Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития

Автор: k*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли финансов в реализации социальных программ в Республике Казахстан, и проведения анализа основных показателей за последние четыре года.
Для достижения цели данной работы были сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность финансов; рассмотрение финансовой политики государства; рассмотрение роли финансов в реализации социальных программ на 2008-2011 года.

Содержание

Введение ……….………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика социальной финансовой политики государства........4
1.1 Сущность финансовой политики ..........................................................5
1.2 Финансовая политика государства в обеспечении социальных гарантий....................................................................................................................6
1.3 Зарубежная практика финансирования социальных программ.................................................................................................................10
2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК ……………………………..…….................................................15
2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ.................................................................................................................15
2.2 Анализ реализации социальных программ.........................................26
3 Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития..........................................................................49
3.1 Проблемы финансирования социальных программ, пути решения.49
3.2. Финансирование социальных программ: практика и основные направления............................................................................................................50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Роль финансов в реализации социальных программ.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

     Во Франции государственная пенсионная система по старости, охватывающая основную массу пенсионеров, представляет собой сложное, многоярусное образование.

     В 90-х годах в стране действовало более 100 базовых и свыше 300 дополнительных режимов пенсионного обеспечения. А в целом пенсионная система состоит из подсистем: 1) базовые режимы для наемных работников; 2) дополнительные режимы; 3) специальные режимы для отдельных категорий занятых; 4) базовые режимы для ненаемных работников; 5) дополнительные (факультативные) режимы. Каждая из них имеет свою специфику, что проявляется в финансировании, возрасте выхода на пенсию, продолжительности страхового стажа для получения полной пенсии, а также методике исчисления размера пенсии.

     Кроме трудовых пенсий, во Франции существует система социальных пенсий. Выплата последних гарантируется государством всем пожилым людям независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. В последнее время динамика роста социальных пенсий опережала темпы повышения остальных доходов трудящихся. Эта категория пенсионеров имеет ряд социальных льгот: бесплатное телефонное обслуживание, бесплатную юридическую помощь, освобождение от налога на жилье, поземельного налога и некоторые другие льготы.

     С 1996 года реформы системы социальной защиты во Франции охватили и сферу медицинского обеспечения, дефицит бюджета которого в 90-х годах стал быстро увеличиваться. Подобная тенденция проявилась практически во всех развитых странах. В ее основе лежит ряд объективных причин: во-первых, демографический фактор (возрастание доли пожилого населения, в большей степени нуждающегося в медицинских услугах); во-вторых, расширение ассортимента и удорожание медикаментов, а также повышение технической оснащенности медицинских учреждений; в-третьих, развитие системы профилактического обслуживания населения (например, вакцинация).

     Дефицит системы медицинского обслуживания, в значительной мере вызванный неэффективностью использования средств, сделал необходимым проведение реформы в этой области. Во Франции функционирует система здравоохранения смешанного типа: большой государственный сектор и частный. Источником ее финансирования служат налоговые поступления, государственные страховые платежи, частное медицинское страхование, прямые выплаты пациентов. Усиление контроля со стороны администрации за расходованием средств повысило финансовую эффективность функционирования всей системы оказания медицинской помощи населению. Однако, по мнению экономистов, в этом направлении были сделаны лишь первые шаги. Если реформы не будут продолжены, то расходы семей на медицинские нужды составят в 2025 г. 30% ВВП.

     Реформы пенсионной системы изменили только методы расчета пенсий в базовом  и дополнительных режимах. Они не коснулись более 170 специальных систем, объединяющих государственных служащих, т.е. тех пенсионных систем, которые в последние годы получают значительные дотации из бюджета. Поэтому, по мнению экспертов ОЭСР, в 2030 г. дефицит пенсионной системы составит не менее 4% ВВП, если реформы в этой области не будут продолжены. Подобные проблемы стоят практически перед всеми странами ЕС. В течение первых десятилетий ожидается повышение “уровня зависимости пожилых людей” ( отношение численности пожилых лиц старше 64 лет к численности лиц в возрасте до 64 лет). В соответствии с прогнозами Евростата, этот уровень составит в 2020 г. во Франции 33,0, в Германии 32,6. Наиболее благоприятное положение в Дании и Люксембурге — 27,0. В настоящее время к задаче повышения уровня социальной защиты в каждой стране ЕС добавляется новая не допустить одностороннего снижения уровня доходов трудящихся в одной из стран и использования этого в конкурентной борьбе Политику, направленную на решительные реформы и резкое сокращение социальной защиты как средство повышения конкурентоспособности фирм, а также на создание частного рынка страхования, фактически поддерживают лишь в Великобритании. В большинстве же европейских стран цель реформирования социального обеспечения видят в восстановлении финансового контроля над системой и обеспечении ее долговременной стабильности.

     В основе сложившейся модели экономики  США и ее устойчивых результатов  лежат различные факторы. В их числе глубокие структурные сдвиги в экономике, совершенствование  организационно-технологической структуры  хозяйства, новая роль человека в экономике, оптимизация взаимодействия государства и рынка, усиление значения корпоративной формы собственности.

     Есть  и острые проблемы, о которых много  пишут американские аналитики. Здесь  и проблема бедности для почти 13% населения, и ухудшающаяся демографическая ситуация — прежде всего старение населения  и связанные с ней проблемы пенсионного обеспечения все большего числа пожилых людей. Много нерешенных проблем и в сфере образования все еще очевидной остается ограниченная финансовая доступность высшего образования для ряда категорий населения, прежде всего представителей этнических и расовых меньшинств, много нареканий вызывает качество среднего образования.

     Все более важной функцией государства  становится его роль в выработке  и реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере. В начале нового века стратегическими определяются следующие цели — всемерное развитие образования, усиление его влияния на экономический рост и уровень жизни населения, содействие ускоренному развитию НТП и прежде всего фундаментальной науки, обеспечение социальной функции государства через оптимизацию социальных программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, выработка сбалансированной промышленной политики с целью достижения устойчивого развития.

     Принципиальным  представляется повышение степени приоритетности в социальном бюджете государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. значение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также здравоохранение.

     Развитию  высшего образования уделяется  особое внимание по двум основным причинам. Во-первых, оно все в большей  степени способствует экономическому росту и росту производительности труда. Во-вторых, все более заметным становится значение высшего образования для повышения уровня доходов населения и жизненного уровня в целом. Принят ряд новых программ, расширяющих доступ к услугам здравоохранения, что является частью общей стратегии расширения инвестирования в человеческий капитал.

     В целом можно констатировать, что роль государства в экономике США чрезвычайно важна и многообразна. Государство берет на себя те общественно значимые функции, которые либо не приносят быстрого дохода, либо те, без которых общие условия жизнедеятельности общества и воспроизводства будут не оптимальными с экономической или социальной точек зрения. Это и фундаментальная наука, и охрана окружающей среды, и поддержание социальной инфраструктуры, без которых прогресс общества невозможен.[6]

 

      Глава 2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК 
 

     Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политик  государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация — это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства. [7]

     Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формирование финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. Все источники государственных доходов можно разделить на две группы - внутренние и внешние.

     В условиях рыночной экономики основными  методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии.

     Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства.

     Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т.п. Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных расходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата.[2] 
 

     2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ 
 

     Для выяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определённым признакам:

     - по роли в общественном производстве

     - по их общественному назначению

     - отраслевые

     Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную  и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета  могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально- культурные мероприятия, оборона, управление.(схема 1)

     Расходы на социально-культурные мероприятия. Важным направлением государственных расходов является финансирование затрат на социально-культурные мероприятия — просвещение, информационные услуги (печать, радиовещание и телевидение), культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, государственное социальное страхование и социальное обеспечение. Данные расходы укрупнённо разделяются на следующие виды:

     1) образование и профессиональная подготовка кадров;

     2) культура, искусство, спорт и средства массовой информации;

     3) здравоохранение; 

     4) государственное социальное страхование  и социальная помощь.

     Упомянутые  расходы являются частью расходов на общественные товары, блага, услуги. Они направляются государством на коллективное и индивидуальное потребление членов общества в виде денежных трансфертов, а также бесплатных (или льготных) материальных благ и услуг. Обоснование экономической функции расходов на социально-культурные цели сводится к созданию приемлемых возможностей всем гражданам для удовлетворения социальных нужд. Государство, финансируя (полностью или частично) потребности важные с общественной точки зрения, пытается ликвидировать нежелательные последствия индивидуального рыночного распределения, создать необходимые условия всем членам общества для их удовлетворения с целью некоторого выравнивания социально-экономического положения представителей различных социальных групп, слоев, классов. Основной источник формирования этой группы расходов — государственный бюджет и специальные внебюджетные фонды. Остальная часть создается в децентрализованном порядке хозяйствующими субъектами за счет их дохода (в Казахстане около 15% всех расходов группы). В условиях рыночных отношений произошел отход от финансирования расходов на социально-культурные цели из ранее формировавшихся общественных фондов потребления. В условиях рынка формируется прямая зависимость величины потребления от трудового вклада, возможностей человека в разных видах деятельности. Поэтому в современных условиях у индивидуальных хозяйственных органов остается часть дохода (прибыли), в зависимости от результатов их работы.

       

     В последнее время учреждения социальной сферы частично переходят на хозрасчетные начала финансирования, на принципы страхования. В сфере образования — это применение платного обучения за приобретение знаний и профессиональных навыков дополнительно к гарантированным бюджетным нормам, в здравоохранении — развитие платных медицинских услуг, в социальной защите — страховые отчисления в накопительные пенсионные фонды.

     Расходы на образование включают: общее среднее образование, внешкольное воспитание (детские учреждения, музыкальные школы и др.), профессионально-техническое среднее специальное и высшее образование. Все перечисленные расходы покрываются бюджетными ресурсами в части гарантируемого государством уровня. Законодательством предусмотрено, что финансирование учреждений образования осуществляется в соответствии с государственными нормативами, определяемыми в расчете на каждого учащегося по каждому виду и типу учреждений образования. Расходы на подготовку и повышение квалификации работников и других кадров на производстве включаются в себестоимость продукции, работ и услуг. Учреждения образования привлекают внебюджетные средства и ресурсы, в том числе валютные, за счет предоставления платных образовательных услуг; часть средств предоставляют предприятия в организации-спонсоры.

Информация о работе Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития