Честь, достоинство, деловая репутация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:59, дипломная работа

Описание работы

Данная дипломная работа посвящена одному из неимущественных прав - праву на честь, достоинство и деловую репутацию. Выбор данной темы был обусловлен ее чрезвычайной актуальностью в современных условиях. Вопрос о чести и достоинстве был и считается одним из жгучих и животрепещущих вопросов. Решение многих современных проблем тесно связано с необходимостью повсеместного утверждения веры в достоинство человеческой личности. Их обеспечение - необходимый атрибут любого государства.
В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию.

Работа содержит 1 файл

Doc2.doc

— 337.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная дипломная работа посвящена одному из неимущественных  прав - праву на честь, достоинство  и деловую репутацию. Выбор данной темы был обусловлен ее чрезвычайной актуальностью в современных  условиях. Вопрос о чести и достоинстве  был и считается одним из жгучих и животрепещущих вопросов. Решение многих современных проблем тесно связано с необходимостью повсеместного утверждения веры в достоинство человеческой личности. Их обеспечение - необходимый атрибут любого государства.

В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию. 
       Честь и достоинство являются категориями историческими, ибо они возникли с появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни личность не в состоянии отменить эти нравственные категории. Следовательно, пока существует человеческий коллектив, его отдельные члены будут подвергаться определенной оценке со стороны окружающих лиц.

Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести  и достоинства соизмерялись с  уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этике многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.

          Первый  официальный документ, посвященный гарантиям прав человека, появился в СССР 5 сентября 1991г. Таковым документом стала Декларация прав и свобод человека. В целях признания и обеспечения прав человека в Российской Федерации 22 ноября 1991г. Верховный Совет Российской Федерации утвердил Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Положения этого важного документа были включены и в текст Российской Конституции.

Закрепление прав и свобод человека в Основном Законе страны и других основополагающих источниках прав человека определяет ориентацию на их обеспечение всех государственных органов, а общества - на осуществление контроля над тем, как эти права и свободы обеспечиваются властью в повседневной практической жизни.

Статья 1 Всеобщей Декларации прав человека (1948г.) гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

В наши дни реальность прав человека в России должна рассматриваться  как своего рода показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий оценки действий законодательной и исполнительной власти.

Российским законодательством  предусмотрена охрана чести, достоинства  и деловой репутации граждан  и организаций и в случаях  их нарушения обеспечивается необходимая система гарантий защиты нарушенных прав. В соответствии с этими гарантиями каждый гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав, каждый вправе защищать свои права, законные интересы всеми, не противоречащими закону, способами. Однако на практике механизм этой защиты, особенно гражданско-правовой, встречает в процессе осуществления довольно много проблем и препятствий.

Наиболее важным  является вопрос об отсутствии единообразия в  содержании понятий чести, достоинства и деловой репутации, перешедших из обыденного языка в язык юридический. Решение его на законодательном уровне значительно бы облегчило процесс судебной защиты данной категории неимущественных прав, ибо о сути спора затруднительно судить, если стороны вкладывают разный смысл в используемую терминологию.

Интересен вопрос о соотношении  права на защиту чести, достоинства, деловой репутации в случае распространения  сведений, не соответствующих действительности и конституционного права граждан  на свободу слова, мысли, как будто имеет место конкуренция правовых норм.

Сложно обстоит дело с вопросами определения размера  морального вреда. На законодательном  уровне эта проблема пока еще не получила однозначного решения. Суды решают этот вопрос исходя из  обстоятельств дела в каждом конкретном случае по-разному. Проблема отсутствия точно сформулированных критериев оценки размера компенсации морального вреда и общего метода количественной оценки его размера порождает сложности в правоприменительной практике. В настоящее время вопросам компенсации морального вреда посвящено постановление Пленума Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" от 20 декабря 1994 г. Но и оно не содержит прямых указаний, которые позволили бы суду обоснованно определять размер компенсации при разрешении конкретного дела.

Выше изложенное свидетельствует  о необходимости подробного изучения данной темы. Для более полного  и всестороннего изучения темы поставлены основные задачи  данного дипломного исследования: раскрыть насколько это возможно содержание таких понятий как честь, достоинство, деловая репутация; показать,  как осуществляется гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации в Российской Федерации; проанализировать судебную практику по данной категории дел; выявить проблемные вопросы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации и попытаться найти пути их наиболее детального урегулирования.

         Решение указанных задач в  данной дипломной работе осуществляется на основе действующего законодательства, ряда научных исследований А.Л. Анисимова, Б.Т. Безлепкина, С.Н. Братусь, Н.Д. Егорова, В.М. Жуйкова, Ю.Г. Иваненко, О.С. Иоффе, М.Н. Малеиной, Л.К. Рафиевой, Ю.К. Толстова, А.М. Эрделевского, С.С. Шевчук и Е.Ю. Турецкого и других,  а также судебной практики Пятигорского городского суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ОХРАНЯЕМЫЕ ЗАКОНОМ БЛАГА

 

    1. Понятие чести.

 

Честь, достоинство и  деловая репутация граждан относятся к числу важнейших объектов гражданских прав и являются неотъемлемыми характеристиками личности – нематериальными  благами (ст.150 ГК РФ). Их защита возведена в ранг конституционного принципа (ст.ст.21, 23 Конституции РФ).

Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.1

Дюжева О.А. определяет честь как социально значимую положительную оценку лица со стороны  общественного мнения.2

Честь и достоинство  неразрывно связаны между собой, поскольку в их основе лежит единый критерий нравственности. Достоинство, находясь в органическом единстве с  честью как с определенной социальной оценкой человека, отражает эту социальную оценку в сознании ее носителя.

Таким образом, категории  чести и достоинства определяют отношение к человеку как высшей общественной ценности.

Понятия и представления  о чести складывались и формировались  в процессе нравственной практики того или иного  общества,  общения людей между собой, поэтому содержание понятия  «честь» является  социальным. При этом  общественная оценка личности не зависит от воли и желания самого  оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно  оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека.

По мнению А.Л. Анисимова, при определении понятия чести  различают два аспекта — объективный и субъективный.3

Та или иная  оценка деятельности индивида коллективом, обществом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается им как нечто общественное, выступает как этическое благо, как оценочная категория, направленная от  общества к личности. 

Что же касается субъективной, личной стороны понятия «честь», то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, действовать  в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями.

Субъективный аспект понятия «честь» всегда неразрывен с объективным, подчиняется и обуславливается последним  и оказывает на него огромное воздействие.4

Существуют и другие точки зрения, как среди отечественных            ученых, так и зарубежных. Например, немецкий философ -                      идеалист конца 19 в.И. Экштейн в книге «Честь в философии и праве»         рассматривает внешнюю честь как этическую оценку личности,                        из которой вытекает уважение, а внутреннюю честь - как                        духовное «я человека», от «всего телесного                               освобожденное».5                    

 При этом Экштейн  считает, что обе формы чести  не связаны одна                         с другой. Он, в частности, заключает,  что «внешняя честь,                                 что бы ни говорили, есть этическое благо, стремление к ней есть           нравственное стремление, ибо  честь    удовлетворяет     нравственным потребностям человека».4

Человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, т.е. от общественного мнения. Можно сказать, что общественное  мнение представляет собой специфическое явление духовной  жизни общества, состояние общественного сознания.6 Его определяют по-разному:  в явлениях духовной жизни общества, особой  форме коллективной  оценочно - познавательной деятельности,  коллективных суждениях, высказываниях, представлениях и другое.

Честь,  прежде всего, означает оценку личности с точки  зрения социально-этической,  и уважительное отношение к ней не  возникает произвольно, а обусловлено как самой  личностью, так и  сущностью и соизмеримостью общественного отношения. Честь это определенная  социальная оценка гражданина, объективное общественное свойство.7  В подобном определении  усматривается  оценочная категория, указывающая на связь человека как гражданина с определенной общностью, постольку существует и категория чести,  так как  честь – это  социальная оценка индивида. В  этом контексте может  возникнуть вопрос: всякое ли  действие  человека может быть объектом  оценки со  стороны общества?

В философской литературе по данному вопросу нет единого  мнения.  Одни считают,  что  только  при  искусственном изолировании человека от окружающей среды можно  вести речь о том, что его действия могут не иметь нравственного содержания и,  следовательно,  соответствующей оценки. Другие же полагают, что  "«лишь те действия могут быть  оценены с точки зрения морали, в которых проявляются или формируются моральные отношения».8

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности - в силу этого проявляется объективный характер категории чести. Объективный характер  критерия  нравственности не допускает субъективного, произвольного  толкования того, что является честью  или бесчестием. Кроме того,  нельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки в отношении конкретного человека или группы людей.

Таким образом, честь  является категорией, отражающей достоинство индивида в сознании других людей, общественную его оценку с учетом существующей  морали и правовых  устоев в этом обществе. Под честью понимается в определенном смысле положительная репутация человека.

 

 

    1. Понятие достоинства.

 

В органическом единстве с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства, которая является  своеобразным отражением этой социальной оценки в сознании его носителя. Иными словами, достоинство -  это самооценка личности, основанная на его  оценке обществом, внутренних убеждениях  и правосознании.1

Формально-правовое закрепление  идей прав отдельной личности и достоинства  человека началось со времен Декларации прав штата Виржиния 1776 г. В документе  записано: «Все люди… обладают  определенными  прирожденными  правами,  коих они … не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением».  Декларация Независимости США 1776 г. утверждает: «Мы считаем очевидным следующие истины:  все люди сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми  правами, к числу которых принадлежат: жизнь, свобода, стремление к счастью».

Французская революция  продолжила это  правовое движение в статьях Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Люди  рождаются,  и остаются свободными и равными в правах».

Международные документы  второй половины 20 в. ратифицированные множеством государств, утвердили «человеческое  достоинство» как идеал, которого интернациональное  сообщество должно достигнуть. Например,  в ст. 1 Всеобщей декларации о правах человека говорится: «Все люди рождаются свободными и равными в своем  достоинстве и правах. Они  наделены разумом и совестью и должны поступать в отношениях друг друга в духе братства».

В § 2 преамбулы Декларации Организации Объединенных наций  звучит  та же мысль: « подтверждая  веру фундаментальные права человека и значимость  человеческой личности, а равные права мужчины  и женщины, а также малых и больших народов…».9

Информация о работе Честь, достоинство, деловая репутация