Автор: k*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли финансов в реализации социальных программ в Республике Казахстан, и проведения анализа основных показателей за последние четыре года.
Для достижения цели данной работы были сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность финансов; рассмотрение финансовой политики государства; рассмотрение роли финансов в реализации социальных программ на 2008-2011 года.
Введение ……….………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика социальной финансовой политики государства........4
1.1 Сущность финансовой политики ..........................................................5
1.2 Финансовая политика государства в обеспечении социальных гарантий....................................................................................................................6
1.3 Зарубежная практика финансирования социальных программ.................................................................................................................10
2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК ……………………………..…….................................................15
2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ.................................................................................................................15
2.2 Анализ реализации социальных программ.........................................26
3 Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития..........................................................................49
3.1 Проблемы финансирования социальных программ, пути решения.49
3.2. Финансирование социальных программ: практика и основные направления............................................................................................................50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………
Скорейшего
решения требует
Мониторинг
здоровья населения
и программа медико-
В качестве одной из приоритетных задач Глава государства в своем Послании указал на то, что «…в Казахстане необходимо внедрить комплекс национальных программ наблюдения за состоянием здоровья целевых групп населения. В первую очередь это дети, подростки, женщины репродуктивного возраста». В государственной программе «Саламатты Қазақстан» значительное внимание уделяется разработке программ по скринингу среди населения с целью раннего выявления распространенных заболеваний, особенно среди женщин и детей.
Для эффективного мониторинга и оценки программ в области здравоохранения необходимо располагать надежными базовыми статистическими показателями о состоянии здоровья отдельных групп населения, в частности детей, подростков и женщин репродуктивного возраста, поскольку они в наибольшей степени подвержены рискам различных заболеваний. В Казахстане сбор данных, как правило, осуществляется на основе статистической отчетности медицинских учреждений благодаря исторически сложившейся регистрационной системе. Между тем другая система сбора данных, основанная на опросе и исследованиях в репрезентативной выборке населения, позволяет анализировать показатели здравоохранения в контексте различных социально-экономических и демографических характеристик. Такой подход широко распространен в мире, поскольку он позволяет эффективно планировать программы в области здравоохранения, вести их мониторинг.
Представляется целесообразным проведение в Казахстане регулярных общенациональных исследований здоровья населения с использованием статистически репрезентативной выборки. Причем они должны фокусироваться на женщинах репродуктивного возраста и детях. Целями такой важной работы должны стать мониторинг и оценка программ в области здравоохранения, а также дальнейшее совершенствование целевых индикаторов улучшения здоровья населения.
Центральная роль питания в поддержке здоровья населения
Говоря о профилактической направленности здравоохранения, необходимо отметить центральную роль фактора питания в сохранении здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении высокого качества жизни и активного долголетия. С учетом особой медико-социальной и экономической значимости питания Президентом страны еще в 2008 году было дано поручение Правительству «…разработать долгосрочную государственную политику в области здорового питания, витаминизации и обогащения продуктов питания микроэлементами» до 2020 года. Логическим следствием этого явилось то, что в принятом Кодексе РК «О состоянии здоровья и системе здравоохранения» впервые получил нормативную правовую основу термин «здоровое питание», в том числе статус и задачи этой специализированной службы. Как известно, здоровое и безопасное питание является ключевым в профилактике многих неинфекционных и инфекционных заболеваний и разделом первичной медико-санитарной помощи.
В Алматинской области недавно начал функционировать первый современный молочный завод по производству «высокотехнологичных» продуктов детского питания «Завод Казахской академии питания «Амиран», о вводе в эксплуатацию которого на специальном телемосте было доложено Главе государства. Отрадно, что с учетом исключительной социальной значимости, согласно поручению руководства страны, планируется «тиражирование» такого предприятия в других регионах Казахстана.
В соответствии с поручением Президента впервые за всю предыдущую историю отечественной системы охраны здоровья в Государственной программе развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы приоритетная роль отведена профилактическим действиям, главное из которых – фактор питания. Так, одной из основных целей является «Обеспечение здорового питания и профилактики заболеваний, зависимых от питания», а также «Формирование здорового образа жизни путем системного и комплексного подхода к профилактике и усилению контроля за поведенческими факторами риска». В плане мероприятий по реализации этих целей предусмотрены такие важные действия, как формирование навыков здорового питания и безопасности пищевых продуктов; соответствующие коммуникационные и образовательные мероприятия; совершенствование школьного питания и организация в пищевом секторе выпуска детских и лечебно-профилактических продуктов питания.
Кроме
того, в соответствии с заданием
Правительства и во исполнение поручения
Главы государства
Телемедицина и другие инновации в развитии первичного звена здравоохранения
Современные
технологии предоставляют уникальные
возможности для обеспечения
доступа населения к
В своем Послании Глава государства отметил, что в Казахстане созданы 150 телемедицинских центров. Следует отметить, что концепция телемедицины в Казахстане впервые была разработана в 2003 году Академией профилактической медицины Казахстана.
Актуальность телемедицины в Казахстане сегодня возрастает в еще большей степени, учитывая развитую сеть телекоммуникаций, а также последние инициативы по внедрению цифрового телевидения и таких технологий скоростной сотовой связи, как 3G, 4G, CDMA. Исключительно важным являются целенаправленная подготовка и мотивация медиков – пользователей телемедицины, чтобы они в полном объеме применяли возможности этой уникальной системы. Необходимо формирование единой сети телемедицины, с тем чтобы предоставить сельским врачам возможность профессиональной связи не только с областными больницами, но и с республиканскими центрами и между областями. Возможности телекоммуникаций в Казахстане вполне позволяют обеспечение такой взаимосвязи. Наконец, важно расширить возможности телемедицинского модуля, не ограничиваясь лишь рентгенологическим и ультразвуковым оборудованием и расширив возможности путем привлечения других стандартных методов исследования, широко применяемых на первичном уровне здравоохранения. К сожалению, у нынешних исполнителей данного приоритетного проекта нет ясного понимания огромных технологических возможностей телемедицины, из-за чего ее потенциал пока используется в недостаточной степени. Между тем дальнейшее развитие телемедицины в Казахстане позволит реально приблизить специализированную медицинскую помощь, а также повысить уровень первичной медико-санитарной помощи, обеспечить ее доступность для широких слоев населения.
Важным шагом в развитии первичного звена здравоохранения должно стать совершенствование финансирования поликлинической помощи и службы семейных врачей. В этом смысле большой интерес могут представлять прогрессивные механизмы, связанные с подушевым финансированием и частичным фондодержанием.
Развитие кадрового потенциала в здравоохранении в контексте общих приоритетов образования и науки в Казахстане
Будущее
любой страны во многом определяется
развитием образования и науки.
Система образования, существовавшая
в бывшем Советском Союзе, хотя и
имела множество преимуществ, в
новых социально-экономических
В связи с этим научно обоснованной, продуманной и своевременной является представленная в Послании Президента Концепция модернизации образования. Она предусматривает внедрение модели 12-летнего среднего образования, полное обновление содержания профессионального и технического образования, широкое использование электронного обучения, открытие 20 интеллектуальных школ в качестве основной базы подготовки одаренных детей для лучших вузов; изменение системы подготовки научных кадров и переход на подготовку магистров и докторов PhD, обеспечение нового уровня развития университетского образования и науки, формирование инновационной модели высшего учебного заведения, ориентирующейся на запросы рынка, независимую национальную аккредитацию вузов по международным стандартам. Глубоко оправдан и патриотичен призыв Президента о том, что личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни».
Модернизация
образования предусматривает
Все это в полной мере относится и к медицинскому образованию, где также осуществляются прогрессивные преобразования. Одним из приоритетов является интеграция медицинского образования с наукой и практикой. Данная парадигма сейчас активно прорабатывается в «Назарбаев Университете» в рамках создания Интегрированной академической системы здравоохранения университета, в которую входят Национальный медицинский холдинг, Центр наук о жизни, а также будущая медицинская школа. Идея здесь заключается в синергизме, взаимозависимости и стратегическом сотрудничестве между клиническими и академическими организациями университета с целью их взаимного усиления и успешного развития. Интегрированная академическая система содействует инновациям и эффективной трансляции знаний в систему здравоохранения.
Помимо этого, в «Назарбаев Университете» внедряется система двухэтапной подготовки врачей, которые должны вначале пройти четырехлетний курс обучения по системе бакалавриата, по завершении которого поступать на четырехлетнюю программу обучения в медицинской школе. Такая практика является наиболее распространенной в Соединенных Штатах и в ряде других стран.
Деятельность
Интегрированной академической
системы здравоохранения «
Успешное решение приоритетных задач здравоохранения позволит значительно улучшить состояние здоровья, качество и продолжительность жизни и, что очень важно, вернуть кредит доверия граждан к медицинской общественности. Это станет основой для долгосрочного планирования и выбора оптимальной модели будущего здравоохранения Казахстана. [10]
Заключение