Экологическое воспитание на уроках химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Содержание

Ведение
Теоритическая часть
Практическая часть:
Разработка цикла уроков
Урок № 1 «Мир, в котором мы живем»
Приложение к уроку № 1
Урок № 2 «Город, в котором мы живем»
Урок № 3 «Дом, в котором мы живем»
Урок № 4. Устный журнал «Химия и экология»
Урок № 5 «Зачетное занятие»
Дополнительный материал к зачету:
I Вриант
II Вариант
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Представитель государственной администрации: Город Енакиево - большой промышленный центр, но, к сожалению, наш город характеризуется довольно сложным экологическим положением. Мы прилогаем много усилий, чтобы изменить такую ситуацию, и на протяжении последних лет достигли определенных успехов.

Эколог: Я хочу сделать ударение на потому, что любой город - это область острейших конфликтов человека и биосферы. Наш город - не исключение. Если не принимать во внимание промышленные предприятия, город Енакиево потребляет большое количество воды, кислорода и минеральных ресурсов, причем воду после использования оно возвращает в окружающую среду уже загрязненной, а вместо кислорода в воздухе увеличивается количество углекислого газа, оксидов Нитрогена и Сульфура.

Ведущий: Назовите источники химического загрязнения нашего города.

Эколог: Енакиевский коксохимический завод, Енакиевский

металлургический завод, шахты, ОАО "Концерн Стирол", Горловский химический завод, транспорт, железнодорожная станция, на которой концентрируется продукция химических производств и сырье химической промышленности.

Ведущий: Благодарю. Вы нарисовали печальную картину. А как состоит  жизнь людей при таких условиях, в частности в нашем городе?

Врач: Через загрязнение жители нашего города болеют очень часто. На 1000 лиц взрослого населения за год зарегистрирован больше 1000 случаев разных заболеваний. Над нашим регионом наиболее загрязненный воздух в Украине. Негативное влияние на здоровье людей имеют отдельные вещества (серный газ, оксиды азота, углерода) и суммарная загрязненность. Есть связь между предприятиями и болезнями человека. В нашем городе - это увеличения хронических заболеваний (хронические бронхиты) и снижение иммунитета у детей.

Ведущий: Главным источником загрязнения атмосферы есть транспорт. Наши центральные улицы перегруженные транспортом. Случаются пробки. Очень тяжело дышать воздухом на улицах.

Эколог: Так. Транспорт отрицательно влияет на атмосферу. В случае использования индивидуального транспорта за одну "человеко-поездку" в атмосферу выкидается в 5-10 раз больше выхлопных газов, чем в результате использования автобусов. Я считаю, что для нашего города идеальным видом транспорта является троллейбус. Статистические данные свидетельствуют о том, что в районах интенсивного движения транспорта количество больных на сердечно-сосудистые заболевания, гипертонию, язвы, нервные разлады повышается.

Биолог: Обратите внимание на то, что зеленые насаждения не только очищают атмосферу, но и уменьшают шумовое загрязнение. Особенно перспективой есть тополь. Они быстро растут и имеют широкую крону, являются стойкими к загрязнению, хорошо уменьшают шумовое загрязнение. Только нужно сажать мужские особи, во избежание пуха. И нельзя подстригать деревья.

Эколог: Происходит озеленения в городе?

Биолог: Нет. Исчезли лавки для отдыха, не высаживается газонная трава. Вырубываются деревья, а на уволенных местах строятся кафе, авто заправки. Газоны плохие, потому что высеивают не те виды травы , да и нет достаточного полива.

Ведущий: В нашем городе много садов. Можно ли употреблять фрукты, выращенные в них?

Биолог: Это очень опасно. В центре города, возле заводов, загрязненные травы, деревья, фрукты, ягоды, овощи. Необходимо густо "купать" растения, чтобы по возможности смыть вредные вещества. Скармливать траву ис газонов животным или сжигать ее нельзя. Также нельзя употреблять грибы, собранные в пределах города.

Ведущий: Поговорим о наших промышленных предприятиях, которые загрязняют атмосферу.

Эколог: Наши заводы загрязняют атмосферу не только

газообразными веществами, но и тяжелыми металлами, которые оседают на поверхности земли. Чтобы улучшить положение, эти предприятия обязанны 60% своих средств тратить на "экологию", то есть внедрять новые малоотходные технологии и совершенные очистительные конвейеры. Подобная модернизация нуждается в значительных капиталовложениях и сегодня никакое предприятие нашего города не может себе этого позволить. Такая модернизация растянется на десятилетие.  Как результат, Енакиево по комплексному индексу загрязнения атмосферы занимает III место среди городов Донецкой области.

Ведущий: Давайте поговорим о водном бассейне нашего города.

Эколог: Увеличение количества населения и развитие промышленности привели к ухудшению качества воды. Причина этого состоит как в поступлении в водные объекты неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод предприятий и жилищно-коммунальной сферы городов, так и в значительном накоплении вредных веществ в донных отложениях ила. В нашем Г'орлjвско - Енакиевском промышленном регионе наблюдается самое большое загрязнение водных ресурсов в области. А по индексу загрязненности воды среди городов Донецкой области Енакиево находится на 4 месте после Кировска, Горловки, Дзержинска.

Ведущий: Как же бороться с этим в наших условиях?

Эколог: Усилить контроль по уровню загрязнения и полностью использовать экономические рычаги.

Ведущий: Но наш город порождает еще и большое количество твердых отходов. Я знаю, что Енакиево состоит в списке 9 городов, в которых накопленно самое большое количество отходов, как же с этим бороться? Ведь, сжигая мусор, мы загрязняем атмосферу.

Эколог: Отходы в наше время опасные, поскольку содержат токсичные вещества и много других веществ, которые не раскладываются на микроорганизмы. Наш город вырабатывает около 250 кг мусора за год. Свалки для мусора увеличиваются, во время дождей со свалок текут ручьи, которые загрязняют водохранилища. Следует отметить, что в последнее время заметны улучшения: своевременно вывозится мусор, территории микрорайонов чистые. Обсуждается вопрос о строительстве современного мусоросжигательного завода.

Химик: Это полумера. Надо сортировать мусор, разные виды отходов помещать в отдельные контейнеры. Вырабатывать из макулатуры бумагу, переплавлять стекло.

Ведущий: А что делать с пластмассовыми бутылками и

полиэтиленовыми упаковками?

Химик: Я предлагаю вернуться к стеклянным бутылкам и бумажным упаковкам. Ученые работают над химическим составом полимеров, чтобы они были пригодны к разрушению микроорганизмами. А сейчас в США пластик используют для производства строительных материалов. В Японии созданы доменные печи для сжигания мусора при высокой температуре, после чего остается лишь кучка пепла, который используется как строительный материал.

Ведущий: Я считаю, что для этого нужна экологическая культура населения города и соответствующая работа коммунальных служб. Необходимо формировать экологическое самосознание. Наш город должен быть зеленым, с бесшумным, экологически чистым транспортом и экологически чистыми предприятиями, здоровыми жителями. Для этого, конечно, нужны большие средства, а также экологическая грамотность всего населения.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итогов работы. Оценивание работы учеников на уроке.
  2. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о химических соединениях, которые используют в наших домах или квартирах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК № 3

Тема урока: Дискуссия в стиле телевизионного ток – шоу «Дом, в котором мы живем»

Цель: выяснить положительное и негативное влияние химической промышленности на человека, и ее здоровье. Проанализировать это влияние. Развить умение аргументировать, доказывать и обосновываться свою точку зрения. Научить более глубокому пониманию проблемы «экологии», "здоровье»; умению защищать свою позицию, учитывать мысли других.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний в форме дискуссии Комплекс использованных методов: словесные: рассказ, объяснение, дискуссия. Список литературных источников:

  1. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. , «Химия защищает природу» - М. :Просвещение, 1984г.
  2. «Зкологические проблемы Украины» - К., 1993г.
  3. Новиков Ю.В., «Природа и человек» - М.: Просвещение, 1991г.
  4. Фелленберг Г., «Загрязнение природной среды» - М. Мир, 1997г.
  5. СМИ

Оборудование: круглый стол, таблички «химик», «врач», «биолог», «физик», «эколог».

Структура урока:

  1. Организационный этап (5 мин.)

Подготовительный этап

1. Сообщение темы дискуссии ее участникам «Мой дом - моя крепость???»

2. Из числа учеников выбираем 5 экспертов: эколог,врач,химик,физик,биолог.

  1. Ученики должны придумать вопрос к экспертам и определиться со своей позицией относительно поставленного вопроса.
  2. Эксперты должны подготовить дополнительную справочную информацию с темы дискуссии
  3. Выбор ведущего.
  1. Дискуссия (28-30 мин.)
  1. Подбивка итогов урока (2 мин.)

 

Ход урока

І. Организационный момент.

1)Тема дискуссии «Дом, в котором мы живем»

Рекомендуем участникам ведущего и экспертов.

2)Сообщение правил проведения

а)Все участники дискуссии  говорят коротко и конкретно.

б) Предоставлять слово  для выступления может лишь ведущий.

в)Ведущий может остановить выступающего, который превысил лимит времени.

г)Выступление экспертов (2 минуты каждый)

д)Ученики задают вопрос экспертам или делают сообщение (1 минута)

е)Эксперты ставят друг другу вопрос.

II. Дискуссия.

 

Ведущий. Сегодня мы проведем очередной урок в форме дискуссии из цикла «Химия и экология» - «Дом, в котором мы живем». Есть ли сейчас в наши дни утверждения «Мой дом - моя крепость» - правильным.

Эколог. Люде не понимают что наше здоровье зависит от пищи, которую мы едим, воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, а также и дома, в котором мы живем.

Химик. Большинство людей живут в блочных или старых кирпичных домах. Эти стены - радиоактивные, потому что материалы, с которых они изготовленны содержат известные радиоактивные элементы, которые постоянно распадаются с выделением радиоактивного газа радона. И концентрация этого газа может превышать ПДК в тысячу раз. Даже кирпичные дома содержат высокую дозу радона.

Биолог. Деревянные дома безопасные. В них концентрация радона минимальная, они экологически благоприятные.

Эколог. А как вы себе представляете строить в городах высотные дома с дерева?

Врач. Я тоже за деревянные дома. Потому что бетонные стены еще и поглощают влагу из воздуха, в комнатах блочных домов очень сухой комнатный воздух, поэтому это содействует заболеванию верхних дыхательных путей, ломкости волос и лущению кожи. Необходимо увлажнять помещение.

Биолог. Желательно ставить в квартире посуду с водой. В детских комнатах лучше ставить аквариумы, это будет и увлажнять воздух и содействовать воспитанию ребенка.

Врач. Надо к тому же уменьшить концентрацию радона, если мы все таки живем в таких домах. Хорошо регулярно проветривать комнаты. Надо покрыть стены штукатуркой, плотными бумажными обоями, потому что такие обои «дышат».

Ведущий. Большинство людей в наше время привлекают обои и плитки, которые можно мыть. Они очень удобные для пользования.

Эколог. Да, их очень легко поддерживать в чистоте, но моющие обои не «дышат», как бумага. Такие обои и плитки хорошие для служебных помещений где человек проводит лишь несколько часов в сутки.

Химик. Плитку из полихлорвинила вообще нельзя использовать в квартирах. Также нежелателен в жилых квартирах линолеум. Он выделяет вредные, даже отравленные вещества.

Врач. Обои, которые моются с полимерными поверхностями является причиной неприятного специфического запаха, содействуют усталости, головной боли, бронхиальной астмы. А холодные подлоги из полихлорвиниловых плиток содействуют простудам. Идеальным есть паркетный пол с дерева.

Эколог. Поговорим о современной мебели. Они очень опасные с точки зрения здоровья человека.

Химик. Для изготовления современной мебели используют дерево - пластики на основе мочевина - формальдегидной смолы, которая выделяет из воздуха очень токсичный яд - формальдегид. Но самую большую угрозу мягкая

мебель, набитая поролоном или пенополиуретаном. 1 грамм этих веществ выделяет 50 мг вредных веществ. И чем старее наша мебель, тем они более опасные. Максимальный срок службы мягкой мебели - 10 лет.

Ведущий. А что с кухней?

Химик. Во-первых - это газовые плиты. Во время сгорания газа образовывается целый букет веществ, которые загрязняют воздух. Продукты неполного сгорания газа покрывают липкой пленкой какой - нибудь предмет на кухне. Некоторые люди используют газ для отопления зимой. Что вообще недопустимо.

Эколог. Надо уменьшить загрязнение воздуха на кухне. Для этого необходимо тщательно проветривать, установить над плитой специальный газоуловитель, закрывать двери на кухню во время приготовления пищи.

Химик. Для мытья посуды, кафеля, плитки мы используем очень много моющих средств: «Гала», «Тест» и т.п., стиральными порошками. За несколько последних лет количество их названий возросло в десятки раз. Если их правильно использовать, вреда не будет. Надо только тщательно прополаскивать вещи и смывать моющие средства с посуды.

Информация о работе Экологическое воспитание на уроках химии