Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития

Автор: k*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли финансов в реализации социальных программ в Республике Казахстан, и проведения анализа основных показателей за последние четыре года.
Для достижения цели данной работы были сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность финансов; рассмотрение финансовой политики государства; рассмотрение роли финансов в реализации социальных программ на 2008-2011 года.

Содержание

Введение ……….………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика социальной финансовой политики государства........4
1.1 Сущность финансовой политики ..........................................................5
1.2 Финансовая политика государства в обеспечении социальных гарантий....................................................................................................................6
1.3 Зарубежная практика финансирования социальных программ.................................................................................................................10
2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК ……………………………..…….................................................15
2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ.................................................................................................................15
2.2 Анализ реализации социальных программ.........................................26
3 Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития..........................................................................49
3.1 Проблемы финансирования социальных программ, пути решения.49
3.2. Финансирование социальных программ: практика и основные направления............................................................................................................50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Роль финансов в реализации социальных программ.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

     Скорейшего  решения требует совершенствование  системы госпитализации в стационары. Необходимо полномасштабное ознакомление медицинских работников и населения о правилах работы портала по госпитализации, а также о принципах выбора врача, подушевого перезакрепления к поликлиникам. Хотя очереди на госпитализацию характерны и для других стран с различными моделями здравоохранения, сокращение сроков плановой госпитализации и отказ от порочной практики госпитализации по необоснованным и «экстренным» случаям сохраняют свою актуальность в здравоохранении Казахстана.

     Мониторинг  здоровья населения  и программа медико-демографических исследований

     В качестве одной из приоритетных задач  Глава государства в своем  Послании указал на то, что «…в Казахстане необходимо внедрить комплекс национальных программ наблюдения за состоянием здоровья целевых групп населения. В первую очередь это дети, подростки, женщины репродуктивного возраста». В государственной программе «Саламатты Қазақстан» значительное внимание уделяется разработке программ по скринингу среди населения с целью раннего выявления распространенных заболеваний, особенно среди женщин и детей.

     Для эффективного мониторинга и оценки программ в области здравоохранения  необходимо располагать надежными  базовыми статистическими показателями о состоянии здоровья отдельных  групп населения, в частности  детей, подростков и женщин репродуктивного возраста, поскольку они в наибольшей степени подвержены рискам различных заболеваний. В Казахстане сбор данных, как правило, осуществляется на основе статистической отчетности медицинских учреждений благодаря исторически сложившейся регистрационной системе. Между тем другая система сбора данных, основанная на опросе и исследованиях в репрезентативной выборке населения, позволяет анализировать показатели здравоохранения в контексте различных социально-экономических и демографических характеристик. Такой подход широко распространен в мире, поскольку он позволяет эффективно планировать программы в области здравоохранения, вести их мониторинг.

     Представляется целесообразным проведение в Казахстане регулярных общенациональных исследований здоровья населения с использованием статистически репрезентативной выборки. Причем они должны фокусироваться на женщинах репродуктивного возраста и детях. Целями такой важной работы должны стать мониторинг и оценка программ в области здравоохранения, а также дальнейшее совершенствование целевых индикаторов улучшения здоровья населения.

     Центральная роль питания в  поддержке здоровья населения

     Говоря  о профилактической направленности здравоохранения, необходимо отметить центральную роль фактора питания  в сохранении здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении высокого качества жизни и активного долголетия. С учетом особой медико-социальной и экономической значимости питания Президентом страны еще в 2008 году было дано поручение Правительству «…разработать долгосрочную государственную политику в области здорового питания, витаминизации и обогащения продуктов питания микроэлементами» до 2020 года. Логическим следствием этого явилось то, что в принятом Кодексе РК «О состоянии здоровья и системе здравоохранения» впервые получил нормативную правовую основу термин «здоровое питание», в том числе статус и задачи этой специализированной службы. Как известно, здоровое и безопасное питание является ключевым в профилактике многих неинфекционных и инфекционных заболеваний и разделом первичной медико-санитарной помощи.

     В Алматинской области недавно  начал функционировать первый современный  молочный завод по производству «высокотехнологичных»  продуктов детского питания «Завод Казахской академии питания «Амиран», о вводе в эксплуатацию которого на специальном телемосте было доложено Главе государства. Отрадно, что с учетом исключительной социальной значимости, согласно поручению руководства страны, планируется «тиражирование» такого предприятия в других регионах Казахстана.

     В соответствии с поручением Президента впервые за всю предыдущую историю отечественной системы охраны здоровья в Государственной программе развития здравоохранения РК «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы приоритетная роль отведена профилактическим действиям, главное из которых – фактор питания. Так, одной из основных целей является «Обеспечение здорового питания и профилактики заболеваний, зависимых от питания», а также «Формирование здорового образа жизни путем системного и комплексного подхода к профилактике и усилению контроля за поведенческими факторами риска». В плане мероприятий по реализации этих целей предусмотрены такие важные действия, как формирование навыков здорового питания и безопасности пищевых продуктов; соответствующие коммуникационные и образовательные мероприятия; совершенствование школьного питания и организация в пищевом секторе выпуска детских и лечебно-профилактических продуктов питания.

     Кроме того, в соответствии с заданием Правительства и во исполнение поручения  Главы государства Министерством  здравоохранения и Казахской  академией питания в рамках реализации государственной программы разработана дополнительная отраслевая программа «Здоровое питание населения Республики Казахстан». Ее основная цель – улучшение здоровья и повышение умственного и физического потенциала населения Республики Казахстан путем создания комплексной, непрерывной и устойчивой системы обеспечения здоровым питанием, профилактики обусловленных питанием неинфекционных заболеваний и пищевых токсикоинфекций.

     Телемедицина  и другие инновации  в развитии первичного звена здравоохранения

     Современные технологии предоставляют уникальные возможности для обеспечения  доступа населения к квалифицированной  медицинской помощи, включая тех  жителей, которые проживают в  отдаленной сельской местности. Речь идет о телемедицине, которая исключительно важна для селян, живущих в глубинке. Огромная территория страны, низкая плотность населения и взаимоудаленная инфраструктура здравоохранения, особенно сельского, требуют инновационных подходов в обеспечении доступа к квалифицированной медицинской помощи. Мировая практика показывает, что телемедицина, в которой на помощь медикам привлекаются современные технологии информатизации и телекоммуникаций, безусловно, является прогрессивным шагом в развитии здравоохранения.

     В своем Послании Глава государства отметил, что в Казахстане созданы 150 телемедицинских центров. Следует отметить, что концепция телемедицины в Казахстане впервые была разработана в 2003 году Академией профилактической медицины Казахстана.

     Актуальность  телемедицины в Казахстане сегодня возрастает в еще большей степени, учитывая развитую сеть телекоммуникаций, а также последние инициативы по внедрению цифрового телевидения и таких технологий скоростной сотовой связи, как 3G, 4G, CDMA. Исключительно важным являются целенаправленная подготовка и мотивация медиков – пользователей телемедицины, чтобы они в полном объеме применяли возможности этой уникальной системы. Необходимо формирование единой сети телемедицины, с тем чтобы предоставить сельским врачам возможность профессиональной связи не только с областными больницами, но и с республиканскими центрами и между областями. Возможности телекоммуникаций в Казахстане вполне позволяют обеспечение такой взаимосвязи. Наконец, важно расширить возможности телемедицинского модуля, не ограничиваясь лишь рентгенологическим и ультразвуковым оборудованием и расширив возможности путем привлечения других стандартных методов исследования, широко применяемых на первичном уровне здравоохранения. К сожалению, у нынешних исполнителей данного приоритетного проекта нет ясного понимания огромных технологических возможностей телемедицины, из-за чего ее потенциал пока используется в недостаточной степени. Между тем дальнейшее развитие телемедицины в Казахстане позволит реально приблизить специализированную медицинскую помощь, а также повысить уровень первичной медико-санитарной помощи, обеспечить ее доступность для широких слоев населения.

     Важным  шагом в развитии первичного звена  здравоохранения должно стать совершенствование  финансирования поликлинической помощи и службы семейных врачей. В этом смысле большой интерес могут представлять прогрессивные механизмы, связанные с подушевым финансированием и частичным фондодержанием.

     Развитие  кадрового потенциала в здравоохранении  в контексте общих  приоритетов образования и науки в Казахстане

     Будущее любой страны во многом определяется развитием образования и науки. Система образования, существовавшая в бывшем Советском Союзе, хотя и  имела множество преимуществ, в  новых социально-экономических условиях оказалась недееспособной. Она не смогла адекватно реагировать на потребности рынка труда, а также на вызовы постиндустриальной инновационной экономики, к которой стремится наша страна. Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана.

     В связи с этим научно обоснованной, продуманной и своевременной  является представленная в Послании Президента Концепция модернизации образования. Она предусматривает  внедрение модели 12-летнего среднего образования, полное обновление содержания профессионального и технического образования, широкое использование электронного обучения, открытие 20 интеллектуальных школ в качестве основной базы подготовки одаренных детей для лучших вузов; изменение системы подготовки научных кадров и переход на подготовку магистров и докторов PhD, обеспечение нового уровня развития университетского образования и науки, формирование инновационной модели высшего учебного заведения, ориентирующейся на запросы рынка, независимую национальную аккредитацию вузов по международным стандартам. Глубоко оправдан и патриотичен призыв Президента о том, что личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни».

     Модернизация  образования предусматривает также  повышение возможности казахстанцев получить современное образование. Это внедрение новых финансово-экономических инструментов поддержки образования для повышения его качества и расширения его доступности; создание у казахстанцев новых возможностей накапливать средства на обучение детей с получением процентных бонусов от государства; создание Национального совета по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей и другое.

     Все это в полной мере относится и к медицинскому образованию, где также осуществляются прогрессивные преобразования. Одним из приоритетов является интеграция медицинского образования с наукой и практикой. Данная парадигма сейчас активно прорабатывается в «Назарбаев Университете» в рамках создания Интегрированной академической системы здравоохранения университета, в которую входят Национальный медицинский холдинг, Центр наук о жизни, а также будущая медицинская школа. Идея здесь заключается в синергизме, взаимозависимости и стратегическом сотрудничестве между клиническими и академическими организациями университета с целью их взаимного усиления и успешного развития. Интегрированная академическая система содействует инновациям и эффективной трансляции знаний в систему здравоохранения.

     Помимо  этого, в «Назарбаев Университете»  внедряется система двухэтапной подготовки врачей, которые должны вначале пройти четырехлетний курс обучения по системе бакалавриата, по завершении которого поступать на четырехлетнюю программу обучения в медицинской школе. Такая практика является наиболее распространенной в Соединенных Штатах и в ряде других стран.

     Деятельность  Интегрированной академической  системы здравоохранения «Назарбаев Университета» в данном направлении  будет служить моделью развития здравоохранения, медицинской науки  и образования в нашей стране. Одними из первых данную инициативу «Назарбаев Университета» поддержали в Казахском национальном медицинском университете им. С. Асфендиярова, где проводятся большие преобразования по внедрению современных методов медицинского образования, таких как многодисциплинарная интегрированная учебная программа, симуляционное обучение, интеграция образовательного процесса с наукой, трансляция передовых научных разработок в клиническую практику. Хотелось бы надеяться, что и другие медицинские вузы страны поддержат данную инициативу, реализация которой, однако, потребует инвестиций, например, в виде создания полноценных клинических баз и возможных нормативно-правовых изменений.

     Успешное  решение приоритетных задач здравоохранения  позволит значительно улучшить состояние здоровья, качество и продолжительность жизни и, что очень важно, вернуть кредит доверия граждан к медицинской общественности. Это станет основой для долгосрочного планирования и выбора оптимальной модели будущего здравоохранения Казахстана. [10]

 

      Заключение

Информация о работе Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития