Автор: k*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли финансов в реализации социальных программ в Республике Казахстан, и проведения анализа основных показателей за последние четыре года.
Для достижения цели данной работы были сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность финансов; рассмотрение финансовой политики государства; рассмотрение роли финансов в реализации социальных программ на 2008-2011 года.
Введение ……….………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика социальной финансовой политики государства........4
1.1 Сущность финансовой политики ..........................................................5
1.2 Финансовая политика государства в обеспечении социальных гарантий....................................................................................................................6
1.3 Зарубежная практика финансирования социальных программ.................................................................................................................10
2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК ……………………………..…….................................................15
2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ.................................................................................................................15
2.2 Анализ реализации социальных программ.........................................26
3 Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития..........................................................................49
3.1 Проблемы финансирования социальных программ, пути решения.49
3.2. Финансирование социальных программ: практика и основные направления............................................................................................................50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………
Министерство образования и науки – 7,6 млрд.тенге, из них по бюджетным программам: 042 «Услуги по обеспечению деятельности АО «Назарбаев университет» - 1,8 млрд.тенге, в связи с непредставлением документов, подтверждающих обоснованность платежа, 009 «Обучение и воспитание одаренных детей» - 1,1 млрд.тенге, 005 «Строительство и реконструкция объектов образования и науки» - 0,9 млрд.тенге, в связи с несвоевременным принятием нормативных правовых актов, 055 «Фундаментальные и прикладные научные исследования» - 0,8 млрд.тенге, в связи с длительным проведением процедур заключения договоров, переносом сроков проведения мероприятий, а также экономией средств за счет наличия вакантных должностей и отпусков, 020 «Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся» - 0,8 млрд.тенге, 028 «Подготовка специалистов в высших учебных заведениях за рубежом в рамках программы «Болашак» - 0,7 млрд.тенге, в связи с сокращением расходов по программе при уточнении республиканского бюджета на 2011 год;
Министерство внутренних дел - 3,0 млрд.тенге, из них по бюджетным программам: 004 «Услуги внутренних войск по обеспечению общественной безопасности» - 1,5 млрд.тенге ввиду незавершения конкурсных процедур, 001 «Услуги по определению и организации реализации государственной политики в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности» - 0,7 млрд.тенге в связи с реорганизацией госучреждения Центрального департамент внутренних дел на транспорте путем слияния Западного и Южного департаментов внутренних дел на транспорте не произведены выплаты по зарплате, налогам в бюджет, пенсионным отчислениям, возврата счетов на оплату ввиду несоответствия реквизитов получателей, изменения графика отпусков и командировок;
Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан – 2,7 млрд.тенге, из них по бюджетным программам: 002 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - 0,9 млрд.тенге, 003 «Строительство и реконструкция объектов защиты от чрезвычайных ситуаций» - 0,8 млрд.тенге и 011 «Капитальные расходы подведомственных учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» - 0,6 млрд.тенге, сложились в связи с длительным проведением конкурсных процедур;
Глава 3 Совершенствование
финансирования социальных программ в
РК на современном этапе его развития
За период становления и развития экономики суверенного Казахстана в рамках экономических реформ происходит совершенствование механизмов социального обеспечения. Так, в Казахстане внедрено одно из прогрессивных направлений социальной политики государства это система социальной защиты населения в страховой основе. Достигнутый потенциал системы социального страхования позволяет в условиях финансового кризиса продолжать реализацию мер, гарантируемых государством, по компенсации части дохода в связи с наступлением страхового случая. Следует понимать, что устойчивость системы социального страхования и в целом государственной системы социальной защиты населения напрямую связаны со стабильностью в финансовом секторе и, особенно, в кризисных условиях. Стабильность финансовой системы дает возможность субъектам экономики своевременно и в необходимых объемах быть обеспеченными финансовыми ресурсами для развития производства. В свою очередь развитие производства это увеличение рабочих мест, налоговых поступлений и расширение возможностей государства по социальной защите своих граждан.
В
рамках дальнейшего совершенствования
систем накопительного пенсионного, социального
и медицинского обеспечения (страхования)
будет предложена новая концепция системы
социального обеспечения с более широким
использованием рыночных принципов и
возможностей накопительных пенсионных
фондов и страховых организаций. Реализация
планируемых мероприятий позволит обеспечить
привлечение финансовых ресурсов для
устойчивого экономического развития
страны.[11]
3.1
Проблемы финансирования социальных программ,
пути решения
В настоящий момент экономика Казахстана находится в периоде стабилизации, достигнуты устойчивые темпы экономического роста. В этих условиях социальная сфера требует адекватного реформирования и изменения подходов государственной политики по отношению к ней.
В этой связи особую актуальность приобретает определение роли и места государства в регулировании социальной сферы на фоне сокращения его участия в ее поддержке. Деятельность государства по защите социальных прав граждан состоит из ряда аспектов, которые согласно результатам проведенных летом 2003 года социологических опросов, в целом отражают состояние наиболее актуальных проблем в сфере обеспечения социальной безопасности Казахстана. К таким проблемам относятся:
I. бедность;
II. безработица;
III. недостаток социальных гарантий;
IV. нарушение прав человека;
V. проблемы межэтнической сферы;
VI. сложная экологическая ситуация.
Однако
большинство принятых программ недостаточно
обеспечено необходимыми материальными
и техническими ресурсами. Они составлены
без выделения четкой системы приоритетов,
отсутствует мониторинг хода ихреализации.
При этом применяемые показатели зачастую
однобоки, что сказывается на объективности
оценки.[12]
3.2.
Финансирование социальных программ:
практика и основные направления
В
текущем году страна продолжит путь
по повышению
ОБРАЗОВАНИЕ
С января 2010 года сеть дошкольных организаций увеличена на 1 429 единиц (279 детсадов, 1 150 мини-центров). Рост обеспечен за счет строительства 22 детсадов, открытия 1 150 мини-центров и 118 частных детсадов, возврата ранее приватизированных, открытия на первых этажах жилых домов, высвобождения отдельно стоящих зданий коммунальной собственности, находящихся в аренде, передачи иных зданий и помещений, пригодных для открытия дошкольных организаций, 139 детсадов.
В рамках «дорожной карты» проведен капитальный ремонт в 152 детсадах на сумму 4 млрд. 897 млн. 796 тыс. тенге. Обеспеченность компьютерной техникой организаций общего среднего образования составляет 1 компьютер на 16 учащихся с учетом мультимедийных кабинетов. К Интернету подключено 98% школ, сельских – 97%. К широкополосному Интернету имеют доступ 36,8% школ (в 2009 году – 31%).
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Указом Президента РК от 29 ноября 2010 г., № 1113 утверждена Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы.
В течение 2010 года проводилась реализация основных принципов Единой национальной системы здравоохранения (ЕНСЗ). С 1 июля текущего года в медицинских организациях внедрен Портал плановой госпитализации. За отчетный период зарегистрировано в Бюро плановой госпитализации около 562,4 тыс. направлений, из них сельских жителей – 211 тыс. (37,5%).
Впервые в 2010 году за счет республиканского бюджета в общей сумме 1 млрд. тенге в рамках реализации стратегии региональной занятости и переподготовки кадров осуществлялся капитальный и текущий ремонт объектов государственной санитарно-эпидемиологической службы. Так, по состоянию на 1 декабря текущего года завершены работы на общую сумму 993,6 млн. тенге на 98 объектах (97% от плана).[9]
Инвестиции
в здравоохранение требуют
В этом смысле определенные надежды связываются с последними инициативами по внедрению лизинговых механизмов приобретения медицинского оборудования. Одним из важнейших инвестиционных проектов в Казахстане явилось создание Национального медицинского холдинга, призванного предоставлять населению республики и зарубежным гражданам высокотехнологичные медицинские услуги по самым высоким мировым стандартам. По признанию международных экспертов, Национальный медицинский холдинг является «жемчужиной здравоохранения, не имеющей аналогов на постсоветском пространстве». Дальнейшее развитие холдинга во многом будет зависеть от его кадрового потенциала, а также адекватного и устойчивого финансирования. Принципы корпоративного больничного управления, которые были внедрены в клиниках Национального медицинского холдинга, безусловно, являются прогрессивным шагом в больничном менеджменте не только для Казахстана, но и для всех постсоветских стран.
Вместе с тем предстоит большая работа по дальнейшему совершенствованию модели оказания медицинской помощи, которая должна фокусироваться на интересах пациента, рациональном финансировании здравоохранения, профилактике заболеваний и раннем их выявлении.
Перспективы Единой национальной системы здравоохранения
Ключевым
элементом Государственной
ЕНСЗ
стала прогрессивным шагом
В
числе первоочередных задач по реализации
ЕНСЗ следует выстроить
Ключевым в ЕНСЗ являются свободный выбор врача и принцип «деньги идут за пациентом». Реализация данного принципа возможна при наличии достаточного кадрового потенциала в здравоохранении. Учитывая имеющийся в стране кадровый дефицит, необходимо серьезное внимание уделить вопросам правильного распределения кадровых ресурсов, мотивации и дифференцированной оплаты медработников. В этом смысле определенную роль может сыграть оптимизация коечного фонда путем сокращения его численности и уменьшения среднего показателя пребывания больных на койке. Это позволило бы медикам более рационально использовать свое время и эффективнее применять профессиональные навыки, а системе здравоохранения сконцентрироваться на стационарозамещающих медицинских услугах, реабилитации и профилактике заболеваний.