Автор: k*************@icloud.com, 27 Ноября 2011 в 13:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение роли финансов в реализации социальных программ в Республике Казахстан, и проведения анализа основных показателей за последние четыре года.
Для достижения цели данной работы были сформулированы следующие задачи: раскрыть сущность финансов; рассмотрение финансовой политики государства; рассмотрение роли финансов в реализации социальных программ на 2008-2011 года.
Введение ……….………………………………………………………………….3
1 Общая характеристика социальной финансовой политики государства........4
1.1 Сущность финансовой политики ..........................................................5
1.2 Финансовая политика государства в обеспечении социальных гарантий....................................................................................................................6
1.3 Зарубежная практика финансирования социальных программ.................................................................................................................10
2 Доходы и расходы государственного бюджета на реализацию социальных программ в РК ……………………………..…….................................................15
2.1 Классификация расходов на финансирование социальных программ.................................................................................................................15
2.2 Анализ реализации социальных программ.........................................26
3 Совершенствование финансирования социальных программ в РК на современном этапе его развития..........................................................................49
3.1 Проблемы финансирования социальных программ, пути решения.49
3.2. Финансирование социальных программ: практика и основные направления............................................................................................................50
Заключение……………………………………………………………………….58
Список использованных источников…………………
Государственная социальная защита при потере работы. Во многих странах мира применяются меры социальной защиты при потере работы. Эти меры включают разные способы компенсации работникам утраченных доходов от трудовой деятельности; они могут дифференцироваться в зависимости от квалификации, стажа работы, причин потери работы, уровня дохода семьи и т.д. Соответственно, различаются методы формирования фондов для выплат потерявшим работу уровень и сроки выплат из этих фондов. Возможно выделение статуса потерявших работу, например высвобожденные — лица, утратившие работу в связи со временной неблагоприятной ситуацией на рынке труда, вызванной структурными преобразованиями, адаптацией фирм, компаний к новым условиям деятельности; при более тяжелых и длительных трудностях на данном рынке, вызванных экономическим кризисом, приобретается статус безработные. Безработные граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, заработка (дохода), ищущие подходящую работу и готовые приступить к ней. Безработными признаются граждане, которые по не зависящим от них причинам не имеют заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве ЛИЦ, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.
Безработица — социально-экономическое явление, обусловленное невостребованностью на рынке труда части экономически активного населения. Безработным выплачиваются пособия по безработице. Пособие выплачивается с момента регистрации в качестве безработного вплоть до решения вопроса о трудоустройстве, но не более определенного законодательством срока. В разных странах применяются свои механизмы формирования средств для финансирования социальной защиты при потере работы. Но в основном финансирование пособий (пенсий) по безработице производится за счет страховых взносов работодателей от фондов оплаты труда. В случаях отсутствия у нуждающихся статуса безработного (например, по стажу) они получают социальную помощь преимущественно из местных бюджетов или благотворительных фондов. Правительство и местные исполнительные органы с участием представителей работников и работодателей на основе индикативных планов социально-экономического развития разрабатывают и утверждают программы занятости населения. Государство гарантирует гражданам социальную защиту в сфере занятости населения.
Государственная социальная защита от безработицы включает следующие мероприятия:
1) содействие в трудоустройстве;
2) профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;
3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах;
4)
оказание государственной
Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам.
Государство
обеспечивает меры по содействию занятости
целевым группам населения. В
целевые группы входят малообеспеченные;
молодежь в возрасте до 2 1 года; воспитанники
детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, в возрасте до
23 лет; одинокие, многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей;
граждане, имеющие на содержании лиц, которые
в порядке, установленном законодательством
Республики Казахстан, признаны нуждающимися
в постоянном уходе, помощи или надзоре;
лица предпенсионного возраста (за два
года до выхода на пенсию по возрасту);
инвалиды; лица, уволенные из рядов Вооруженных
Сил Республики Казахстан; лица, освобожденные
из мест лишения свободы и (или) принудительного
лечения; репатрианты (оралманы). Отличительными
особенностями социальной поддержки при
потере работы является ее временный характер,
ориентация на самодеятельное население,
участие самих нуждающихся в решении собственных
проблем, то есть наличие элементов самоподдержки.[8]
2.2 Анализ
реализации социальных программ
Министерством финансов осуществлен анализ результативности и эффективности использования бюджетных средств (анализ целевых показателей, промежуточных мероприятий) администраторами республиканских бюджетных программ по итогам 2008 года. В таблице приведены показатели Исполнения поступлений бюджета и/или оплаченные обязательства по бюджетным программам(подпрограммам, Сумма неисполнения плана финансирования по платежам, причин неисполнения плана финансирования.( Приложение 1).
К
причинам относятся следующие: экономия
по результатам гос. закупок, объективные,
независящие администраторов
Основные
показатели исполнения расходной части
республиканского бюджета на финансирование
социальной сферы за 2008 год (млрд. тенге)
Таблица 1
Наименование функциональной группы | Утвер. бюджет | Уточ. бюджет | Скоррек. бюджет | Исполнение | ||
Факт. | % ,к утвер | % ,к скоррек. | ||||
Всего: | 3054,6 | 3836,4 | 3836,4 | 3823,3 | 125,2 | 99,7 |
в том числе | ||||||
Оборона | 172, 1 | 159,1 | 175,7 | 175,6 | 102,0 | 99,9 |
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 219,1 | 218,5 | 220,1 | 219,9 | 100,4 | 99,9 |
Образование | 170,4 | 190,8 | 194,2 | 193,5 | 113,6 | 99,6 |
Здравоохранение | 146,9 | 117,1 | 117,3 | 115,9 | 78,9 | 98,8 |
Социальная помощь и социальное обеспечение | 545,0 | 566,4 | 566,9 | 566,4 | 103,9 | 99,9 |
Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 80,3 | 89,2 | 89,7 | 89,5 | 111,5 | 99,8 |
Расходы республиканского бюджета составили 3823,3 млрд. тенге, или исполнены на 99,7 процента, из них затраты - 2703,6 млрд. тенге, бюджетные кредиты - 55,4 млрд. тенге, приобретение активов - 899,4 млрд. тенге и погашение займов - 164,9 млрд. тенге.
Министерством труда и социальной защиты населения (далее -Министерство) в 2006-2007 годах при использовании бюджетных средств и активов государства допущены финансовые нарушения на общую сумму 249,3 млн. тенге. В Комитете по миграции при переезде оралманов на историческую родину неэффективно израсходовано 16,6 млн. тенге. В 2007 году сверх установленных нормативов закуплено 24 специальных автомобиля стоимостью 53,1 млн. тенге. Не используются приобретенные в 2007 году 112 кондиционеров на сумму 6,6 млн. тенге, не смонтировано и не используется приобретенное в 2007 году Департаментом по контролю и социальной защите по городу Астане медицинское оборудование на сумму 1,4 млн. тенге. АО «Государственный фонд социального страхования» не велся централизованный учет социальных отчислений, отсутствовала информация о количестве плательщиков социальных отчислений и имеющейся задолженности по ним. Кроме того, установлены другие финансовые нарушения на общую сумму 19,2 млн. тенге, в том числе 48 случаев переплаты и 8 случаев недоплаты социальных пособий на 1,2 млн. тенге и 0,2 млн. тенге. При осуществленных в 2005-2007 годах социальных выплатах на общую сумму 748,3 млн. тенге затраты на содержание данного фонда за этот же период составили 703,4 млн. тенге.
Контролем эффективного использования активов государства в АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ» (далее - Фонд) установлено, что его административные расходы в 2007 году возросли более чем на 30% при общем снижении доходов на 6,2 процента. Ежемесячная заработная плата председателя Фонда составляет более 1 млн. тенге, а его заместителей - 856 тыс. тенге. Более того, сумма вознаграждения по итогам года трем руководителям Фонда составила 75,5 млн. тенге. Руководством Фонда самостоятельно установлены повышенные нормы возмещения командировочных расходов, а также расходов сотовой связи работникам. Рост административных расходов повлек за собой уменьшение чистой прибыли. В результате в доход республиканского бюджета не поступило более 1 млрд. тенге. Фондом не на должном уровне ведется работа по сокращению количества ошибочно открытых индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков, число которых по состоянию на 1 января 2008 года составило 686 тыс. человек с общей суммой 3970,8 млн. тенге, вследствие чего, некоторым вкладчикам, достигшим пенсионного возраста, выплата из ошибочно накопленных сумм не производится.
Проведенными проверками в Министерстве туризма и спорта (далее -Министерство) установлены нарушения на общую сумму 4945,0 млн. тенге. На момент контроля не достигнут конечный результат бюджетной программы «Строительство и реконструкция объектов образования спорта» из-за несвоевременного ввода в эксплуатацию Республиканской школы-интерната для одаренных в спорте детей в микрорайоне «Шанырак» в городе Алматы. Вследствие вносимых изменений в определение участка и отсутствия разрешительных документов на земельный участок под строительство лыжного и биатлонного стадионов вблизи города Алматы, своевременно не завершена разработка проектно-сметной документации с проведением государственной экспертизы общей стоимостью 288 млн. тенге. Выделенные в 2006 году из резерва Правительства на формирование уставного капитала АО «Материально-техническое обеспечение индустрии туризма и спорта» и АО «Казахтуринвест» 222 млн. тенге в течение двух лет размещались ими на депозитах БВУ. Ежегодно для центров олимпийской подготовки из республиканского бюджета выделяются значительные средства на аренду спортивных баз и административных помещений. Только в 2006 - 2008 годах на эти цели израсходовано более 1,0 млрд. тенге бюджетных средств. По этой же причине не использовалось спортивное имущество стоимостью 22 млн. тенге. В штате дирекции штатных национальных команд и спортивного резерва из 272 тренеров 33 не имеют спортивных званий. В 2006-2008 годах оплата спортсменов-инструкторов и тренеров по национальным видам спорта в размере 22,7 млн. тенге осуществлялась за счет бюджетной программы 012 «Развитие спорта высших достижений».
Целевые трансферты на развитие образования
Целевые трансферты на развитие образования направлены на строительство и реконструкцию объектов образования, их сейсмоусиление и развитие человеческого капитала в рамках электронного правительства на общую сумму 79,9 млрд. тенге. Установлено, что ожидаемые результаты паспорта республиканской бюджетной программы «Целевые трансферты на развитие областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на строительство и реконструкцию объектов образования» в части ликвидации школ с трехсменным обучением не достигнуты.
При реализации проекта «Строительство 100 школ», вследствие отсутствия должного контроля со стороны администраторов бюджетных программ за эффективным использованием бюджетных средств, допущены нарушения на сумму более 5 млрд. тенге. По 23 объектам установлены факты оплаты невыполненных объемов работ на общую сумму 802,6 млн. тенге.