Шпаргалки по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Криминология изучает преступность, виды преступности, преступления, их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью. Многие из этих рекомендаций передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам разного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений.

Работа содержит 1 файл

Криминалогия.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

5. Причины и условия преступности классифицируются также с точки зрения их временной и пространственной распространенности. Здесь различают:

-причины и условия,  действующие относительно постоянно  и временно (в связи с разовыми  обстоятельствами или событиями);

-причины и условия,  действующие на всей территории  государства, в отдельных его  регионах и специфических зонах  (республиках, портовых городах, курортных зонах, прилегающих к государственной границе, и др.), а также имеющие местный, локальный характер.

 

17 Классификация  причин и условий преступности.

Причины преступности – такие явления общественной жизни, которые порождают преступность, поддерживают ее существование, вызывают ее рост или снижение.

Причинность – объективная, всеобщая генетическая (производящая, порождающая) связь между двумя явлениями: причиной и следствием.

Многообразие проявлений преступности, ее связь со многими сторонами общественной жизни обусловливает неоходимость классификации ее причин.

Правильный выбор классификационных  признаков имеет важное научное  и практическое значение.

Проблему причин преступности, ее сущность и место  в деле борьбы с преступностью необходимо рассматривать на разных уровнях:

1)  индивидуальном – рассматривая личность преступника, исследуя механизм преступного поведения, можно установить и соответствующие обстоятельства, факторы, толкающие лицо на совершение преступления;

2)  социологическом – здесь необходимо обратиться непосредственно к самому обществу, таким его сферам, как социальная, экономическая, политическая, духовная. Эти сферы влияют на формирование личности будущего преступника, мотивацию его поступков и реализацию задуманного;

3)  философском – самой общей причиной преступности в любом обществе можно считать объективно существующие социальные противоречия (всегда существует, но не всегда формально, доминирующий, экономически сильный класс и его противоположность).

Основания классификации причин преступности:

1)  по механизму действия: вредные традиции, нравы, взгляды, привычки, функционирующие на уровне общества, группы или отдельных лиц (социально-психологический детерминант);

2)  по уровню функционирования: общие причины преступности в целом и причины отдельных видов преступлений (или групп) и отдельных преступлений;

3)  по содержанию: экономические, идеологические, политические, социальные, культурные, организационные причины;

4)  по природе: объективные, объективно-субъективные и субъективные причины.

5)  по близости к событию преступления или к их определенной совокупности: ближайшие, отдаленные, непосредственные, опосредованные;

6)  по источникам: внутренние и внешние.

В качестве ближайших  причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно криминогенно деформированная общественная и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права.

Причины, влияющие на преступность, могут также быть:

1)  общие – система всех обстоятельств, при совокупности которых наступает следствие. Речь идет о совокупности всех явлений и факторов, порождающих преступность, и всех условий, обусловливающих ее;

2)  специфические – часть общей причины, наличие которой при определенной ситуации (определенных условий)приводит к преступлению.

Нельзя говорить, что указанные  причины преступности появились  именно сегодня. Они существовали всегда, ведь общественные противоречия вечны – они будут там, где есть общество.

 

18 Механизм преступного  поведения и его структура.

Преступное поведение чела представляет собой процесс, который развертывается как в пространстве, так и во времени и включает в себя не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические явления и процессы, которые и  определяют  развитие  противоправного  поведения.  
Под механизмом преступного поведения понимают связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности, а также внутренних психических процессов и состояний, которые детерминируют решение о совершении преступления, направляющих и  контролирующих  исполнение  этого  решения.  
Механизм преступного поведения имеет свои особенности для умышленного и неосторожного преступления. Наиболее полно он представлен в предумышленных преступлениях, т.е. тех, которые планируются субъектом еще до наступления ситуации, в которой осуществляется преступный замысел. Механизм предумышленного преступления состоит: 
1)мотивация  преступления  
2)планирование  
3)исполнение  (совершение)  преступления 
На первом этапе определяющее значение имеют потребности личности, ее интересы, ценностные ориентации, которые и порождают мотивы совершения преступления. Мотив представляет собой внутреннее побуждение к действию, который в качестве движущей силы имеет потребность, хотя потребность сама по себе нейтральна.  
Вторым звеном является планирование. На этом этапе мотивация конкретизируется в план совершения преступления. Субъект определяет цели и объекты своих действий, средства, место, время совершения преступления, т.е. принимает решение о совершении конкретного  деяния. 
Третьим звеном является непосредственное совершение преступления. Исходя из объективной  стороны  преступление  выражается  в  деянии.  
Механизм содержит по форме те же психологические элементы, что и механизм правомерного поступка. Отличие состоит в его наполненности другим социальным и мировоззренческим содержанием. Механизм реализует волю и сознание субъекта, однако его эмоции, воля и сознание направлены на достижение антиобщественных целей, а их содержание  противоречит  социальным  интересам.  
В научном отношении изучение механизма важно потому, что он раскрывает свойства личности преступника, а также те стороны социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступления, а в практическом плане ее значимость в том, что он помогает определить меры, способные предотвратить преступление и изменить личность преступника.

 

19 Причины и условия  формирования криминогенной мотивации.

Причинную структуру образования  криминогенной мотивации можно  представить также в виде внутренних причин и условий, внешних причин и условий. Внутренней причиной формирования криминогенной мотивации является криминологически значимая информация, но далеко не вся, а только та, которая усваивается человеком, становится его, личной, индивидуально значимой. Сущность этой информации заключается в том, что она содержит в себе концентрирующиеся сведения о криминальных стереотипах поведения определенной направленности.Содержание внутренней причины:

а) Данные об агрессивно-насильственных стереотипах поведения, формирующие  навыки причинения вреда, выхода из любой  проблемной ситуации только при помощи насилия: «Сильный всегда прав», «Против силы не попрешь» и др. б) Сведения о корыстной направленности жизнедеятельности человека, стереотипах наживы, обогащения за чужой счет, культе денег: «Кто платит, тот и музыку заказывает», «У кого деньги — у того и сила» и др. в) Информация о навыках небрежно-легкомысленного поведения, стереотипах нерасчетливости, пренебрежения опасностью, рискованности, навыках небрежности, лености и рассеянности: «Авось пронесет», «Кто не рискует — тот не пьет шампанское» и др.

Содержание внутренних условий:

1/ Генотип — это система наследуемых свойств: анатомических, физиологических, биохимических, нейродинамических и др. — строение человеческого тела, степень развития физической силы и интеллекта, силы воли, эмоциональных процессов; тип темперамента, предрасположенность к развитию способностей, психических, невротических и соматических заболеваний, телесные отклонения (например, «заячья губа»), предрасположенность к половым эксцессам и многое другое.

2/ Жизненный опыт человека складывается  в результате наложения информации на генотип, а затем уже и на сам жизненный опыт, поэтому какие-то стереотипы поведения усваиваются, а иные — отвергаются, третьи — не усваиваются и тому подобное.

 

 

20 Причины и условия  образования криминогенной ситуации.

Внутренними причинами становления криминогенной ситуации является взаимодействие мотиваций субъектов ситуации, если субъекты — отдельные люди, а если же — цельные группы — то взаимодействие направленности этих групп. Внутренние причины выполняют функции образования предкриминогенной ситуации и определяют ее перерастание в криминогенную, направляют развитие отношений именно в криминальную сторону. 2/ Внутренними условиями криминализации ситуации является психофизиологическая и психологическая среда субъектов ситуации, если субъекты — отдельные люди; и социально-психологическая, если субъекты — группы. Функциональная рольвнутренних условий заключается в их воздействии на скорость реакции субъектов ситуации при выборе метода ситуации, способ действия, а также — на адекватность восприятия ситуации и реагирования на нее. Их содержание, если

а) субъекты — отдельные лица:

относительно устойчивые элементы (тип темперамента, психические и  невротические аномалии, возрастные и половые, профессиональные особенности  лиц и т.п.),

варьирующие, изменяющиеся элементы (психические состояния и т.д.);

б) субъекты — социальные группы:

относительно устойчивые элементы (сплоченность групп и т.п.);

изменяющиеся элементы (микроклимат  групп, отражающийся в ее настрое  и т.д.).

При исполнении уголовных наказаний в качестве внутренних условий криминализации ситуаций выступают:

- уровень профессионализма должностных  лиц уголовно-исполнительной системы,  степень сплоченности администрации  этих органов и др.;

- со стороны осужденных —  степень сплоченности группировок осужденных; тип темперамента, сила воли, а также психические состояния осужденных: тоска, угнетенность, тревожность, депрессия и др.;

- микроклимат в трудовых  коллективах, где работают осужденные  к наказаниям с ограничением  свободы или без лишения и  ограничения свободы и др.

3/ Внешними причинами  образования и существования  криминогенных ситуаций при исполнении  наказаний являются социально-психологические  явления, основная функциональная  роль которых заключается в:а)  поддержании сложившейся системы  отношений между субъектами ситуации, как бы в их «подпитке»;

б) в выборе повторяющихся, возрастающих по степени общественной опасности способов разрешения образующейся криминогенной ситуации, ее методов.

 

21 Повод к  совершению преступления.

Поводом преступления является внешнее обстоятельство, которое приводит в действие общественно опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а  не возникшей ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения преступных действий становится показателем того, в каких конкретных условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного порога социальной адаптированности индивида.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, в свою очередь, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления.

Внезапно изменяющиеся условия совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих  решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью. Таким образом, реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

 

22 Криминологическая  виктимология.

Криминологическая виктимология – отрасль криминологии, общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву преступления.

Наряду с общеприменимым в криминологии термином «жертва» криминологическая  виктимология оперирует обозначающим непосредственную жертву преступления термином «потерпевший».

Задачи виктимологии – изучении личности пострадавших от преступления, их межличностных связей с преступником до, во время и после свершения преступления.

Предмет изучения виктимологии – лица, которым преступлением причинен физический, моральный или материальный вред, в том числе и преступники; их поведение, связанное с совершенным преступлением (включая и поведение после него); отношения, которые связывали преступника и жертву до момента совершения преступления; ситуации, в которых произошло причинение вреда и т. д.

Знание о жертвах  насилия или кражи, анализ и обобщение  данных о них наряду с изучением  личности преступника могут помочь лучше определить направление профилактических мероприятий, выделить группы людей, наиболее часто подвергающихся тому или иному общественно опасному посягательству, т. е. установить группы риска и работать с ними.

Криминологическая виктимология изучает:

1) социальные, психологические, правовые, нравственные и иные характеристики жертв преступлений – для того чтобы выяснить, почему, в силу каких эмоциональных, волевых, моральных качеств, какой социально обусловленной направленности человек оказался потерпевшим;

2) отношения, связывающие преступника и жертву (потерпевшего) – чтобы ответить на вопрос, в какой мере эти отношения значимы для создания предпосылок преступления, как они влияют на завязку преступления, мотивы действий преступника;

3) ситуации, которые предшествуют преступлению, а также ситуации непосредственно преступления – чтобы ответить на вопрос, как в этих ситуациях во взаимодействии с поведением преступника криминологически значимо проявляется поведение (действие или бездействие) жертвы (потерпевшего);

4) посткриминальное поведение жертвы (потерпевшего) – чтобы ответить на вопрос, что он предпринимает для восстановления своего права, прибегает ли к защите правоохранительных органов, суда, препятствует или способствует им в установлении истины. Сюда относится и система мероприятий профилактического характера, в которых учитываются и используются защитные возможности как потенциальных жертв, так и реальных потерпевших;

Информация о работе Шпаргалки по "Криминологии"