Автор: k*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли финансов в реализации социальных программ в Республике Казахстан, и проведения анализа основных показателей за последние четыре года.
Для достижения цели данной работы были сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность финансов; рассмотрение финансовой политики государства; рассмотрение роли финансов в реализации социальных программ на 2008-2011 года.
Введение ……….………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика социальной финансовой политики государства........4
1.1 Сущность финансовой политики ..........................................................5
1.2 Финансовая политика государства в обеспечении социальных гарантий....................................................................................................................6
1.3 Зарубежная практика финансирования социальных программ.................................................................................................................10
2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК ……………………………..…….................................................15
2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ.................................................................................................................15
2.2 Анализ реализации социальных программ.........................................26
3 Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития..........................................................................49
3.1 Проблемы финансирования социальных программ, пути решения.49
3.2. Финансирование социальных программ: практика и основные направления............................................................................................................50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………
Анализ оценки бюджетной программы 002 «Пенсионная программа».
Бюджетная программа направлена на реализацию стратегического направления 4. «Управление риском уязвимости вследствие наступления старости, инвалидности, потери кормильца и иных социальных рисков» на достижение целей: 4.1. Обеспечение адекватности размеров пенсионных выплат; 4.2. Содействие повышению уровня социального обеспечения в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца и по иным законодательно предусмотренным основаниям.
Расходы на реализацию бюджетной программы: план на финансовый год по данной программе составляет – 451445409,0 тыс.тенге, исполнение на 1 июля т.г.- 229074512,0 тыс.тенге, или 99,8% к плану на отчетный период. Обязательства приняты на сумму 229074512,0 тыс.тенге, до конца финансового года предстоит принять обязательства в сумме 500000,0 тыс.тенге.
Исполнение показателей бюджетной программы:
В
форме бюджетной программы план
на год показателем количества определена
среднегодовая численность
Средний размер базовой пенсионной выплаты на финансовый год составляет 5487 тенге, удельный вес фактического объема выполненного показателя эффективности программы от величины показателя на год составляет 100%, средний размер солидарных пенсий на год составляет 17105 тенге, согласно представленной аналитической информации министерства фактическое выполнение показателя на 1 июля 2009 года составило 17404 тенге или 102% к плану. Увеличение размера связано с увеличением месячного расчетного показателя с 1 июля 2009 года и среднего размера пенсии на 25%.
Анализируя исполнение бюджетной программы по итогам первого полугодия т.г. установлено, что достигается предусмотренный показатель результата выполнения программы т.е. своевременная и полная выплата пенсий и пособий получателям, при этом в связи со снижением численности получателей по сравнению с прогнозной не достигается 100% достижение количественных показателей программы.
Вместе с тем, отмечаем, что по итогам реализации бюджетной программы сложно оценить качество выполнения бюджетной программы, поскольку показатель качества - снижение количества жалоб и обращений со стороны получателей, предусмотренный в форме бюджетной программы не измерим, так как определен в процентном отношении к предыдущему году, а также не предусмотрен показатель количества поступающих жалоб и обращений.
Анализ оценки бюджетной программы 004 «Специальные государственные пособия».
Бюджетная программа направлена на реализацию стратегического направления 5. «Управление риском снижения дохода ниже установленного порогового минимума» на достижение цели: 5.2. Содействие снижению уровня бедности.
Расходы на реализацию бюджетной программы: план на финансовый год – 45686215,0 тыс.тенге, исполнение на 1 июля т.г. 23211598,0 тыс.тенге, или 99,7% к плану на отчетный период. Обязательства приняты на сумму 23211598,0 тыс.тенге, до конца финансового года предстоит принять обязательства на сумму - 22474617,0 тыс.тенге.
Исполнение показателей бюджетной программы:
В
форме бюджетной программы план
на год показателем количества определена
среднегодовая численность
Анализируя исполнение бюджетной программы по итогам первого полугодия т.г. установлено, что достигается предусмотренный показатель результата выполнения программы т.е. своевременная и полная выплата спецгоспособий получателям.
Вместе
с тем, по итогам реализации бюджетной
программы сложно оценить качество выполнения
бюджетной программы, поскольку показатель
качества - снижение количества жалоб
и обращений со стороны получателей и
эффективности – отношение среднего размера
СГП к величине непродовольственной части
ПМ, предусмотренные в форме бюджетной
программы не измеримы, так как определен
в процентном отношении, а также не предусмотрен
показатель количества поступающих жалоб
и обращений.
За 2010 год доходы республиканского бюджета выполнены на 106,2 %, при плане 3413,8 млрд. тенге поступления составили 3626,2 млрд. тенге, или с превышением на 212,4 млрд. тенге.
В
республиканский бюджет по итогу 2010
года налоговых поступлений при плане
1886,9 млрд. тенге составило 2083,6 млрд. тенге
или 110,4 %. По неналоговым поступлениям
план выполнен на 119,6 %, по поступлениям
от продажи основного капитала - на 90,0
% и по поступлениям трансфертов - на 100,5
%.
Таблица 3
Аналитический отчет об исполнении республиканского бюджета | |||||||
за 2010 год | |||||||
КБК | Наименование | Сводный план финансирования на год | Принятые обязательства | % исполнения гр.8 / гр.6 * 100 | Сумма неисполнения гр.8 - гр.6 | ||
АБП | Программа | ||||||
Сводный план финансирования на отчетный период по платежам | |||||||
225 | Министерство образования и науки Республики Казахстан | 233 601 852,1 | 233 601 852,1 | 232 304 652,9 | 98,5 | -3 408 305,0 | |
Текущие программы | 148 048 364,1 | 148 048 364,1 | 147 837 668,4 | 99,9 | -214 525,9 | ||
005 | Строительство и реконструкция объектов образования и науки | 10 793 636,0 | 10 793 636,0 | 10 793 635,9 | 80,5 | -2 099 686,0 | |
226 | Министерство здравоохранения Республики Казахстан | 378 460 941,8 | 378 460 941,8 | 377 443 400,9 | 99,2 | -2 938 352,1 | |
Текущие программы | 260 991 942,8 | 260 991 942,8 | 260 628 274,5 | 99,8 | -483 717,5 | ||
016 | Строительство и реконструкция объектов здравоохранения | 17 478 458,0 | 17 478 458,0 | 17 476 607,6 | 90,1 | -1 737 580,6 | |
029 | Реформирование системы здравоохранения | 4 081 380,0 | 4 081 380,0 | 3 493 899,9 | 85,4 | -595 288,0 | |
202 | Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан | 62 920 449,4 | 62 920 449,4 | 62 823 350,2 | 98,1 | -1 201 905,5 | |
Текущие программы | 41 146 481,4 | 41 146 481,4 | 41 049 386,7 | 97,3 | -1 122 480,6 |
Расходы республиканского бюджета (без учета погашения займов) за 2010 год составили 4 284,0 млрд. тенге, или исполнены на 99,1% к плану финансирования по платежам на год в сумме 4321,4 млрд. тенге.
Сумма неосвоения по республиканскому бюджету составила - 37,5 млрд. тенге, или по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 22,6 млрд. тенге. (Приложении 3)
Факторы, повлиявшие на неисполнение бюджетных средств это - по объективным причинам - 14,1 млрд. тенге, из них 1,8 млрд. тенге – экономия по результатом госзакупок и 6,6 млрд. тенге - нераспределенный решениями остаток средств по распределяемым бюджетным программам: 3,6 млрд. тенге - по резерву Правительства Республики Казахстан, 3,0 млрд. тенге - по представительским затратам
Министерством образования и науки - не освоено 3,4 млрд. тенге, из них по бюджетным программам 005 «Строительство и реконструкция объектов образования и науки» - 2,1 млрд. тенге, в связи с непредставлением документов, подтверждающих обоснованность платежей
Министерством здравоохранения – 2,9 млрд. тенге, в том числе: по бюджетным программам 016 «Строительство и реконструкция объектов здравоохранения» - 1,7 млрд. тенге, из них 0,5 млрд. тенге с непредставлением актов выполненных работ из-за задержки поставки оборудования для кардиохирургического центра в г. Астане, 0,5 млрд. тенге с задержкой заключения Государственной экспертизы по изменению проекта по строительству кардиохирургичекого центра в г. Павлодаре, 0,2 млрд.тенге в связи с неустранением подрядчиком замечаний Государственной комиссии по строительству НИИ скорой медицинской помощи, 029 «Реформирование системы здравоохранения» - 0,6 млрд. тенге в связи с длительностью процедур прохождения оплаты во Всемирном Банке
Министерством
по чрезвычайным ситуациям
– 1,2 млрд. тенге, в связи с несвоевременным
представлением актов выполненных работ,
счетов-фактур и с несвоевременным проведением
конкурсных процедур, а также несвоевременным
принятием нормативных правовых актов
по реализации бюджетных программ. (Приложение
4)
Таблица 4
Аналитический отчёт об исполнении республиканского бюджета | |||||||
по состоянию на 1 марта 2011 года. | |||||||
Код | Наименование | Сводный план финансирования на год | Принятые обязательства | % исполнения | Сумма неисполнения (отрицат. результат) | ||
АБП | Программа | ||||||
Сводный план финансирования на отчетный период по обязательствам | |||||||
226 | Министерство здравоохранения Республики Казахстан | 392 138 203,0 | 303 073 885,0 | 210 767 551,2 | 78,3 | -18 696 147,2 | |
Текущие программы | 330 460 975,0 | 258 066 072,0 | 207 552 309,4 | 86,3 | -10 218 763,0 | ||
005 | Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения и областному бюджету Алматинской области и бюджету города Алматы для сейсмоусиления объектов здравоохранения | 45 842 670,0 | 39 578 259,0 | 3 089 979,0 | 28,8 | -7 637 847,0 | |
103 | Межсекторальное и межведомственное взаимодействие по вопросам охраны здоровья граждан | 12 115 172,0 | 10 862 064,0 | 0,0 | 0,0 | -5 349 596,0 | |
003 | Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | 17 631 151,0 | 12 075 027,0 | 11 985 019,9 | 63,1 | -1 168 308,9 | |
010 | Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на обеспечение и расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи | 45 809 242,0 | 37 542 966,0 | 7 732 905,0 | 87,4 | -1 114 680,0 | |
225 | Министерство образования и науки Республики Казахстан | 247 962 211,0 | 105 159 878,0 | 63 074 857,1 | 75,2 | -7 582 740,5 | |
Текущие программы | 168 777 889,0 | 85 115 931,0 | 59 710 595,1 | 75,8 | -6 272 549,4 | ||
009 | Обучение и воспитание одаренных детей | 10 243 550,0 | 8 051 845,0 | 7 632 033,2 | 27,4 | -1 071 845,5 | |
020 | Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | 66 120 770,0 | 39 607 686,0 | 39 461 131,5 | 94,7 | -786 986,3 | |
028 | Подготовка специалистов в высших учебных заведениях за рубежом в рамках программы «Болашак» | 15 824 401,0 | 1 334 752,0 | 600 558,0 | 6,4 | -734 194,0 | |
042 | Услуги по обеспечению деятельности АО «Назарбаев университет» | 7 256 545,0 | 6 110 440,0 | 15 534,0 | 0,8 | -1 828 472,0 | |
201 | Министерство внутренних дел Республики Казахстан | 100 736 266,0 | 24 207 790,0 | 18 347 459,0 | 79,9 | -2 978 587,5 | |
Текущие программы | 97 440 081,0 | 21 736 477,0 | 16 389 177,1 | 80,1 | -2 798 531,1 | ||
001 | Услуги по определению и организации реализации государственной политики в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности | 30 008 805,0 | 5 136 541,0 | 3 715 620,2 | 80,9 | -745 550,7 | |
004 | Услуги внутренних войск по обеспечению общественной безопасности | 27 405 206,0 | 9 186 879,0 | 6 656 967,5 | 69,7 | -1 461 761,7 | |
202 | Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан | 56 812 655,0 | 24 906 199,0 | 15 259 199,2 | 71,1 | -2 659 034,1 | |
Текущие программы | 44 678 651,0 | 13 110 557,0 | 7 118 644,3 | 69,3 | -1 819 701,7 | ||
002 | Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 26 149 220,0 | 6 590 250,0 | 4 350 009,8 | 76,9 | -931 575,9 | |
011 | Капитальные расходы подведомственных учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан | 3 845 831,0 | 3 177 190,0 | 11 115,7 | 0,5 | -566 124,1 | |
003 | Строительство и реконструкция объектов защиты от чрезвычайных ситуаций | 11 832 265,0 | 11 493 903,0 | 8 140 554,9 | 74,4 | -839 332,5 |
Расходы республиканского бюджета (без учета погашения займов) по состоянию на 1 марта 2011 года составили 641,4 млрд.тенге, или исполнены на 88,0 % к плану финансирования по платежам на отчетный период в сумме 729,0 млрд.тенге.
Сумма неосвоения по республиканскому бюджету составила 87,6 млрд.тенге, или по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 2,4 млрд.тенге.
Факторы, повлиявшие на неосвоение бюджетных средств: объективные причины – 3,2 млрд.тенге (экономия по государственным закупкам – 0,2 млрд.тенге; снижение фактической потребности на выплату по сравнению с прогнозной, экономия по фонду оплаты труда, длительность процедур прохождения оплаты в Международных финансовых институтах – 3,0 млрд.тенге), субъективные причины – 84,4 млрд.тенге (несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды (отсутствие маркетингового анализа) – 1,3 млрд.тенге; несвоевременное проведение конкурсных процедур, перенос сроков их проведения, срыв поставщиками условий договора, несвоевременное предоставление актов выполненных работ, счетов-фактур – 51,5 млрд.тенге; неправильное помесячное распределение годовых планов – 0,8 млрд.тенге; несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины – 30,8 млрд.тенге).
Наибольшая сумма неисполнения приходится на следующих администраторов:
Министерство здравоохранения – 18,7 млрд.тенге, из них по бюджетным программам: 005 «Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения и областному бюджету Алматинской области и бюджету города Алматы для сейсмоусиления объектов здравоохранения» - 7,6 млрд.тенге, 103 «Межсекторальное и межведомственное взаимодействие по вопросам охраны здоровья граждан» - 5,3 млрд.тенге, в связи с задержкой выхода постановления о распределении средств программы между ведомствами, 003 «Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся» - 1,2 млрд.тенге, в связи с поздним представлением актов выполненных работ, 010 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на обеспечение и расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» - 1,1 млрд.тенге по причине отсутствия Соглашения с Акимами и задержки выхода постановления Правительства РК по трансфертам;