Шпаргалки по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Криминология изучает преступность, виды преступности, преступления, их причины, иные виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью. Многие из этих рекомендаций передаются другим специалистам: экономистам, социологам, юристам разного профиля для их детальной проработки с учетом специальных научных познаний и разработки целого комплекса конкретных мер по устранению причин и условий криминальных явлений.

Работа содержит 1 файл

Криминалогия.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

5) пути, возможности, способы возмещения причиненного преступлением вреда, и в первую очередь физической реабилитации жертвы (потерпевшего). Виктимология изучает различные проблемы, связанные с причинением вреда. Прежде всего она обращается к личностным качествам и поведению жертв, в большей или меньшей степени детерминирующим преступные действия причинителей вреда, к ситуациям, чреватым опасностью причинения насилия.

 

23 Понятие предупреждения  преступности: основные направления,  принципы, методы и средства.

Определяющую роль в  борьбе с преступностью играет деятельность различных правоохранительных органов. Охарактеризовать эту деятельность можно словосочетанием предупреждение преступности.

Предупреждение  преступности (преступлений)  – узаконенная деятельность, т. е. закрепленная законодателем в нормативно-правовом акте. Субъектный состав в данном случае не будет ограничен исключительно правоохранительными органами. Сюда также можно отнести и различные общественные организации, учреждения, конкретных граждан и иных лиц, прямо или косвенно выполняющих предупредительные функции. Предупреждение преступности – деятельность названных субъектов, закрепленная законодательством и направленная на устранение или уменьшение причин и условий, влияющих на совершение правонарушений. Предупреждение преступности осуществляется необходимыми мероприятиями:

-выявлением;-пресечением;-изобличением, наказанием виновных и их исправлением;

-предотвращением преступлений  на общесоциальном и специально  криминологическом уровнях.

Деятельность, связанная  с предупреждением преступности, как и любая другая деятельность, должна удовлетворять принципу законности. Субъектам рассматриваемой деятельности необходимо следовать букве закона и ни в коем случае не превышать служебных полномочий. Наравне с законностью должны соблюдаться принципы гласности, справедливости, гуманности, демократизма.

Рассматриваемая деятельность обладает довольно широким кругом предупредительных мероприятий. Однако можно выделить ее основные направления предупреждение:

1.организованной преступности;

2.экономической преступности;

3.преступности несовершеннолетних  и молодежи;

4.насильственных преступлений  против личности и хулиганских проявлений;

5.преступлений, совершаемых  должностными лицами правоохранительных  органов;

6.преступлений, совершаемых  женщинами. При проведении этой  работы необходимо иметь в  виду, что женская преступность  отличается от мужской как  количественно, так и качественно;

7.неосторожной преступности;

8.преступлений, совершаемых  в местах лишения свободы, представляет  повышенную актуальность.

Предупреждение преступности общесоциальным путем осуществляется также посредством таких значимых мероприятий, которые осуществляются с целью внесения изменений в развитие общества, отдельных общественных отношений (экономических, политических, социальных и т. д.)

 

24 Классификация  предупредительных мер.

При классификации предупредительных  мер по такому основанию, как уровень  профилактической деятельности, выделяют предупредительные меры:

   1) в общесоциальном  направлении; 2) в специальнокриминологическом  направлении.

       При  классификации предупредительных  мер по масштабу предупредительной  деятельности различают названные  мероприятия в рамках:1)всего общества;

      2) отдельных  социальных групп или определенного  круга лиц; 3) индивидуальной профилактики.  В зависимости от территории  деятельности по предупреждению  преступлений различают: 

      1) общегосударственные; 2) региональные;3) местные;4) локальные предупредительные меры. Предупредительные мероприятия подразделяются в зависимости от характера воздействия на отношения:

      1) хозяйственно-экономические; 2) собственно экономические. 3) социально-политические;4) идеологические.5) организационно-управленческие;6) технические.  7) правовые.

       Формы  предупреждения преступлений заключаются  в осуществлении соответствующей  деятельности различными субъектами:

      1) ведущая  роль в деле по устранению  негативных процессов и явлений, отрицательно влияющих на состояние преступности, а также на формирование личности в нравственном плане, принадлежит непосредственно трудовым коллективам и общественности. Это объясняется тем, что большую часть своего времени человек находится на работе, в коллективе и его общественных организациях;

      2) органы  государственной власти в деле  по предупреждению преступлений  играют роль координаторов и  определяют основное направление  данной деятельности. Посредством  нормотворчества (издания федеральных законов, законов, подзаконных актов и иных нормативных правовых актов) устанавливается компетенция других субъектов предупредительной и профилактической работы; принимаются различные программы и планы по предупреждению преступлений и т. д.;

      3) местные органы власти в соответствии с законом обязаны обеспечивать соблюдение законности и надлежащего правопорядка на своей территории. При этом данная деятельность должна проводиться в рамках, установленных законодательством федерального уровня и законами субъектов РФ.

 

25 Субъекты  предупредительной деятельности: система,  виды, функции.

Субъектами предупреждения преступлений являются органы государственной  власти и органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации; имеющие в этой сфере определенные права и обязанности и несущие ответственность за достижение возложенных задач. При этом нужно отметить, что деятельность по предупреждению преступлений отличается высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу, правомочиям, формам и методам, степени специализации.

Деятельность конкретного  субъекта может быть ориентирована  на непосредственное осуществление  правовой охраны основных ценностей  общества, специализированной в сфере  предупреждения преступлений; на оптимизацию  условий общехозяйственной и  общевоспитательной работы, выражающейся в устранении криминогенных факторов и позитивной коррекции личности; общую организацию и “сквозное” обслуживание общехозяйственной и общевоспитательной деятельности в отдельных отраслях народного хозяйства, органах здравоохранения, просвещения и т.д. По месту в государственной и общественной системе субъекты профилактики могут быть классифицированы следующим образом: государственные (федеральные и субъектов федерации), муниципальные; неправительственные (негосударственные и немуниципальные), в том числе коммерческие и некоммерческие структуры, общественные объединения и специализированные формирования; граждане.

По задачам, компетенции  и содержанию деятельности, предупреждающей  преступность, субъекты профилактики классифицируются на: органы власти общей компетенции (их учреждения, организации, предприятия); неспециализированные; частично специализированные; специализированные органы.

 

26 Криминологическое  прогнозирование и планирование.

1. Криминологический  прогноз — это вероятное суждение о будущем состоянии (уровне, структуре) ее детерминант и возможностей профилактики через определенный период времени, включающее качественную и количественную оценку предполагаемых изменений и указание примерных их сроков. Прогноз может охватывать: преступность и ее изменения на территории страны или региона (республики, области, экономического района и т.д.), преступность и ее изменения в целом и по отдельным ее видам. 2. Криминологический прогноз [Прогноз - "предвидение", "предсказание".] предполагает использование: а) статистических данных, как правило, не менее чем за десять предшествующих лет, характеризующих состояние и тенденции общесоциальных процессов, устойчиво и интенсивно связанных с динамикой преступности (демографических, экономических, идеологических, социально-психологических, организационно-управленческих и др.); б) данных о планируемых (прогнозируемых) изменениях состояния и тенденций этих процессов на период, охватываемый криминологическим прогнозом; в) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих не менее чем за десять предшествующих лет состояние и тенденции “фоновых” явлений преступности (пьянство и алкоголизм, наркомания, половой аморализм, ведение паразитического образа жизни, мелкое хулиганство, мелкие хищения и валютные сделки, мелкая спекуляция и т. д.); г) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих не менее чем за десять предшествующих лет состояние и динамику преступности; д) статистических данных и результатов выборочных исследований, характеризующих тенденции (объем, структуру и результаты) практики применения мер профилактики и уголовно-правовых мер; е) данных о планируемых изменениях в правовом регулировании и ресурсном обеспечения борьбы с преступностью. 3. По времени прогнозы делятся на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

1. Криминологическое  планирование представляет собой  разработку целей и задач в  сфере борьбы с преступностью,  направлений, путей и средств  решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период.

   2. Криминологическое  планирование в целом должно  рассматриваться как составная  часть единой системы государственного  планирования экономического и  социального развития. Вместе с тем оно имеет различную степень интенсивности связей с планированием на общесоциальном уровне.  3. По срокам различается краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное криминологическое планирование. 4. По содержанию, масштабам и целям различается комплексно-территориальное, комплексно-отраслевое, функционально-ведомственное криминологическое планирование.

 

27 Координация  деятельности в сфере предупреждения  преступности.

Координационная деятельность осуществляется в целях повышения  эффективности борьбы с преступностью. Достижение указанных целей предполагает объединение усилий правоохранительных органов в работе, разработку и согласованность их действий по своевременному выявлению, пресечению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, при строгом соблюдении законности.Координационная деятельность правоохранительных органов направлена на обеспечение всестороннего анализа состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений. Результатом таких действий становится выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью, разработка совместно с, другими государственными органами, научными учреждениями мероприятий по предупреждению преступлений и иных правонарушений, подготовка предложений по улучшению правоохранительной деятельности, по совершенствованию правового регулирования деятельности по борьбе с преступными проявлениями. На федеральном уровне участниками координации являются Генеральная прокуратура РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и другие ведомства правоохранительных органов. Непосредственно под руководством Генерального прокурора РФ на этом уровне функционирует Координационное Совещание руководителей федеральных правоохранительных органов, которое принимает различные совместные решения по вопросам борьбы с преступностью обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками этих органов. На уровне регионов роль координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью выполняют прокуроры субъектов Федерации, а в состав участников координации входят военные и иные специализированные прокуроры и руководители правоохранительных органов, дислоцирующиеся на территории субъекта РФ.

Основную работу по координированию  на местном (муниципальном) уровне выполняют  прокуроры городов (районов) и приравненные к ним прокуроры, а другими  участниками являются руководители соответствующих правоохранительных органов, осуществляющие деятельность по борьбе с преступностью на данной территории.

 

28 Биологические  криминологические теории.

 

29 Социологические  теории причин преступности и  ее предупреждения.

.

30 Международное  сотрудничество в борьбе с  преступностью.

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью  осуществляется в рамках, установленных  отдельными странами, на основе существующих международных соглашений, национальных законодательств, технических возможностей и, наконец, доброй воли всех заинтересованных сторон. Это составная часть международных отношений. Даже те государства, которые не имеют тесных политических и экономических контактов, как правило, не пренебрегают контактами в области противодействия преступности.

Формы международного взаимодействия в области борьбы с преступностью весьма разнообразны:

1.оказание помощи по  уголовным, гражданским и семейным  делам;

2.заключение и реализация  международных договоров и соглашений по борьбе с преступностью, и прежде всего транснациональной преступностью;

3.исполнение решений  иностранных правоохранительных  органов по уголовным и гражданским  делам;

4.регламентация уголовно-юридических  вопросов и прав личности в  области обеспечения правопорядка;

5.обмен информацией,  представляющей взаимный интерес  для правоохранительных органов;

6.проведение совместных  научных исследований и разработок  в области борьбы с преступностью;

7.обмен опытом правоохранительной  работы;

8.оказание содействия в подготовке и переподготовке кадров;

9.взаимное предоставление  материально-технической и консультативной  помощи.

Стратегические вопросы  международного сотрудничества в области  борьбы с преступностью решаются Организацией Объединенных Наций. ООН вырабатывает основные стандарты, принципы, рекомендации, формулирует международные нормы в защиту лиц, обвиняемых в совершении преступлений, и лиц, лишенных свободы.

Форма международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью  – регулярно проводимые совещания министров юстиции, полиции и служб безопасности. Совещание этих ведомств готовят рабочие группы экспертов.

Информация о работе Шпаргалки по "Криминологии"