Управление качеством гостиничных услуг Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:36, автореферат

Описание работы

Цель диссертационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию теоретико- методологических и методико-практических аспектов развития управления и повышения конкурентоспособности гостиничных услуг на основе исследования теоретико-методических положений и практики деятельности гостиничных предприятий, анализа и обобщения научного и практического зарубежного опыта, выявления тенденций развития данного рынка и специфики управления ими.

Работа содержит 1 файл

Управление гостиничными услугами- теория, практика, перспективы .doc

— 507.00 Кб (Скачать)

УДК 658.6 (075.8)                   На правах рукописи

 

 

 

 

 

 

ЮЛЬЧИЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

 

 

 

 

 

 

Управление  гостиничными услугами:

теория, практика, перспективы для Казахстана

 

 

 

08.00.05 – Экономика и  управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности)

 

 

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени 

доктора экономических наук

                                                                       

 

 

 

                                                                                

                                                                 

 

 

 

 

Республика Казахстан

Алматы, 2008

 

Диссертация  выполнена в Центрально-Азиатском  университете

 

 

 

 

 

Научный консультант                                      доктор экономических наук

                                                                                         Яновская О.А.

 

 

Официальные оппоненты:                               доктор экономических наук

                                                                             Есполов Т.И.

                                                                            

                                                                             доктор экономических наук

                                                                             Никифорова Н.В.

                                                                           

                                                                             доктор экономических наук

                                                                             Мухтарова К.С.

   

 

 

Ведущая организация:                                     Южно-Казахстанский                          

                                                                           государственный университет

                                                                           им.М.О.Ауезова                          

 

 

Защита состоится  «23» мая 2008 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета Д 20.01.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук в Университете Международного Бизнеса по адресу: 050010 г.Алматы, пр. Абая, 8А,  к.208.

 

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Университета Международного Бизнеса.

 

 

Автореферат разослан «18»  апреля 2008 г.

 

 

 

 

 

Ученый секретарь    

диссертационного совета

д.э.н.,  профессор                                                          Тусеева М.Х.

ВВЕДЕНИЕ

 

        Актуальность темы исследования. Задача повышения конкурентоспособности Казахстана может быть решена только в том случае, когда повысится конкурентоспособность каждой его отрасли, области хозяйственных действий и каждого национального предприятия или организации.

        Основным источником этого процесса является повышение эффективности управления организацией производственных и трудовых механизмов, способность управленческих органов адаптироваться к внешней среде и реализовывать на практике передовой опыт управления, накопленный в мировом сообществе.

Поэтому миссия современной  национальной науки – поиск методов ускоренного повышения эффективности управления национальным производством на основе анализа собственных недоработок и изучения требований глобализации к уровню конкурентоспособности казахстанских товаров, работ и услуг.

        В настоящее время в сфере услуг разных стран мира создается от 40 до 71% валового национального продукта. Темпы ускоренного развития и приоритетность сферы услуг в геоэкономическом пространстве стали наиболее значимых экономическим явлением второй половины ХХ и начала ХХI века.

        Мировой рынок услуг за этот  период вырос в 2 раза, значительно превысив темпы развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Основным преимуществом рынка услуг является его возможность создавать дополнительные рабочие места и функционировать за счет преобладания на нем малых и средних предприятий, более быстро адаптирующихся к постоянному изменению запросов потребительской сферы. Одновременно в мировой экономике все ярче проявляется следующая тенденция: те страны, которые уделяют развитию своего национального рынка услуг недостаточно внимания, в будущем могут потерять наиболее перспективную часть своей мировой конкурентоспособности.

        В Казахстане на рынке услуг  создается около 16,8 % валового  национального продукта, который наполняет доходы государственного бюджета страны на 2,61 %.

        Необходимость изучения конкретного вида услуг обусловлена следующим:

во-первых, развитие каждого  вида услуг как рыночного товара в определенной степени отражает общие закономерности развития сферы услуг в системе глобальной экономики;

во-вторых, конкурентоспособность  страны в целом складывается из степени  конкурентоспособности каждого  ее отдельного продукта;

в-третьих, изучение способов достижения государственной конкурентоспособности по отдельным видам продуктов усиливает потенциал и глубину исследований, заключающихся в том, что при дифференцированных исследованиях можно более объективно изучать не только общие, но и специфичные процессы и явления, характерные для мирового и национального определения товарного рынка;

в-четвертых, исследования по одному виду услуг дают возможность  более точно аргументировать  поиск наиболее перспективных способов внедрения передовых достижений зарубежного опыта хозяйственной деятельности в систему функционирования казахстанских предприятий и организаций;

в-пятых, дифференцированные исследования дают более объективный  результат в поиске путей повышения  конкурентоспособности Казахстана с целью его более быстрого вхождения в число 50-ти наиболее конкурентных стран мира;

в-шестых, продуктовые  исследования позволяют глубже уточнить предмет исследования с целью поиска способов развития интернациональных экономических процессов в стране;

в-седьмых, исследования конкретного вида услуг позволяют  точнее определять разницу между национальными и международными стандартами конкурентоспособности, определить поиск возможности для ускоренного вхождения казахстанских предпринимателей в мировой рынок услуг и создания у них резервов для повышения национальной конкурентоспособности.

        С этих позиций наименее развитыми в Казахстане являются гостиничные услуги, которые чаще всего исследуются только как часть международного туристического бизнеса, база его развития в стране. Однако гостиничная индустрия во многом  представляет собой отдельную, обособленную сферу деятельности. В Казахстане на ее долю приходится более 5 млрд.тенге как вклад в национальный валовой продукт, более 6 % общего объема национального рынка услуг и 68,9 % от доли всех услуг, создающих услуги по отдыху для населения и гостей страны. Первоначально эти данные создают впечатление не очень значительных. Но у гостиничного бизнеса страны есть очень важная политическая, социальная и психологическая функции – он первой создает впечатление о стране, формирует ее имидж в глазах приезжающих. С этой точки зрения состояние гостиничного бизнеса в Казахстане оказывает огромное влияние на развитие внешнеэкономических связей страны, на способы ее интеграции в мировое экономическое пространство и привлечения зарубежных инвесторов в национальную экономику.

        Гостиничный бизнес – один из наиболее перспективно и быстроразвивающихся видов услуг, приносящий по всему миру многомиллионные доходы. Одновременно гостиничный бизнес в мировой экономике рассматривается как весьма специфичный вид предпринимательской деятельности, составляющий базу для роста национального туризма, формирующий определенный бренд страны в глазах международного сообщества, несущий в себе огромный потенциал для устойчивого дохода в государственный бюджет и способствующий расширению внешнеэкономической деятельности государства через систему интеграционных связей и специфику построения систем управления гостиничным хозяйством.

          Гостиницы - это бизнес со своими продуктами, рынками, технологиями, методами организации многих процессов и системами управления, изучение которых дает возможность выявить перспективы роста общего эффекта для общества и для государства от их функционирования.

         К сожалению, в Казахстане специфика функционирования гостиничного хозяйства как элемента сферы услуг и как особый вид предпринимательской деятельности практически изучена мало. Недостаток проработки в существующих отечественных научных исследованиях многих конкретных проблем функционирования рынка гостиничных услуг, учета специфики формирования концепции и стратегии развития гостиничной индустрии в Казахстане как способа поиска условий повышения эффективности управления ею на макро- и микроуровне не только на внутреннем, но и на внешнем рынках и роста конкурентоспособности определил актуальность выбора темы исследования, обусловил необходимость изучения теоретических и практических проблем формирования и развития гостиничных услуг в нашей стране на основе зарубежного опыта, все это определило способы и методы внедрения передовой международной практики управления гостиничным бизнесом в хозяйственную деятельность гостиниц Казахстана в виде важного элемента перспективного развития национального рынка услуг.

          Степень научной разработанности проблемы. В экономической литературе вопросы развития сферы услуг и специфики функционирования гостиничного бизнеса находят свое отражение в основном в трудах зарубежных ученых.

         Теоретическое обоснование основ  функционирования и управления услугами как рыночного товара в определенной степени раскрыто в трудах А.Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, И.Фишера, Д.Бэлла, Т.Хилла, М.Портера, И.Бернара, Ж.Колли и других зарубежных ученых. Однако в этих работах недостаточно обосновываются теоретические подходы к способам формирования концепции повышения эффективности управления на рынке услуг и влияние системы управления услугами на перспективы их развития в условиях товарно-денежных отношений.

        Проблемы развития управления  сферой услуг и методологические вопросы учета специфики их функционирования как товара в рыночной экономике частично исследованы в трудах К. Макконела, С. Брю, К. Хаксевера, Р.С. Рассела, Р.Г. Мердина, И.К. Белявского, Л.И. Абалкина, С.И. Немцовой, В.Д. Марковой, О.И. Ожерельевой, Д.И. Правдухина и др.

       Однако и в данных работах отсутствует комплексный подход к раскрытию вопросов взаимоотношения теории и практики при поиске путей развития управления и повышения его эффективности в сфере услуг.

       Гостиничный бизнес в виде особого вида деятельности в сфере услуг в наибольшей мере исследован в трудах Р.А. Браймера, С. Медлика, Х. Инграма, Л.С. Бумера, Ф. Котлера, Д. Фуллера, Д.Х. Акика, Л.С. Фентона, Н.А.Фоулера, Дж.Уокера, Г.А. Бондаренко, Ю.Ф. Волкова, В.А. Квартальнова, Г.А. Гапаряна, С.С.  Скобкина и некоторых других ученых.   Однако в указанных исследованиях отсутствуют решения по способам развития региональных рынков услуг. Труды этих ученых не адаптированы к рынку Казахстана и ориентированы по своим результатам строго на тот национальный рынок страны, гражданами которой они являются.

       В Казахстане отдельные вопросы развития сферы услуг рассматриваются в трудах отечественных ученых лишь по ряду ограниченных задач. Наибольший вклад в решение данной проблемы внесли Б.М.Арынов, Т.А. Ашимбаев, У.Б. Баймуратов, И.Ю. Бенке, А.К. Ералы, К.К. Кажымурат, Р.С. Каренов, М.Б. Кенжегузин, А.К. Кошанов, Е.А.Никифорова, Н.К. Нурланова, А.Ш. Нурсеит, О.С. Сабден, К.А. Сагадиев,  А.Д.  Челекбай, У.К.Шеденов и другие, но и в их работах гостиничный бизнес не нашел своего отражения.

        Целенаправленно гостиничному бизнесу в Казахстане посвящена лишь работа Р.А.Раевой. Однако ни в этой работе, ни в других исследованиях, посвященных развитию туризма в Казахстане, не получил освещение весь комплекс проблем повышения конкурентоспособности и эффективности организации процессов управления национальным гостиничным бизнесом как элементом развития комплексной национальной сферы услуг и способом расширения внешнеэкономической и интеграционной деятельности Казахстана, основанных на изучении достижения мировых стандартов качества управления гостиничным бизнесом в стране и освоении передовых зарубежных методов хозяйствования в данной сфере.

       Недостаток научных исследований в Казахстане в области анализа специфики функционирования рынка услуг и гостиничного бизнеса как активного его элемента, а также отсутствие полноценных исследований в области поиска путей роста эффективности управления гостиничной индустрией Республики Казахстан и повышения ее конкурентоспособности на отдельных ее предприятиях путем трансферта передовых достижений мирового опыта хозяйствования в данную сферу экономики нашей страны послужили основой выбора темы исследования, определения ее актуальности и своевременности.

Информация о работе Управление качеством гостиничных услуг Казахстана