Автор: k*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли финансов в реализации социальных программ в Республике Казахстан, и проведения анализа основных показателей за последние четыре года.
Для достижения цели данной работы были сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность финансов; рассмотрение финансовой политики государства; рассмотрение роли финансов в реализации социальных программ на 2008-2011 года.
Введение ……….………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика социальной финансовой политики государства........4
1.1 Сущность финансовой политики ..........................................................5
1.2 Финансовая политика государства в обеспечении социальных гарантий....................................................................................................................6
1.3 Зарубежная практика финансирования социальных программ.................................................................................................................10
2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК ……………………………..…….................................................15
2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ.................................................................................................................15
2.2 Анализ реализации социальных программ.........................................26
3 Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития..........................................................................49
3.1 Проблемы финансирования социальных программ, пути решения.49
3.2. Финансирование социальных программ: практика и основные направления............................................................................................................50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………
Целевые трансферты на развитие здравоохранения
Утвержденные
на 2008 год целевые трансферты на
строительство, реконструкцию объектов
здравоохранения в размере 69,9 млрд. тенге
при уточнении бюджета сокращены на 26,2
млрд. тенге и составили 43,7 млрд. тенге,
из них освоено 42,9 млрд. тенге, или 98,2 процента.
Министерством
финансов осуществлен анализ результативности
и эффективности использования бюджетных
средств (анализ целевых показателей,
промежуточных мероприятий) администраторами
республиканских бюджетных программ по
итогам первого полугодия 2009 года.(Приложение
2)
Таблица 2 (тыс. тенге)
Аналитический отчёт об исполнении республиканского бюджета | |||||||
по состоянию на 1 декабря 2009 года. | |||||||
Код | Наименование | Сводный план финансирования на год | Принятые обязательства | % исполнения | Сумма неисполнения | ||
АБП | Программа | ||||||
Сводный план финансирования на отчетный период по обязательствам | |||||||
226 | Министерство здравоохранения Республики Казахстан | 185 094 548,2 | 183 083 143,6 | 162 655 303,4 | 89,8 | -17 673 002,0 | |
Текущие программы | 103 441 424,2 | 102 284 670,6 | 98 757 693,0 | 97,8 | -2 184 904,0 | ||
006 | Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на республиканском уровне | 7 035 897,0 | 6 906 849,0 | 6 885 118,5 | 99,7 | -21 663,5 | |
022 | Материально-техническое
оснащение государственных |
2 500 000,0 | 2 500 000,0 | 1 936 390,7 | 77,4 | -563 904,0 | |
030 | Оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на республиканском уровне | 23 161 479,0 | 23 021 510,0 | 22 477 153,6 | 96,5 | -748 789,1 | |
Программы развития | 81 653 124,0 | 80 798 473,0 | 63 897 610,4 | 79,6 | -15 488 098,0 | ||
225 | Министерство образования и науки Республики Казахстан | 231 957 322,0 | 225 505 699,7 | 197 605 656,9 | 88,6 | -24 443 179,3 | |
Текущие программы | 127 537 467,0 | 123 624 952,7 | 118 903 123,4 | 98,0 | -2 371 530,2 | ||
055 | Фундаментальные и прикладные научные исследования | 8 129 956,0 | 8 127 036,0 | 7 954 750,2 | 95,0 | -395 684,8 | |
202 | Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан | 58 031 661,2 | 56 529 097,2 | 55 027 813,5 | 88,5 | -6 289 987,2 | |
Текущие программы | 30 857 438,2 | 29 354 874,2 | 28 601 086,3 | 87,5 | -3 616 863,5 | ||
002 | Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 18 889 046,0 | 17 726 065,0 | 17 262 605,2 | 95,5 | -779 308,0 | |
003 | Строительство и реконструкция объектов защиты от чрезвычайных ситуаций | 27 174 223,0 | 27 174 223,0 | 26 426 727,2 | 89,7 | -2 673 123,7 | |
205 | Министерство туризма и спорта Республики Казахстан | 71 018 124,1 | 70 945 281,1 | 63 182 615,2 | 88,5 | -7 789 778,3 | |
Текущие программы | 16 216 506,1 | 16 143 663,1 | 12 329 276,2 | 85,9 | -1 942 994,0 | ||
005 | Строительство и реконструкция объектов спорта | 23 699 435,0 | 23 699 435,0 | 22 489 922,0 | 84,8 | -3 534 444,3 | |
022 | Увеличение уставного капитала АО «Исполнительная дирекция Организационного комитета 7-х Азиатских игр 2011 года» | 16 500 000,0 | 16 500 000,0 | 16 500 000,0 | 100,0 | 0,0 | |
206 | Министерство культуры и информации Республики Казахстан | 58 734 517,9 | 58 119 125,9 | 53 967 154,2 | 91,9 | -4 480 366,7 | |
Текущие программы | 36 425 868,9 | 36 010 476,9 | 34 699 233,7 | 92,1 | -2 715 389,0 | ||
025 | Проведение государственной информационной политики | 16 467 456,0 | 16 467 456,0 | 16 224 717,9 | 96,0 | -605 159,0 | |
024 | Создание информационных систем по развитию государственного языка и других языков народа Казахстана | 328 298,0 | 328 298,0 | 324 891,5 | 87,3 | -41 649,7 | |
029 | Увеличение уставных капиталов юридических лиц, осуществляющих деятельность в области культуры и информации | 3 790 000,0 | 3 790 000,0 | 3 790 000,0 | 100,0 | 0,0 | |
213 | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан | 696 981 935,2 | 646 251 129,2 | 641 292 735,5 | 99,5 | -3 494 675,0 | |
Текущие программы | 690 766 131,2 | 640 185 325,2 | 636 593 007,7 | 99,6 | -2 588 908,4 | ||
002 | Пенсионная программа | 454 231 109,0 | 419 364 830,0 | 419 294 921,2 | 100,0 | -69 908,8 | |
017 | Государственные специальные пособия | 5 763 383,0 | 5 568 674,0 | 5 397 101,0 | 96,9 | -171 573,0 | |
011 | Создание единой информационной системы социально-трудовой сферы | 330 050,0 | 330 050,0 | 330 050,0 | 42,0 | -191 335,4 |
Министерству здравоохранения Республики Казахстан в республиканском бюджете на 2009 год предусмотрены средства в сумме 185883716,0 тыс.тенге на реализации 35 бюджетных программ, в том числе по текущим бюджетным программам по 28 на сумму 104537520,0 тыс.тенге и по 7 программам развития на сумму 81346196,0 тыс.тенге.
Исполнение по состоянию на 1 июля текущего года составило в сумме 76946469,1 тыс.тенге, или 96,8% к плану на отчетный период в сумме 79475069,5 тыс.тенге и 41,4% к плану на год. Сумма неосвоения бюджетных средств составила в сумме 2528600,4 тыс.тенге.
При плане финансирования по обязательствам на отчетный период 171996267,0 тыс.тенге, приняты обязательства на сумму 97822434,4 тыс.тенге. До конца финансового года предстоит принять обязательства на сумму 42775164,2 тыс.тенге. Сумма не принятых обязательств на отчетный период составила в сумме 88061281,6 тыс.тенге.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года №1213 утвержден Стратегический план Министерства здравоохранения на 2009-2011 годы, в котором определены три стратегических направления деятельности министерства соответствующих стратегическим целям государства, в частности: укрепление здоровья граждан, повышение эффективности управления системой здравоохранения, развитие кадровых ресурсов и медицинской науки
Для реализации стратегической цели государства по укреплению здоровья граждан Министерством здравоохранения предусмотрено стратегическое направление «Укрепление здоровья граждан», целью которого является Охрана здоровья матери и ребенка.
В
форме бюджетной программы
Для
осуществления анализа по оценке
целевых показателей
Стратегическое
направление бюджетной
В случае проведения анализа затрат на единицу объекта в соответствии со стратегическим планом, то средние затраты из вышеуказанной суммы будут приходить только по трем объектам. В этой связи показатели количества указанные в стратегическом плане не отражают действительную картину строительства. Отсутствие в Стратегическом плане по бюджетной программе, реализация которой направлена на выполнение инвестиционных проектов, конкретного перечня объектов, не позволяет сделать анализ на какой стадии освоения находится объект, строительство которого финансируется за счет средств бюджета.
Кроме
того, при представлении
В республиканском бюджете на 2009 год по бюджетной программе 030 «Оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на республиканском уровне» предусмотрены средства в сумме 23161479,0 тыс.тенге, исполнение по состоянию на 1 июля 2009 года составило в сумме 11817133,3 тыс.тенге, или 99,9% к плану на отчетный период и 51,0% к плану на год. Сумма неосвоения бюджетных средств составила в сумме 14075,7 тыс.тенге. Основными причинами неосвоения бюджетных средств являются несвоевременное представление документов к оплате поставщиками услуг государственным учреждениям.
Бюджетная
программа направлена на реализацию
стратегического направления
На реализацию стратегического направления в 2009 году предусмотрены 9 количественных показателей.
По бюджетной программе «Оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на республиканском уровне» Министерства здравоохранения РК за первое полугодие текущего года оказаны высокоспециализированная медицинская помощь 26232 больным (53,3% к годовому показателю) со средней стоимостью 235,6 тыс.тенге; 2792 человеку оказана специализированная медицинская помощь в республиканских реабилитационных центрах соматического профиля и санаториях, средняя стоимость составила 185,7 тыс.тенге. По всем показателям, характеризующим укрепление здоровья граждан наблюдается снижение.
Министерству образования и науки Республики Казахстан в республиканском бюджете на 2009 год предусмотрены средства в сумме 225676578,6 тыс.тенге на реализации 47 бюджетных программ, в том числе по текущим бюджетным программам по 39 на сумму 132421135,6 тыс.тенге и по 8 программам развития на сумму 93255443,0 тыс.тенге.
Исполнение по состоянию на 1 июля текущего года составило в сумме 105697386,7 тыс.тенге, или 95,0% к плану на отчетный период в сумме 111254319,4 тыс.тенге или 46,8% к плану на год. Сумма неосвоения бюджетных средств составила в сумме 5556932,7 тыс.тенге.
При плане финансирования по обязательствам на отчетный период 175062449,4 тыс.тенге, приняты обязательства на сумму 118905983,4 тыс.тенге. До конца финансового года предстоит принять обязательства на сумму 106770595,2 тыс.тенге. Сумма не принятых обязательств на отчетный период составила в сумме 56156466,0 тыс.тенге.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 декабря 2008 года № 1207 утвержден Стратегический план Министерства образования и науки на 2009-2011 годы, в котором определены четыре стратегических направления деятельности министерства соответствующих стратегическим целям государства, в частности:
1. Обеспечение доступности качественного образования,
2. Научное и научно-техническое обеспечение базовых отраслей экономики и социальной сферы,
3. Создание условий для развития детей и молодежи, вовлечения их в социально-экономическое развитие страны,
4.
Повышение эффективности
В
форме бюджетной программы
Для
осуществления анализа по оценке
целевых показателей
Стратегическое направление данной бюджетной программы направлено на реализацию научного и научно-технического обеспечения базовых отраслей экономики и социальной сферы, на достижение целей: конкурентоспособности и сбалансированности системы науки, обеспечивающей получение, генерирование и передачу востребованных для устойчивого инновационного развития страны и выполнения 4 задач: создание современной и научной инфраструктуры, подготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров, проведение совместных научных исследований с ведущими научными центрами мира, и привлечение зарубежных ученых, повышение качества научных исследований.
Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан в республиканском бюджете на 2009 год предусмотрены средства в сумме 57199138,2 тыс.тенге на реализацию 10-и бюджетных программ, в том числе 9 текущих бюджетных программ и 1 - программа развития. При плане финансирования по обязательствам на отчетный период 37226698,2 тыс.тенге, приняты обязательства на сумму 31678876,3 тыс.тенге. Исполнение составило 25477586,1 тыс.тенге, или 90,1% к плану по платежам на отчетный период. Сумма неисполнения составила 2 786 529,1 тыс.тенге.
Бюджетные программы министерства реализуются в рамках 3-х стратегических направлений. Всего по 10-и бюджетным программам общее количество показателей 74, в том числе: показатели количества – 31, качества – 11, эффективность – 15 и результата – 17. Из них по 5 программам отсутствуют показатели качества, по 3 программам отсутствует показатель эффективности.
Для проведения анализа по итогам полугодия были выбраны 2 бюджетные программы министерства: 002 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», 003 «Строительство и реконструкция объектов защиты от чрезвычайных ситуаций».
Анализ оценки бюджетной программы 002 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Бюджетная программа направлена на реализацию стратегического направления: 3.2. «Предупреждение, снижение тяжести и эффективная ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера» и на достижение цели «Защита граждан, территории от землятресений, паводков, селевых потоков, снежных заносов и лавин».
Расходы на реализацию бюджетной программы: план на финансовый год - 18 889 046,0 тыс.тенге, исполнение на 1 июля т.г. 8874118,9 тыс.тенге, или 90,5% к плану на отчетный период. Обязательства приняты в сумме 10215072,0 тыс.тенге, до конца финансового года предстоит принят обязательства на сумму 8673974,0 тыс.тенге.
Исполнение показателей бюджетной программы
Согласно Стратегическому плану по данной бюджетной программе предусмотрено достижение таких количественных показателей: «Количество часов налетов воздушной техники»; «Количество ремонтно-восстановительных работ селезащитных сооружений, отремонтированных гидропостов, диспетчерских пунктов, складов аварийного запаса, сейсмополигонов, сейсмостанций и пр.»; «Количество открытых постов службами наблюдения и оповещения, в том числе: постоянных, сезонных»; «Количество превентивных мероприятий по опорожнению моренных озер, очистка эвакуационных каналов»; «Количество профилактических спусков снежных лавин», по данным показателям фактическое исполнение составило в среднем 60-90 %. На основании представленной аналитической информации министерства все мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным планом на 2009 год, а также в соответствии с фактически произошедшими ЧС.