных внебюджетных фондов и т.д.

 

  1. Налог на добавленную  стоимость

Налог на добавленную  стоимость является федеральным  налогом и регулируется главой 21 НК РФ.

Налог на добавленную  стоимость (НДС) – это разновидность косвенного налога на товары и услуги. Устанавливается в процентах от облагаемого оборота. НДС является формой изъятия части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации товара, до перехода его к конечному потребителю. Это один из самых распространенных косвенных налогов на товары и услуги.

Кроме выполнения чисто  фискальной роли НДС используется как  инструмент регулирования экономики, а также как важная составная часть механизма экономической интеграции. В странах Европейского Сообщества (ЕС) налог используется с целью унификации и гармонизации национальных налоговых систем, а также для формирования единой доходной базы бюджета ЕС. Кроме того, НДС выполняет важную роль в регулировании внешнеэкономических связей.

Добавленная стоимость  — это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Отсюда логически должно было бы вытекать, что объектом обложения НДС служит эта добавленная стоимость. Однако действующее в России налоговое законодательство установило иной объект обложения этим налогом.

 Объектом  налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация  товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;

2) передача на  территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение  строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров  на таможенную территорию РФ.

Вместо обложения налогом  разницы между стоимостью реализованной продукции и затратами на ее производство, НДС рассчитывается как разница между суммами налогов (полученного от покупателей и оплаченного поставщикам).

Исходя из сказанного алгоритм исчисления НДС можно представить  в виде следующей формулы:

НДС-1 = НДС-2 - НДС-3,

где НДС-1 - сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет;

НДС-2 - сумма НДС, исчисленная  с объектов налогообложения;

НДС-3 - сумма НДС, подлежащая вычету, которая уплачена при приобретении ресурсов производственного назначения.

Сумму налога, подлежащую вычету, иногда называют "входным  НДС". Однако в ряде случаев входной НДС может и отсутствовать, например, при приобретении производственных ресурсов у лиц, не являющихся плательщиками НДС. В этих случаях сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, может и превысить добавленную стоимость, рассчитанную в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью затрат на их производство и реализацию.

В связи с тем, что  НДС может взиматься в качестве обычного налога и в качестве таможенного  платежа, выделяют два вида налогоплательщиков.

Согласно ст.143 НК РФ налогоплательщиками  внутреннего НДС являются организации и индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщиками НДС  на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

В зависимости от наличия обязанности по уплате внутреннего НДС налогоплательщиков можно поделить на 4 группы:

  • налогоплательщики НДС;
  • лица, уплачивающие НДС;
  • субъекты, освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • не налогоплательщики НДС.

Налогоплательщики НДС. Организациями-плательщиками НДС являются российские и иностранные юридические лица, международные организации, а также филиалы и представительства иностранных юридических лиц и международных организаций. Перечисленные субъекты являются плательщиками НДС вне зависимости от того, занимаются они коммерческой деятельностью или нет.

К индивидуальным предпринимателям для целей исчисления НДС относятся: 1)  физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; 2) частные нотариусы; 3) частные охранники; 4) частные детективы.

Лица, уплачивающие НДС. К этой группе относятся субъекты, которые не являются налогоплательщиками НДС, но которые обязаны его платить. Юридического определения указанных лиц не существует, это условное понятие.

К указанным субъектам  относятся лица, обязанные уплачивать НДС в соответствии с п.5 ст.173 НК РФ.

По своему правовому  статусу, по порядку применения ответственности или начисления пени плательщики НДС существенно отличаются от налогоплательщиков.

В соответствии с п.5 ст.173 НК РФ НДС уплачивается в бюджет следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, связанными с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками  при реализации товаров (работ,  услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Иными словами, плательщиками  НДС по данному основанию могут  являться: а) налогоплательщики НДС, осуществляющие операции, освобождаемые от налогообложения (ст.149 НК РФ); б) лица, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ); в) не налогоплательщики (лица, применяющие специальные налоговые режимы и др.).

При этом, для того чтобы перечисленные лица стали плательщиками НДС, они должны выписать своим покупателям товаров (работ, услуг) счет-фактуру с НДС.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, будет определяться как сумма налога, указанная в  соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Субъекты, освобождаемые  от исполнения обязанностей налогоплательщика. Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС предусмотрено ст.145 НК РФ.

Организации и  индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее - освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

По своей  сути данное освобождение является разновидностью льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В отличие от плательщиков НДС субъекты, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, налог не уплачивают. Однако, в отличие от не плательщиков НДС, указанные лица обязаны периодически подтверждать право на полученное освобождение.

Не налогоплательщики  НДС

Не являются плательщиками НДС следующие категории лиц:

1) физические лица, не  являющиеся предпринимателями;

2) организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход; упрощенную систему налогообложения; уплату единого сельскохозяйственного налога.

Плательщики НДС на таможне

В соответствии со ст.143 НК РФ плательщиками НДС на таможне являются лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. НДС, взимаемый таможенными органами, является разновидностью таможенных платежей.

Согласно ст.118 Таможенного  кодекса РФ плательщиком таможенных платежей, в том числе НДС, является декларант. Декларантом является лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.

В соответствии с НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). Рассмотрим отдельные конкретные ситуации по определению соответствующей налоговой базы.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается как стоимость этих товаров в соответствии с ценами с учетом акцизов (по подакцизным товарам), без включения в них НДС.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Статьей 164 НК РФ предусмотрено несколько ставок НДС (табл. 1).

 

Таблица 1. Ставки НДС

Виды товаров, работ и услуг

Ставка  
налога

  1. Реализация товаров (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников СНГ), помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ

0%

  1. Реализация работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией указанных выше товаров
  1. Реализация работ и услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, помещаемых под таможенный режимом транзита
  1. Реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории РФ при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов
  1. Реализация работ и услуг, выполняемых непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ
  1. Реализация драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Центральному банку РФ, банкам
  1. Реализация товаров, работ (услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравниваемыми к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала
  1. Реализация припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов. Припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.
  1. Реализация выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
  1. Скот и птица в живом весе, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, масло растительное, маргарин, сахар, включая сахар-сырец, соль, зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы, маслосемена и продукты их переработки, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука, макаронные изделия, рыба живая, море-и рыбопродукты (за исключением деликатесных), продукты детского и диабетического питания, овощи (включая картофель).

10%

  1. Отдельные товары для детей, в том числе трикотажные и швейные изделия, обувь, кровати детские, коляски, тетради школьные, игрушки и др.
  1. Периодические печатные издания, за исключением периодических изданий рекламного и эротического характера, книжная продукция, связанная с образованием, наукой, культурой (кроме рекламного и эротического характера).
  1. Медицинские товары отечественного и зарубежного производства, включающие лекарственные средства,  в том числе внутриаптечного изготовления, а также изделия медицинского назначения.

По всем остальным  товарам, работам и услугам, включая  подакцизные продовольственные товары

18%

При реализации товаров (работ, услуг) по ценам и тарифам, включающим в себя НДС по ставке 18 и 10%, применяются расчетные ставки соответственно 18/118 х 100 = 15,25% и 10 /110 х 100 = 9,09%.

Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов