Процедура «беспошлинная торговля». Особенности применения таможенных платежей. Ответственность за несоблюдение требований процедуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выявить особенности данной таможенной процедуры, в частности по уплате таможенных платежей.
Для осуществления цели, ставлю перед собой следующие задачи: ознакомится с новым Таможенным Кодексом;
изучить научные источники, журналы, газетные публикации;
узнать как поставленные вопросы применяются на практике;
сделать выводы по проделанной работе.

Содержание

Введение______________________________________________________4стр
1 вопрос Теоретическая часть
1.1. Общие положения о таможенных процедурах, таможенной стоимости, платежах_______________________________________________________6стр
1.2. Помещение товаров под таможенную процедуру «беспошлинная торговля»______________________________________________________8 стр
1.3.Порядок применения таможенных пошлин, налогов и ограничений при помещении товаров под там. процедуру «беспошлинная торговля» ____11стр
2 вопрос Практическая часть____________________________________22 стр
Заключение___________________________________________________44 стр
Список литературы______________________

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Представительство в г. Ижевске 
 
 

Утверждаю

Зав. кафедрой_____________ 
 
 
 
 
 

« Процедура «беспошлинная торговля». Особенности применения таможенных платежей. Ответственность за несоблюдение требований процедуры».  
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель темы студент   Мезенцева Наталья  Алексеевна, 5 курс 
 

Научный руководитель   Пенкина Марина Анатольевна

 

МОСКОВСКИЙ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Представительство в г. Ижевске 
 
 

Ф-т «Таможенное  дело»

Студент 5 курса, Мезенцева Наталья Алексеевна 
 
 
 
 
 

«Процедура  «беспошлинная торговля». Особенности  применения таможенных платежей. Ответственность  за несоблюдение требований процедуры». 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Таможенные платежи и таможенная

                                                  стоимость в различных таможенных режимах» 
 
 

Научный руководитель____________________________________ 

Пенкина Марина Анатольевна 
 
 
 

Ижевск 2011

МОСКОВСКИЙ  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Представительство в г. Ижевске 
 
 

Содержание 

Введение______________________________________________________4стр

1 вопрос Теоретическая часть

1.1. Общие положения о таможенных процедурах, таможенной стоимости, платежах_______________________________________________________6стр

1.2. Помещение товаров под таможенную процедуру «беспошлинная торговля»______________________________________________________8 стр

1.3.Порядок применения  таможенных пошлин, налогов и  ограничений при помещении товаров под там. процедуру «беспошлинная торговля» ____11стр

2 вопрос Практическая часть____________________________________22 стр

Заключение___________________________________________________44 стр

Список  литературы____________________________________________47 стр

Приложения______________________________________________________

 

Введение. 

Для целей использования  и (или) распоряжения товарами на территории таможенного союза, в том числе  территории Российской Федерации, а также вывоза товаров за пределы такой территории, предусмотрено применение таможенных процедур. Ранее для таких целей применялись таможенные режимы, установленные Таможенным кодексом РФ. 

Таможенная процедура  — это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.  

 Таможенный  Кодекс Таможенного Союза предусматривает применение 17 таможенных процедур, в том числе выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, переработку на таможенной территории, переработку вне таможенной территории, переработку для внутреннего потребления, временный ввоз (допуск), временный вывоз, реимпорт, реэкспорт, беспошлинную торговлю, уничтожение, отказ в пользу государства, свободную таможенную зону, свободный склад, специальную таможенную процедуру.

Таможенный кодекс Таможенного союза вступил в силу с 1 июля 2010 года. Какие же новшества в связи с этим ожидают участников внешнеэкономической деятельности в области уплаты таможенных платежей? Произошедшие изменения условно можно разделить на группы: общие вопросы и особенности уплаты таможенных платежей в связи с помещением товаров под таможенные процедуры. 
 
 
 

Кроме того, в  ТК ТС дано четкое определение льгот по уплате таможенных платежей. Так, под льготами будут пониматься тарифные преференции, тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин), льготы по уплате налогов, льготы по уплате таможенных сборов. 
Основной задачей при декларировании товаров является определение таможенной процедуры и начисление таможенных платежей. Темой моей работы является изучение процедуры «беспошлинная торговля», которая имеет много интересных особенностей, что делает ее актуальной.

Цель работы - выявить особенности данной таможенной процедуры, в частности по уплате таможенных платежей.

 Для осуществления  цели, ставлю перед собой следующие  задачи: ознакомится с новым Таможенным Кодексом;

изучить научные источники, журналы, газетные публикации;

узнать как поставленные вопросы применяются на практике;

сделать выводы по проделанной работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1 Теоретическая часть.

1.1.Общие  положения.

По выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств-членов таможенного союза ( ст. 203 ТК ТС )  
В соответствии со статьей
3 ТК ТС таможенное законодательство таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов таможенного союза. Кроме того, согласно ст. 3 ТК РФ, источниками правового регулирования отношений по установлению и применению таможенных процедур (режимов) в Российской Федерации являются: ТК РФ, принимаемые в соответствии с ТК РФ федеральные законы, составляющие категорию актов таможенного законодательства, а также указы Президента Российской Федерации.  
Таможенная процедура (режим) в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, - это совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами. (См. также пп. 22 п.1 ст. 11 ТК РФ)  
Исходя из указанного определения, таможенные процедуры представляют собой совокупность условий, требований и ограничений, определяющих порядок помещения товаров под таможенную процедуру, пользования и (или) распоряжения товарами в рамках используемой таможенной процедуры, а также завершения действия таможенной процедуры.  
Таможенная процедура определяется как совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.  
Иными словами таможенная процедура, по своей сути, определяет пределы возможного использования товаров или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС и границу Российской Федерации с учетом административных ограничений.  
Перечень таможенных процедур определен в статье 202
ТК ТС (также ст. 155 ТК РФ.) Характерно, что лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую. Выбор таможенной процедуры, равно как и его изменение на любой иной осуществляется только при соблюдении условий помещения товаров под выбираемую таможенную процедуру и только лицом, отвечающим определенным ТК ТС и ТК РФ требованиям.  
Следует отметить, что лица обязаны соблюдать запреты и ограничения вне зависимости от заявленной таможенной процедуры.  
В соответствии с п. 2 ст. 152 ТК ТС, товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника, если иное не установлено законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. Аналогичное законное предписание установлено и в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ТК ТС ( п.3 ст. 152 ТК ТС, также ст. 13 ТК РФ)  
В РФ, перечень лиц, несущих обязанность по заявлению в отношении товаров таможенной процедуры установлен статьей 16 ТК РФ. Перечень лиц, обладающих таким правом, установлен статьей 126 ТК РФ.
Письмом ФТС России от 31.08.2004 № 01-06/192 "О декларанте товаров" даны разъяснения о порядке применения указанных статей, также в ст.186 ТК ТС. 
Заявление в отношении товаров и транспортных средств (рассматриваемых в качестве товаров) таможенной процедуры осуществляется при применении таможенной процедуры декларирования.  
Право пользования товарами в соответствии с выбранной таможенной процедурой лицо приобретает в результате совершения таможенным органом юридически значимого действия - выпуска товаров, заключающегося в действии таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (пп.5 п.1 ст. 4
ТК ТС ; также пп. 23 п. 1 ст. 11 ТК РФ ). День принятия такого решения является днем помещения товаров под выбранную таможенную процедуру. День помещения товаров под таможенную процедуру является моментом начала действия таможенной процедуры.  
1.2. Помещение товаров под процедуру « беспошлинная торговля». 
Беспошлинная торговля ( гл. 41 ТК ТС ; также § 2 гл.21 ТК РФ ) - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.  
Согласно ст.
303 ТК ТС , под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов таможенного союза (также ст. 259 ТК РФ) . 
На территории РФ на сегодня, такой Перечень установлен
распоряжением Правительства РФ от 12.11.2003 № 1642-р и включает в себя следующие категории товаров:  
- товары, не предназначенные для личного пользования или потребления физическими лицами;  
- тяжеловесные товары (весом более 20 кг) и громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);  
- товары, предназначенные для реализации в первичных упаковках, предназначенных для розничной продажи, если такие товары не упакованы указанным образом до их помещения под таможенную процедуру беспошлинной торговли (товары, требующие расфасовки, упаковки или взвешивания).  
- товары ТС, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением:  
- изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных (включая икру), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;  
- икры осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированной в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.;  
- лекарственных препаратов (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики), применяемых в медицинских целях и зарегистрированных в Российской Федерации, в упаковках для розничной продажи, если они могут продаваться без рецепта (назначения) врача;  
- ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также янтаря, за исключением уникальных янтарных образований;  
- сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических.  
Ввоз алкогольной продукции, табака и табачных изделий на таможенную территорию ТС возможен в соответствии с приказом
ГТК РФ от 24.01.2001 № 80 "О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли" только при наличии на товарах наклеенных в установленном порядке акцизных или специальных марок. Такие марки наклеиваются еще до момента ввоза товаров на таможенную территорию ТС.  
Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию ТС, подлежащие маркировке марками акцизного сбора или специальными марками, ввозятся и помещаться под таможенной процедурой беспошлинной торговли без акцизных и специальных марок при наличии на этикетках и контрэтикетках (для алкогольной продукции) и упаковках (для табака и табачных изделий) обозначения на русском языке:  
"Только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или текстом аналогичного содержания на английском языке - "For duty free sale only". Указанное обозначение наносится как типографским способом, так и с путем нанесения дополнительных наклеек (стикеров). Большинство организаций, открывших магазины беспошлинной торговли, ввозят алкогольную продукцию, табак и табачные изделия иностранного производства с такой надписью, нанесенной типографским способом на предприятии - изготовителе. Также не подлежат маркировке марками акцизного сбора или специальными марками алкогольная продукция, табак и табачные изделия, произведенные на территории ТС.  
Реализация товаров, имеющих специальную маркировку, запрещена. Такие товары признаются находящимися в незаконном обороте и подлежат изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации (
постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 200 (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.12.2000 N 970)"О маркировке отдельных подакцизных товаров, предназначенных для реализации в магазинах беспошлинной торговли"). 
Согласно п.3 ст.
303 ТК ТС, товары, используемые для обеспечения нормального функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли не подлежат.  
К таким товарам, в частности, относятся:  
- оборудование, предназначенное для обустройства помещений магазина беспошлинной торговли;  
- пробники (тестеры) и иные товары, предназначенные в соответствии с законодательством страны-участника ТС для реализации на территории этого государства отдельных видов товаров.  
1.3.Порядок применения таможенных пошлин, налогов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

 В отношении  иностранных товаров, помещаемых  под таможенную процедуру беспошлинной  торговли, предоставляется освобождение  от уплаты таможенных пошлин, налогов, поскольку такие товары предназначены для реализации гражданам при их выезде за границу и фактически вывозятся за пределы таможенной территории ТС.  
 
К таким товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством государств-участников ТС.  
Иные запреты и ограничения, не имеющие экономического характера и установленные исходя из целей государственной, экологической безопасности стран-участниц ТС, защиты прав интеллектуальной собственности, а также защиты здоровья и нравственности населения, подлежат применению.  
К таким, в частности, относится лицензирование импорта, хранения и поставок алкогольной продукции, ввозимой из других стран на таможенную территорию ТС.  
В отношении отдельных категорий товаров, подлежащих обязательной государственной сертификации, требуется представление соответствующих сертификатов.  
В отношении иностранных товаров, ранее помещенных под иные таможенные процедуры при их ввозе на таможенную территорию ТС, при помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли производится возврат ранее уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин и налогов, если такая уплата производилась.  
При помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли товаров ТС производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством страны-участника ТС о налогах и сборах.  
Согласно п.1 ст.
306 ТК ТС , обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру беспошлинной торговли, прекращается у декларанта: 
при реализации этих товаров физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза; 
при помещении этих товаров под иную таможенную процедуру; 
при задержании товаров таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС; 
в случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС. 
Согласно п. 2 ст.
303 ТК ТС, заявителем (декларантом) таможенной процедуры беспошлинной торговли может быть только владелец магазина беспошлинной торговли. Декларировать товары в соответствии с данной таможенной процедурой владелец магазина беспошлинной торговли может как самостоятельно, так и посредством услуг таможенного брокера.  
При помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли в соответствии со статьями
196 и 85 ТК ТС (также ст. 152, 160 и 337 ТК РФ) таможенные органы требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок применения данного положения разъяснен письмом ГТК РФ от 07.04.2004 № 01-06/12823 "Об использовании обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров под таможенный режим беспошлинной торговли", в соответствии с которым при помещении под рассматриваемую таможенную процедуру иностранных товаров, предназначенных для продажи в магазине беспошлинной торговли, который функционирует менее одного года, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с главой 31 ТК РФ должно предоставляться обязательно (также гл. 12 ТК ТС ).  
При этом:  
- если склад магазина беспошлинной торговли расположен вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, где функционирует магазин, то размер обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов определяется как сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения, и в этом случае применяются положения приказа ФТС РФ от 25.07.2008 N 917 (ред. от 14.01.2010) "Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите". 
Возврат обеспечения уплаты таможенных платежей в указанном случае осуществляется после предоставления владельцем магазина беспошлинной торговли соответствующего отчета по установленной форме о реализации указанных товаров в магазине беспошлинной торговли;  
- если склад магазина беспошлинной торговли расположен в пределах пункта пропуска через Государственную границу РФ, где функционирует магазин, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере в отношении всех товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли по одной таможенной декларации, которое должно быть равно сумме таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных подакцизных товаров, задекларированных в этой таможенной декларации.  
При помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли иностранных товаров, предназначенных для продажи в магазине беспошлинной торговли, который функционирует более одного года, обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется с учетом следующих особенностей:  
- если склад магазина беспошлинной торговли расположен вне пределов пункта пропуска через Государственную границу РФ, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере, которое должно быть равно сумме таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных товаров, одновременно находящихся на складе магазина беспошлинной торговли;  
- если склад магазина беспошлинной торговли расположен в пределах пункта пропуска через Государственную границу РФ, где функционирует магазин, то таможенным органом может быть потребовано обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в фиксированном размере, которые подлежали бы уплате при выпуске для свободного обращения иностранных подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли .  
Дополнительно следует учитывать, что в рассматриваемых выше случаях не применяется порядок работы таможенных органов с генеральным обеспечением уплаты таможенных пошлин и налогов, установленный распоряжением ГТК РФ от 25.12.2003 N 700-р "Об утверждении Порядка работы таможенных органов с генеральным обеспечением уплаты таможенных платежей".  
Разрешение на помещение товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли выдается таможенным органом путем осуществления выпуска товаров в заявленной таможенной процедуре. Такие товары декларируются (заявляются к таможенной процедуре) владельцем магазина беспошлинной торговли (для этих целей магазин должен быть открытым в соответствии с установленным порядком) путем подачи ГТД, заполненной в соответствии с:  
- правилами заполнения ГТД при декларировании российских товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли (в отношении товаров ТС);  
- правилами заполнения ГТД при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и (или) выпускаемых для свободного обращения (в отношении иностранных товаров).  
Вышеуказанные правила установлены
(приказом ФТС РФ от 11.08.06 № 762 (в ред. Приказов ФТС РФ от 17.11.2006 N 1179, от 20.12.2006 N 1340, от 13.08.2007 N 964, от 04.09.2007 N 1057, с изм., внесенными Решением ВАС РФ от 21.05.2007 N 1844/07)"Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации". 
Одновременно с ГТД в таможенный орган должны быть представлены все иные документы и сведения, необходимые для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установленные
приказом ФТС РФ от 25.04.07 № 536 (ред. от 17.02.2010) "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом".  
Одним из основных документов является уведомление о сроке открытия магазина беспошлинной торговли.  
Основным требованием, относящимся к порядку и условиям реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, является их розничная торговля (оптовая и мелкооптовая торговля не допустимы) непосредственно в магазине беспошлинной торговли.  
Магазины беспошлинной торговли открываются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Помимо непосредственно расположенных по периметру государственной границы статус пунктов пропуска имеют морские, речные порты и аэропорты, открытые для международного сообщения.  
Открытие магазина беспошлинной торговли (ст.261 ТК РФ) осуществляется в соответствии с порядком установления режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации при наличии регистрационных или разрешительных документов на розничную торговлю товарами, если обязательность их получения предусмотрена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.  
Владелец магазина беспошлинной торговли обязан предварительно уведомить таможенный орган, в регионе деятельности которого находится такой магазин, о сроке открытия магазина беспошлинной торговли. Уведомление подается в произвольной письменной форме в таможенный орган, в регионе деятельности которого открывается магазин беспошлинной торговли. Выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли (выдача таможенным органом разрешения на помещение товаров под эту таможенную процедуру), прибывших в адрес такого магазина, допускается только после получения таможенным органом такого уведомления.  
Уведомление подается, как правило, не позднее, чем за 15 дней до дня (даты) открытия, указанного в уведомлении. Получение уведомления о сроке открытия магазина беспошлинной торговли удостоверяется письмом таможни за подписью начальника таможни либо лица его замещающего, адресованном владельцу магазина беспошлинной торговли. 
Направляется уведомление владельцу магазина беспошлинной торговли по почте или вручается непосредственно его уполномоченному представителю и является документом, подтверждающим сведения о получении уведомления о сроке открытия магазина беспошлинной торговли.  
Розничная торговля товарами в магазинах беспошлинной торговли должна осуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями законодательства Российской Федерации, установленными в отношении розничной торговли товарами отдельных категорий.  
Владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо ТС.  
Требования, предъявляемые к обустройству и оборудованию магазина беспошлинной торговли (ст. 260 ТК РФ).
 
Помещения магазина беспошлинной торговли, имеющие статус зон таможенного контроля, могут состоять из:  
- торговых залов; - подсобных помещений; - складов.  
Помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить продажу товаров исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, а также сохранность товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля.  
Торговые залы должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на территории Российской Федерации, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории.  
В целях выполнения данного требования здание магазина беспошлинной торговли должно быть расположено в пределах пункта пропуска за зоной проведения непосредственно фактического таможенного контроля в зоне движения автотранспорта и физических лиц на выезд из Российской Федерации в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.  
В торговых залах магазина беспошлинной торговли должна непосредственная реализация товаров физическим лицам, выезжающим за границу. На складах хранятся товары, заявленные и помещенные (выпущенные) под таможенную процедуру беспошлинной торговли. В подсобных помещениях должны находиться товары, подлежащие перемещению в торговый зал. При этом для целей функционирования магазина беспошлинной торговли достаточно наличие торгового зала и склада. Подсобные помещения могут не выделяться, если площадь торгового зала достаточна для размещения большого количества товаров, перемещаемых со склада единовременно.  
В соответствии с общими требованиями розничной продажи отдельных видов товаров торговый зал магазина беспошлинной торговли должен быть оборудован стеллажами и витринами, позволяющими потенциальному покупателю ознакомиться с внешним видом и иными характеристиками товаров непосредственно до покупки.  
Приказом ГТК РФ от 12.11.2003 № 1271 "О порядке совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенной процедуры беспошлинной торговли и обязательных требованиях к обустройству складов магазина беспошлинной торговли" (зарегистрирован Минюстом РФ 05.12.2003, регистрационный № 5301) установлены требования к обустройству складов магазина беспошлинной торговли, если такие склады расположены вне пределов пунктов пропуска через Государственную границу РФ. Такие требования включают в себя: 
- обеспечение сохранности товаров; - исключение доступа к товарам посторонних лиц (лиц, не являющихся работниками магазина беспошлинной торговли); - обеспечение возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля.  
Помещения, используемые в качестве склада, должны располагаться в зданиях или сооружениях и отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации.  
Внутри склада магазина беспошлинной торговли не могут располагаться коридоры, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки.  
Площадь помещений, используемых в качестве склада, должна быть достаточной для нормального функционирования склада с учетом настоящих обязательных требований.  
Помещения склада должны иметь обозначения, соответствующие установленным требованиям к обозначению зон таможенного контроля.  
Склад должен быть оборудован постоянно находящимися в исправном состоянии и достаточными для его нормального функционирования:  
- погрузо-разгрузочными средствами и средствами транспорта; - складским оборудованием; - средствами для взвешивания товаров, точность и пределы измерения, которых соответствуют характеру товаров, предполагаемых к хранению на складе.  
Помещения склада должно быть оборудованы двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа Российской Федерации.  
В помещении склада перед проемом здания, через который осуществляется принятие товаров на склад и выдача товаров со склада, должна быть постоянно выделена отдельная площадь размером не менее 5 метров в длину и не менее 5 метров в ширину, обозначенная по периметру сплошной белой линией (шириной не менее 20 см.) для целей проведения таможенного контроля.  
Указанная площадь склада не может использоваться для хранения товаров.  
На указанной площади должно располагаться оборудование, позволяющее должностным лицам таможенных органов осуществлять составление и оформление таможенных документов.  
Круг обязанностей владельца магазина беспошлинной торговли определен статьей 262 ТК РФ. При этом все обязанности сводятся к необходимости соблюдения условий, требований и ограничений таможенной процедуры беспошлинной торговли, порядка реализации товаров в магазине беспошлинной торговли, установленного в соответствии с ТК ТС и ТК РФ, а также законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере розничной торговли товарами.  
Дополнительными обязанностями владельца магазина беспошлинной торговли являются ведение учета поступления и реализации товаров в магазине беспошлинной торговли и представления отчетности в таможенные органы, а также в случае закрытия магазина беспошлинной торговли в уведомлении об этом таможенных органов.  
Владелец магазина беспошлинной торговли несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в случае утраты иностранных товаров либо их использования в иных целях, чем продажа в магазине беспошлинной торговли в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории ТС, в соответствии с требованиями и условиями, установленными законодательством Российской Федерации.  
В отношении владельца магазина беспошлинной торговли также применяется общее условие освобождения от ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения либо безвозвратной утраты товаров вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения или реализации.  
Владелец магазина беспошлинной торговли не реже одного раза в три календарных месяца предоставляет в таможню, в регионе деятельности которой функционирует магазин беспошлинной торговли, отчетность о товарах, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли и реализованных в магазине беспошлинной торговли, а также о товарах, в отношении которых таможенная процедура беспошлинной торговли изменена на иную таможенную процедуру, по форме, установленной
Приказом ГТК РФ от 12.11.2003 № 1271 "О порядке совершения отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима беспошлинной торговли и обязательных требованиях к обустройству складов магазина беспошлинной торговли". При этом таможенный орган вправе запросить предоставление отчета в любое время. В этом случае отчет должен быть предоставлен в течение 7 дней со дня получения письменного запроса об этом таможенного органа.  
Такой отчет также предоставляется и в случае закрытия магазина беспошлинной торговли.  
Согласно
ст.305 ТК ТС , действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается реализацией товаров, помещенных под эту таможенную процедуру, в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо помещением этих товаров под иные таможенные процедуры в соответствии с ТК ТС.  
Для целей осуществления таможенного контроля соблюдения порядка проведения отдельных таможенных операций в при использовании таможенной процедуры беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли представляет отчет в таможенные органы по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.  
В случае закрытия магазина беспошлинной торговли (п. 2
ст.305 ТК ТС , ст.263 ТК ТФ) с товарами производятся следующие действия:  
- В случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение 1 (одного) месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности указанного магазина При несовершении указанных действий, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС. (п. 2 ст.
ст.305 ТК ТС );  
- в отношении товаров ТС, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат уплате возвращенные ранее суммы внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с начислением на указанные суммы процентов по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшим в период нахождения товаров в магазине беспошлинной торговли.  
Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, со дня, следующего за днем закрытия магазина беспошлинной торговли, приобретают статус находящихся на временном хранении. Продажа таких товаров, а также помещение других товаров в магазин беспошлинной торговли, не допускаются. Такие товары должны быть помещены под иные таможенные процедуры в порядке описанном выше.  
Закрытие магазина беспошлинной торговли не освобождает владельца магазина от соблюдения требований и исполнения обязанностей, установленных ТК ТС и ТК РФ.

Вопрос 2 Практическая часть.

Наибольшую трудность  в деятельности магазинов беспошлинной торговли, как показывает практика, представляют собой вопросы разграничения розничной (разрешенной для этих магазинов) и оптовой (по общему правилу запрещенной для них) продажи (торговли). При этом ст. 262 отсылает нас к действующему законодательству, регулирующему сферу торговли и розничной торговли.

В связи с  этим нужно учесть, что нормы главы 30 ГК, Закона о правах потребителей и правил, регулирующих отдельные  виды розничной торговли (например, по образцам, в кредит, с доставкой и т.д.), подлежат применению лишь в той мере, в какой они не противоречат особенностям, установленным ТК.

 По общему  правилу договор розничной купли-продажи  (далее - ДРКП) отличается от других  видов договора купли-продажи:

1) прежде всего  составом сторон. Дело в том,  что:

- одной из  сторон в данном случае выступает  магазин беспошлинной торговли (который  открывается российским юридическим  лицом в соответствии со ст. 259-261 ТК РФ);

- другой стороной - покупателями в ДРКП обычно выступают граждане.

Юридические лица (и индивидуальные предприниматели) обычно также могут быть покупателями в ДРКП, если товар приобретается  ими не для осуществления предпринимательства (например, приобретение подарка работнику  в связи с его юбилеем и т.п.). На сделки по приобретению ими товара в некоммерческих целях (покупка мебели для школы) также распространяются правила ГК о ДРКП. Тем не менее в случаях, когда товары по ДРКП продаются в магазине беспошлинной торговли, покупателями могут быть исключительно граждане;

2) тем, что  к отношениям по ДРКП применяются  нормы Закона о правах потребителей

3) предметом  ДРКП: им может быть не любой  товар (даже если товар покупается  в магазине беспошлинной торговли), а лишь такой, который способен  удовлетворять личные, семейные, домашние и т.п. потребности покупателя. Ясно, например, что технологическая линия не может быть товаром в ДРКП.

ДРКП - публичный  договор. Иначе говоря, он всегда заключается  коммерческой организацией (в данном случае магазином беспошлинной торговли), и последняя обязана продать товар каждому физическому лицу, указанному в ст. 258 ТК РФ кто к ней обратится; при этом она не вправе предпочесть кого-либо (кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами). В ДРКП, как и в любом публичном договоре, цена товаров, иные условия договора определяются одинаковыми для всех покупателей, если иное не установлено законом (иными правовыми актами). Продавец не вправе отказаться от ДРКП при наличии возможности продать товары, в противном случае его могут понудить заключить договор в судебном порядке.

Информация о работе Процедура «беспошлинная торговля». Особенности применения таможенных платежей. Ответственность за несоблюдение требований процедуры