Автор: k*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли финансов в реализации социальных программ в Республике Казахстан, и проведения анализа основных показателей за последние четыре года.
Для достижения цели данной работы были сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность финансов; рассмотрение финансовой политики государства; рассмотрение роли финансов в реализации социальных программ на 2008-2011 года.
Введение ……….………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика социальной финансовой политики государства........4
1.1 Сущность финансовой политики ..........................................................5
1.2 Финансовая политика государства в обеспечении социальных гарантий....................................................................................................................6
1.3 Зарубежная практика финансирования социальных программ.................................................................................................................10
2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК ……………………………..…….................................................15
2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ.................................................................................................................15
2.2 Анализ реализации социальных программ.........................................26
3 Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития..........................................................................49
3.1 Проблемы финансирования социальных программ, пути решения.49
3.2. Финансирование социальных программ: практика и основные направления............................................................................................................50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………
Финансирование культуры и искусства включает содержание библиотек, клубов, домов культуры, музеев и выставок, театров, филармоний, музыкальных коллективов, ансамблей, киностудий; они финансируются из бюджета, а также средств хозяйствующих субъектов, общественных организаций. Ряд учреждений культуры и искусства находится на хозрасчете (театры, цирки) и по ним устанавливается сумма дотаций из бюджета на величину расходов, не покрываемых собственными доходами.
Расходы на содержание средств массовой информации в Республике Казахстан направляются на финансирование государственного радиовещания, телевидения, издательств, газет и журналов, в которых государство выступает как учредитель.
Финансовое обеспечение государственных организаций здравоохранения осуществляется за счет:
- средств государственного бюджета;
- средств медицинского страхования;
- средств, полученных за оказание медицинских услуг на платной основе;
- иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Финансовое обеспечение негосударственных организаций здравоохранения осуществляется за счет:
- средств государственного бюджета за оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
- средств медицинского страхования;
- средств, полученных за оказание медицинских услуг на платной основе;
- иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.
Финансирование затрат на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Финансирование медицинских организаций осуществляется в следующих формах:
- государственные медицинские учреждения — по индивидуальным планам финансирования;
- организации здравоохранения, за исключением государственных учреждений, — на договорной основе с администраторами бюджетных программ по формам, определяемым правительством; организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь и имеющие прикрепленное население, — по подушевому нормативу.
Финансовые средства системы здравоохранения направляются на:
- возмещение затрат по оказанию бесплатного гарантированного объема медицинской помощи;
- реализацию программ в области здравоохранения;
- материально-техническое оснащение организаций здравоохранения;
- приобретение жизненно важных лекарственных средств, крови и ее компонентов, вакцин и других иммунобиологических медицинских препаратов а также медицинской техники и изделии медицинского назначения;
- ликвидацию случаев и эпидемий инфекционных заболеваний;
- подготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических кадров;
- развитие и внедрение достижений медицинской науки;
- иные расходы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
Возмещение затрат по оказанию бесплатного гарантированного объема медицинской помощи производится с учетом результатов контроля качества и объема оказанной медицинской помощи, осуществляемого государственным органом по контролю в сфере медицинских услуг, в порядке, определяемом законодательством. Расходы на физическую культуру и спорт финансируются за счет средств государственного бюджета, средств профсоюзных организаций, доходов хозяйствующих субъектов, собственных средств спортивных обществ. Из государственного бюджета финансируются капитальные вложения на строительство стадионов и других спортивных сооружений, содержание аппарата спортивных организаций, ассигнования на проведение учебно-тренировочных сборов и соревнований. Часть расходов возмещают организации-спонсоры, как правило, в рекламных целях.
Расходы на социальную защиту населения. Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег. Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы Механизмов реализации системы. Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитываются стоимость и состав минимальной потребительской корзины По основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом. Социальные расходы осуществляют через Государственный Центр по Выплате Пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, Государственный фонд социального страхования, социальные фонды или фонды потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные Комитеты. Расходы на Социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются на расходы на социальное обеспечение и социальную помощь. Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения. Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.
Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).
Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящиеся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов общественных, целевых, частных и имеет цель — «призрения бедных».
Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).
Страховой метод предполагает отчисления средств в определен- ном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.
При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.
При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.
Социальное
страхование реализуется
Пенсионное обеспечение. Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата Для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.
Добровольные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды вносятся вкладчиками — физическими лицами в свою пользу за счет своего дохода при заключении ими договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. Вкладчиками добровольных пенсионных взносов в пользу получателя могут быть физические и юридические лица. Ставка добровольных пенсионных взносов, порядок их уплаты, а также порядок пенсионных выплат устанавливаются по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов. Добровольные профессиональные пенсионные взносы осуществляются вкладчиками за счет собственных средств в пользу работников, перечень профессий которых определяется правительством Республики Казахстан. Ставка добровольных профессиональных пенсионных взносов устанавливается по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов, но не выше десяти процентов от ежемесячного дохода работника. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления добровольных профессиональных пенсионных взносов, определяется в порядке, установленном правительством Республики Казахстан. Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственные накопительные пенсионные фонды по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора, открываются индивидуальной пенсионный счет и личный номер — социальный индивидуальный код (СИК). Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим управление пенсионными активами, который размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.
Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следственных, национальной безопасности, Республиканской гвардии, службы охраны высших должностных лиц). Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый — средства республиканского и местных бюджетов.
Государственные пособия. Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий. Пособие — это гарантированная денежная выплата при времен- ном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях. Пособия, выплачиваемые в рамках обязательного социального страхования (производятся из Государственного фонда социального страхования), включают государственные социальные пособия на случай утраты трудоспособности, потери кормильца и потери работы. Пособие на случай утраты трудоспособности назначается участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за социальной выплатой или продолжается. Размер ежемесячных социальных выплат на случай утраты трудоспособности определяется путем умножения среднемесячного размера дохода за последние 24 месяца, учтенного в качестве объекта социальных отчислений, за минусом 80% от минимальной заработной платы, устанавливаемой законодательным актом Республики Казахстан, на соответствующие коэффициенты замещения дохода, утраты трудоспособности и стажа участия.1
Право на назначение и получение социальных выплат на случай потери кормильца имеют члены семьи умершего кормильца — участника системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления:
1) дети, В том числе усыновленные (удочеренные), братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет;
2)
один из родителей или супруг
либо дед, бабушка, брат или
сестра, независимо от возраста
и трудоспособности если он (она)
занят (занята) уходом за детьми,
братьями, сестрами или внуками
умершего кормильца, не
Социальные
выплаты, назначенные детям, оставшимся
без попечения родителей —
участников системы обязательного
социального страхования, за которых
производились социальные отчисления,
выплачиваются усыновителю
1) государственная социальная защита от безработицы;
2) пособие по беременности и родам;
3) пособие на похороны;
4)
расходы по приобретению
Финансирование по 1-3-му пунктам этих выплат осуществляется за счет местных бюджетов; по пункту 4 — за счет средств хозяйствующих субъектов.
Выплаты в порядке социальной помощи включают:
а) пособие семьям, имеющих детей, назначаемое с учетом совокупного дохода семьи (на детей в возрасте до 18 лет);
б) пособие семьям военнослужащих срочной службы, имеющим детей;
в) пособие семьям, имеющим детей-инвалидов;
г) пособие на ВИЧ-инфицированных детей или взрослых;
д) временное пособие на детей, чьи отцы уклоняются от уплаты алиментов;
е) пособие безработным матерям, имеющих 4-х и более детей в возрасте до 7 лет.
Системой социальной защиты также предусмотрены: жилищные пособия, назначаемые с учетом совокупного дохода семьи; система льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, топлива, транспорта, медицинского обслуживания ветеранам войны и труда, малообеспеченным пенсионерам и др.; пособия и услуги по уходу за пожилыми людьми, инвалидами и др. группами населения с низкими доходами; пособия для оралманов — казахов, возвращающихся па этническую родину; содержание учреждений для престарелых, инвалидов, бездомных и душевнобольных. Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются:
1) пострадавшим от экологических катастроф, бедствий, ядерных испытаний;
2)
жертвам массовых политических
репрессий, многодетным
Государственные социальные пособия (на рождение ребенка, погребение, семьям, имеющим детей, жилищная помощь малообеспеченным семьям (гражданам), адресная социальная помощь безработным) выплачиваются из средств местных бюджетов. Хозяйствующие субъекты, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.