Экологическое воспитание на уроках химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Современное значение понятия экология имеет более широкое значение, чем в первые десятилетия развития этой науки. В настоящее время чаще всего под экологическими вопросами ошибочно понимаются, прежде всего, вопросы охраны окружающей среды. Во многом такое смещение смысла произошло благодаря всё более ощутимым последствиям влияния человека на окружающую среду, однако необходимо разделять понятия ecological («относящееся к науке экологии») и environmental («относящееся к окружающей среде»). Всеобщее внимание к экологии повлекло за собой расширение первоначально довольно чётко обозначенной Эрнстом Геккелем области знаний (исключительно биологических) на другие естественнонаучные и даже гуманитарные науки.

Содержание

Ведение
Теоритическая часть
Практическая часть:
Разработка цикла уроков
Урок № 1 «Мир, в котором мы живем»
Приложение к уроку № 1
Урок № 2 «Город, в котором мы живем»
Урок № 3 «Дом, в котором мы живем»
Урок № 4. Устный журнал «Химия и экология»
Урок № 5 «Зачетное занятие»
Дополнительный материал к зачету:
I Вриант
II Вариант
Вывод
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Эколог. Вредность бытовой химии заключается в том, что вместе со сточными водами они попадают в водохранилища и происходит загрязнения.

Врач. Сейчас очень много людей имеют аллергию. И их многочисленность очень стремительно возрастает. Поэтому желательно мыть посуду и стирать в перчатках. Лучше мыть обычным мылом и губкой с наждачным покрытием. Это более безопасно.

Биолог. На кухне могут появиться и биологические загрязнения: тараканы, мурашки, насекомые. Применять химические средства борьбы с ними очень вредно для здоровья . Главное - это чистота на кухне.

Врач. Большую опасность представляет также пыль. Это комплексный набор аллергенов. Он может вызвать ряд хронических заболеваний: бронхиальная астма, аллергический насморк. Пылесборником является мягкая мебель, ковры, ковровые покрытия, книжки.

Биолог. В состав домашней пыли входит микроскопический клещ. Он питается чешуйками отшелушенного рогового пласта кожи человека, который представляет преобладающую часть домашней пыли. Они находятся в подушках, матрасах, одеялах. 1 г пыли может содержать от 2 до 15.000 клещей.

Эколог. Надо бороться с пылью: регулярно проводить влажную уборку помещений, проветривать их, часто менять постельное белье, пуховые подушки и одеяла.

Ведущий.  Больше загрязнений в комнатах нет?

Физик. Нет. Есть еще электромагнитное, шумовое и «бытовое радиоактивное» загрязнение. Многие, которые из бытовых приборов - мобильные телефоны, микроволновые печи, телевизоры, компьютеры и даже обычная электропроводка служат причиной электромагнитное загрязнения квартиры, а радиационное загрязнение вызывают те самые приборы.

Врач. Шумовое загрязнение приводит к растройствам нервной системы, головным болям, повышению артериального давления, которое приводит к ухудшению работы сердца.

Эколог. Поэтому необходимо следить за уровнем такого вида загрязнения. Использовать более современные электроприборы, экономить электроэнергию и тепло, пользоваться мобильными телефонами по возможности меньше времени.

Биолог. Надо использовать в квартирах цветы, поскольку они снимают эффект от загрязнения, увлажняют воздух.

Ведущий. Мы обсудили проблему экологии жилья. Получили ряд рекомендаций. Прошу ответить на такие вопросы (к аудитории).

  1. Как уменьшить концентрацию радиоактивного радона в комнатах?
  2. Как уменьшить химическое загрязнение воздуха на кухне?
  3. Как использовать моющие средства?
  4. Как бороться с домашней пылью?
  5. Как не допускать негативного влияния электромагнитного загрязнения.

III. Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УРОК № 4 (Устный журнал)

Тема урока: Заключение. Химия и экология.

Цель: расширить знание учеников из экологии человека, о методах сохранения своего здоровья, активизировать познавательную деятельность, вырабатывать умение и привычки предусматривать опасность для здоровья человека, сформировать у учеников понимания собственной ответственности за свое здоровье и здоровье людей, которые их окружают, развивать способность анализировать, оценивать, строить заключения, прогнозировать.

Оборудование: плакаты с названиями страниц устного журнала.

Список использованной литературы:

  1. Атлас экологии. Хосе Тола, Ева Інфьєста, (перевод с испанской В.І.Шовкун) - Харьков:, "Утро," 2005 г.
  2. В.Борейко. Зкологическая зтика в школе. Учебное пособие,- К.: Киевский зколого-культурньїй центр, 2004 г.
  3. Пособие по социальной гигиене и организации здравоохранения. - М., 1994 г.
  4. Газета "Экологический вестник Донбасса", 2008-2009 г.г.

Введение

Ведущий: Часто приходится слышать, что именно химия виновная в том, что экологическая ситуация ухудшилась, но все почему-то забывают, что на современном этапе развития наука и техника вооружили человека мощными средствами влияния на природу. С их помощью человечество привлекло к процессу материального производства почти всю географическую оболочку планеты и вышло за ее границы - в космос. Цивилизация землян, став однажды на путь технического развития, не может уже повернуть с избранного пути. Вопрос должен строиться таким образом:  можно ли, не сходя со стремительной магистрали прогресса, сохранить для потомков все существующие на Земле формы живого во всем их разнообразии и первоначальном диве? И что в этом плане способна сделать химия? А она способная сделать многое...

Из страницы журнала " Химическая технология и природа"

1 ученик: "Борьба с мусором"

Сегодня весь мир переходит  на другие методы борьбы с мусором: реутилизацию и пиролиз, заранее  его сортируя. И сжигание, и погребение - пути, которые ведут к безысходности.

Например, сегодня на свалках города много полиэтиленовых пакетов, пластмассовых бутылок.

  1. ученик: "Далеко простирает химия руки свои ”

Постепенное ухудшение  экологической ситуации в Украине  легко проследить по последним статистическим данным Министерства здравоохранения. Официальные цифры свидетельствуют о резком увеличении детской и материнской смертности в промышленных регионах страны: из 1000 детей 10 умирают во время родов. На наиболее загрязненных территориях наблюдается эпидемия туберкулеза. За последними сведениями только количество официально зарегистрированных больных достигает миллиона лиц. Причины - ослабленный экологией иммунитет и некачественная пища. Ежегодно от туберкулеза умирает 10 000 тысяч граждан. Истинным несчастьем для украинцев стал рак, экологическое происхождение которого не вызывает сомнений у специалистов. Эта болезнь обходится Украине в 100 000 жизней ежегодно.

II страница журнала "Экологический калейдоскоп"

  1. ученик: Полагает, что кошка может снять депрессию - для этого надо каждый день играться с ней хотя6ы 15 минут. А если прижаться лбом к кошке хотя бы на 5 минут, то может отступить бессонницу.
  2. ученик: Каждый день мы ездим в автобусах и трамваях, в электричках и метро, в поездах и маршрутках. Можно заразиться в транспорте ОРЗ, гриппом, туберкулезом, чесоткой, педикулезом.
  1. ученик: В городском доме лучше покупать квартиру выше 6 этажа, чтобы создать экологически чистые условия.
  1. ученик: Весной 2004 года британские ученые пришли к неожиданному заключению: дети, которые выпивают за день до 8 стаканов воды, учатся лучше. Потому что при недостатке жидкости происходит отравление крови, и дети неважно сосредоточиваются на учебном материале.

7 ученик: В XX столетии температура на планете повысилась на 0,6 градуса, и, согласно прогнозам МГИК (Межправительственной группы по изучению климата при ООН), до 2100 года климат на Земле потеплеет на 5-6 градусов Цельсия. Уже в ближайшие десятилетия через глобальное потепление и все более ускоренный подъем уровня океана в мире значительно увеличится количество людей, которым будут угрожать наводнения. До 2050 года их количество вырастет до 2 миллиардов.

8 ученик. Законодательство Украины предусматривает до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан или арест на срок до 6 месяцев. Такое же наказание распространяется и на организаторов и участников собачьих боев, которые стали популярными в последнее время.

III Страница (Ученик  № 9)

«Личная защита от загрязнения»

Загрязнение воздуха, воды, земли вселяет страх, потому что  оно невидимое. Воздух может казаться свежим и чистым, но оно все таки может быть радиоактивным. Продукты питания и вода могут казаться здоровыми, но при этом могут быть полными химических ядов. Загрязнение часто является невидимым убийцей. Поэтому нужно придерживаться таких правил:

  1. Следи за своим здоровьем, занимайся физическими упражнениями и работой,отдыхай.
  2. Избегай курения, употребление спиртных напитков, наркотиков, а также других привычек, которые ослабляют защитные силы организма.
  1. Не подворачивайся чрезмерному влияния сонечного излучение.
  1. Пользуйся водными фильтрами.
  2. Избегай по возможности продуктов питания с химическими добавками.
  3. Избегай нужного лекарства, потому что они имеют побочные эффекты.

V Страница «Экологическая  викторина» (Ученик № 10)

1)Какой смысл вкладывается  в понятие «Глобальный экономический кризис»?

  1. Выскажите свое отношение к проблемы охраны окружающей среды?
  2. Назовите источника загрязнения атмосферы?
  1. Во время свечения какой сорной травы в нашем городе резко подскакивает количество аллергических заболеваний (ответ - амброзия)

5)    Знаете ли  вы, что случится с Землей, если  угаснет солнце? (ответ - Земля  покроется снегом, льдом, 12- метровым  пластом замерзшего воздуха)

  1.    На сколько процентов задерживают солнечную радиацию грязные окна?

(ответ - на 50 %)

  1. Когда ежегодно отмечается Всемирный день здоровья ? (ответ - 7 апреля)
  2. Какое расстояние от промышленного предприятия может быть более - менее безопасным для обитания (ответ - 5 км и больше)
  1. Какие вредные вещества можно получить с пищей?
  1. Как уменьшить поступление нитратов в организм человека?

 

Заключення (Ведущий)

 

В начале 70 г. XX ст. американский ученый Барри Коммонер сформулировал 4 закона. Они звучат просто и поняло и не похожие на традиционные законы.

  1. Все взаимосвязанное. (Закон о экосистеме и биосфере)
  2. Все должны куда-то девать. (Закон о хозяйственной деятельности человека)
  3. За все нужно платить (Общий закон рационального природопользования)
  4. Природа знает лучше. ( Нельзя покорять природу, нужно сотрудничать с ней).

Для реализации этих законов  необходимые общие усилия не только отдельных людей, но и целых государств. Мы сегодня оказались на пороге нового, самого важного этапа выживания.

Пусть нашим девизом  станет девиз организации Гринпис:

«Мы не получили Землю  в наследство от родителей, мы одолжили ее у наших детей!».

 

 

УРОК № 5

Тема: Зачет по теме: "Химия и экология"

Цель: Определить уровень учебных достижений учеников по теме "Химия и экология"

Тип урока: урок контроля, оценки и коррекции знаний в форме письменного зачета.

Комплекс использованных методов: метод контроля (письменного).

Список литературных источников:

  1. А.Д. Рогаль "Сборник разноуровневых задач и упражнений по химии, 11" X. - "Утро" 2002 г.
  1. Т.М. Гранкина, А.Б. Григорьевич, "Химия" / планы - конспекты уроков X. - "Утро", 2003
  1. "Настольная книга молодого учителя химии"/ О.М. Гостанникова "Утро",

2009 г.

  1. Фрадина Н.В., Данилченко В.Е.,"Химия 10-11 класса" X. "Утро" 2003 г.

Структура урока:

  1.       Организационный этап;                                                          2 – 3 минуты
  2.       Проведение письменного зачета                                            35 – 40 минут
  3.       Домашняя задача                                                                     2 – 3 минуты
  4. Подведение итогов урока                                                        2 минуты

 

 

 

 

 

Ход урока:

  1. Организационный этап
  2. Проведение письменного зачета за двумя вариантами
  3. Домашнее задание. Подготовиться к уроку "Место химии среди наук в

Информация о работе Экологическое воспитание на уроках химии