Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 01:29, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу деятельности предприятий.

Работа содержит 1 файл

мой курсач АХД 2011.docx

— 134.74 Кб (Скачать)

Введение

       Переход к рыночной экономике требует  от предприятия повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе внедрения  достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и  управления производством, активизации  предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится  анализу деятельности предприятий.  С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы  и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Поэтому работа, просвещенная анализу деятельности предприятия, является особенно актуальной.

       Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

       Анализ  является важным элементом в системе  управления производством, действенным  средством выявления внутрихозяйственных  резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

       В данной курсовой работе будет рассмотрен анализ производственно-финансовой деятельности автотранспортной организации на условном примере.

       Актуальность  темы «Анализ производственно-хозяйственной  деятельности автотранспортных организаций» заключается в том, что комплексное  изучение предприятия, его структурных  подразделений с целью объективной  оценки результатов деятельности и  выявления возможностей дальнейшего  повышения эффективности хозяйствования позволяет получить обобщенные показатели его работы. На основе результатов  анализа вырабатывается стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы роста эффективности работы предприятия в целом.

       В данной курсовой работе будут рассмотрены  следующие вопросы:

    - анализ объема перевозок и  грузооборота;

    - анализ использования трудовых  ресурсов;

    - анализ себестоимости автоперевозок;

    - анализ прибыли и рентабельности  перевозок.

       В свою очередь, анализ каждого объекта  будет слагаться из анализа составляющих его элементов. Проведя комплексный  анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, должны быть сделаны выводы по основным экономическим показателям работы АТП, и выявлены основные причины их снижения, если это будет иметь место. 

 

1 АНАЛИЗ ОБЪЕМА  ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ  И ГРУЗООБОРОТА

     1.1 Общий анализ объема  перевозок и грузооборота

       Выполнение  плана по объему перевозок является одной из основных задач хозяйственной  деятельности автотранспортного предприятия.

       Степень выполнения плана перевозок является сложной функцией многочисленных и  разнообразных факторов, как зависящих  от АТП (организация маршрутов, рациональное использование подвижного состава, организация качественного технического обслуживания и ремонта, организация  материально – технического снабжения  и т.д.), так и независящих от АТП (номенклатура и структура грузооборота, расстояние перевозки, необустройство подъездных путей к пунктам погрузки – разгрузки и т.д.).

       Анализ  выполнения плана перевозок включает:

  1. при перевозке грузов – оценку заданного объема перевозок как в целом, так и по договорной клиентуре и по видам перевозимых грузов; при перевозке пассажиров автобусами – оценку выполнения плана по объему перевозок пассажиров, пассажирообороту в целом по парку и по видам перевозок, а также по утвержденным маршрутам; при перевозке пассажиров таксомоторами – оценку выполнения плана перевозок пассажиров по количеству платных километров;
  2. оценку влияния отдельных факторов на выполнение плана перевозок;
  3. изучение потерь и резервов роста объема перевозок;
  4. разработку организационно – технических мероприятий по устранению потерь и установлению резервов.

       Информационной  базой для анализа выполнения объема перевозок является план перевозок  и отчет о его выполнении, данные о движении списочного состава автомобилей  в течение анализируемого периода, плановые и отчетные данные об уровне технико–экономических показателей, данные из путевых листов, товарно-транспортных накладных, прогнозов (планов) использования подвижного состава, данные статистической отчетности и оперативного учета.

       На  основании заключенных договоров, а также предполагаемой клиентуры  планируется номенклатура и объемы перевозимых грузов, определяются способы  погрузки- разгрузки подвижного состава, планируются маршруты перевозок, коэффициент  использования пробега и среднее  расстояние перевозок.

       Исходные  данные для анализа представлены в таблице 1.1.

       Таблица 1.1.  Исходные данные по технико-эксплуатационным показателям.

Показатели Усл.

обозна-

чения

План Факт
Дни календарные Дк 92 91
Время пребывания в наряде, ч Тн 10,6 10,70
Среднесписочное количество автомобилей Сдельные перевозки Асс  сд 15 15
Повременные перевозки Асс повр 57 55
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию aв 0,82 0,79
Средняя номинальная грузоподъемность подвижного состава, т qн 10,1 10,4
Коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава g 0,76 0,78
Техническая скорость движения подвижного состава, км/ч uт 21,80 23,1
Коэффициент использования пробега b 0,68 0,64
Среднее расстояние груженой ездки, км lе.г. 41 44
Время простоя под погрузкой-разгрузкой на ездку, ч tп-р 0,71 0,63

       Объем перевозок, осваиваемый парком автомобилей  за календарный период времени, рассчитывается по следующей формуле:

            Q = Дкнсс сдв*qн*γ*υт*β / ( lе.г+ υт*β* tп-р), т                       (1.1)

       Используя формулу (1) рассчитаем объем сдельных и повременных перевозок по плану  и по факту:

     Qсд = 92*10,6*55*0,82*10,1*0,76*21,8*0,68 /  (29+24,7*0,52*0,57) =  

            = 144 158,518 т;

     Q'сд = 92*10,5*102* 0,72*6,8*0,85*23,9*0,54 / (27+23,9*0,54*0,55) =

            = 155 203,098 т;

     Qповр = 92*10,7*25*0,68*7*0,87*24,7*0,52 /  (29+24,7*0,52*0,57) =

             = 36 039, 630 т

     Q'повр = 92*10,5*24* 0,72*6,8*0,85*23,9*0,54 / (27+23,9*0,54*0,55) =

              = 36 518,376 т  

       Грузооборот рассчитывается по формуле:

                                      P = Qсд*lе                                                                                                 (1.2)

     где lе - среднее расстояние груженой ездки                                                                                  

       Используя формулу (2), рассчитаем грузооборот  по плану и по факту:

     P = 144 158,518*29 = 4 180 597,022 ткм;

     P' = 155 203,098*27 = 4 190 483,646 ткм 

       Рассмотрим  влияние технико-эксплуатационных показателей в первой формуле  в следующем порядке (таблица 1.2). 
 
 
 

       Таблица 1.2 – Влияние технико-эксплуатационных показателей на грузооборот.

Пока-

затель

Расчетная формула Расчет

влияния, %

Дк ΔРДкДк – 100 ΔРДк  = 100–100 = 0
Тн ΔРТнТн – 100 ΔРТн  = 98,130–100 = -1,87
Асс ΔРАссАсс– 100 ΔРАсс = (126/125*100)–100= = 100,8–100 = 0,8
aв ΔРaвaв – 100 ΔРaв = 105,882–100 = 5,882
qн ΔРqн =Пqн – 100 ΔРqн  = 97,143–100 = -2,857
g ΔРgg – 100 ΔРg = 97,701–100 = -2,299
vт ΔРuтuт – 100

δ = (lе.г +uт*b* tп-р) / ( lе.г +uт (факт)*b* tп-р)

δ = (29+24,7*0,52*0,57) / /(29+23,9*0,52*0,57)= 1,006

ΔРuт = 96,761*1,006–100 = = -2.658

b ΔРβββ– 100

δβ = (lе.г +uт*b* tп-р)/( lе.г +uт*b(факт)* tп-р)

δβ = (29+24,7*0,52*0,57) /

/(29+24,7*0,54*0,57)= 0,992

ΔРβ =103,846*0,992 – 100 =

= 3,015

tп-р ΔРtп-р = (δtп-р – 1)*100

δtп-р = (lе.г +uт*b* tп-р)/( lе.г +uт*b*tп-р(факт))

δtп-р = (29+24,7*0,52*0,57) /

/(29+24,7*0,52*0,55)= 1,007

ΔРtп-р = (1,007-1)*100 = 0,7

lе.г. ΔРLе.гLе.гLе.г – 100

δLе.г = (lе.г +uт*b* tп-р)/( lе.г.(факт) +uт*b*tп-р)

δLе.г = (29+24,7*0,52*0,57) /

/(27+24,7*0,52*0,57)= 1,058

ΔРLе.г = 93,103*1,058–100 =

= -1,497

 

       При использовании приема цепных подстановок  в сложных формулах влияние каждого  фактора рассматривается изолированно, без учета взаимосвязи с другими  показателями. Поэтому возникает  несоответствие изменения анализируемого показателя алгебраической сумме влияния  показателей – факторов. Эта разница  называется неразложимым остатком. Практический опыт показывает, что при изменении  всех показателей ± 5%, неразложимый остаток близок к нулю. При росте показателей ±10 % и выше, усиливается действие причин, характеризующих внутренние связи между показателями.

       Как видно из приведенных расчетов положительное  влияние оказали среднесписочное  количество автомобилей (+0,8%), коэффициент  использования пробега (+3,015%), коэффициент  выпуска подвижного состава на линию (+5,882%), время простоя под погрузкой-разгрузкой (+0,7%). Однако можно выделить и отрицательное  влияние отдельных факторов: время  пребывания в наряде (-1,87%), средняя  номинальная грузоподъемность подвижного состава (-2,857%), коэффициент использования  грузоподъемности подвижного состава (-2,299%), техническая скорость движения подвижного состава (-2,658%),  среднее расстояние груженой ездки (-1,497%).

       Если  проанализировать значения факторов, оказавших положительное влияние, то наибольшее влияние оказали коэффициент  выпуска подвижного состава на линию (+5,882%) и коэффициент использования  пробега (+3,015%).  

     1.2 Анализ объема  перевозок грузов  по клиентам

       После оценки итоговых показателей работы АТО производится анализ в разрезе  клиентов. Общий объем перевозок  разделяется на 3 группы:

     1. в пределах плана

     2. сверх плана

     3. не предусмотрено планом.

       Соответственно  по каждой группе определяется процент  выполнения перевозок. 

     1. В пределах плана

                               Пв пр.пл = (Qв пр. пл / Qпл)*100                                          (1.3)

     2. Сверх плана

                                 Псв.пл = (Qсв.пл / Qпл)*100                                               (1.4)

Информация о работе Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций