Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:05, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение деятельности коммерческого банка на примере Юго-Западного Банка ОАО Сбербанка. Предметом исследования является организация работы коммерческого банка, объектом исследования – Юго-Западный Банк Сбербанка России.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1 История возникновения и развития банков 7
1.2 Особенности развития банковского дела в России 13
1.3 Экономические и правовые основы организации банковской
деятельности 16
1.4. Особенности взаимоотношений банка с клиентами 24
2 СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
(НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ЗАПАДНОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНК) 29
2.1 История возникновения и развития ОАО СБЕРБАНК 29
2.2 Организация деятельности ОАО СБЕРБАНК 39
2.3 Экономическая характеристика ОАО СБЕРБАНК 50
2.4 Особенности взаимоотношений ОАО СБЕРБАНК с клиентами 57
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ ЮГО-ЗАПАДНОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНК И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 60
3.1 Разработка мероприятий по улучшению работы ОАО СБЕРБАНК 60
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
— кассовое обслуживание клиентов;
— инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов;
— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
— покупку или продажу иностранной валюты (в наличной или безналичной форме);
— выдачу банковских гарантий.
Кроме того, банкам разрешается заниматься размещением, подпиской, покупкой, продажей, учетом и хранением ценных бумаг. Эти операции, не имеют статуса банковских, как и следующие сделки:
— выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
— доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
— осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
— предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
— лизинговые операции;
— оказание консультационных и информационных услуг.
Эти операции и сделки составляют дополнительные виды деятельности, которыми банкам разрешено заниматься.
Закон предписывает и те виды деятельности, которыми банкам заниматься запрещено. К их числу относятся производственная, торговая и страховая деятельность.
Всем кредитным организациям для того, чтобы выполнять банковскую операцию необходимо иметь соответствующую лицензию. За незаконную безлицензионную деятельность применяются финансовые взыскания, вводятся санкции вплоть до ликвидации организации.
Коммерческие банки стали центральным звеном рыночной системы функционирования экономики нашей страны. Коммерческий банк — это часть кредитной системы России, которая представляет собой второй уровень банковской системы.
Коммерческие банки могут создавать союзы и ассоциации кредитных организаций в целях координации деятельности, защиты и представления интересов своих членов, которым запрещается осуществление банковских операций в целях получения прибыли.
Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурой банковской системы и структурой реального сектора является создание банковских групп и банковских холдингов.
Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.
Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо, не относящееся к кредитным организациям (головная организация банковского холдинга), имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.
Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не предусматривающие цели извлечения прибыли. Цель их деятельности — защита интересов организаций-членов и координация их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В Российской Федерации крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). Наряду с АРБ в России функционируют 19 территориальных банковских союзов (ассоциаций) которые представляют интересы кредитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с Ассоциацией российских банков. Руководители региональных банковских союзов принимают участие в подготовке предложений по защите интересов региональных банков, в разработке законодательных и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях.
В целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация создает резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
Кредитная организация осуществляет классификацию активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги, и создает резервы на покрытие возможных убытков в порядке, устанавливаемом Банком России.
Кредитная организация соблюдает обязательные нормативы, устанавливаемые в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Численные значения обязательных нормативов устанавливаются Банком России в соответствии с указанным Федеральным законом.
Кредитная организация организовывает внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.
Банк выполняет норматив обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств. Порядок депонирования обязательных резервов определяется Банком России в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Банк имеет в Банке России счет для хранения обязательных резервов. Порядок открытия указанного счета и осуществления операций по нему устанавливается Банком России.
Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.
Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях".
На денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии судебного решения.
При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.
Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом. Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда.
1.4 Особенности взаимоотношений банка с клиентами
Банковская система Российской Федерации претерпела значительные изменения после августовского кризиса 1998 г. Эпоха зарабатывания "легких денег" прошла. Исчезновение рынка спекулятивных операций выводит коммерческие банки на качественно новый уровень своего развития. Банки повернулись лицом к клиенту, ибо теперь основная масса активных операций проводится в зависимости от желаний и потребностей клиентов, т.е. значительно должны увеличиться инвестиции в реальный сектор.
Банк, находясь в центре экономической жизни, призван содействовать интересам своих клиентов. Поэтому не случайно в последние годы утвердилась идеология банка как партнера.
Физических и юридических лиц, пользующихся услугами банка, называют клиентами. Клиент – тот, кто пользуется услугами банка, и тот, кто платит.
С юридической точки зрения существуют некоторые признаки, по которым можно определить лицо, выступающее клиентом банка.
1. Клиентом банка можно считать лицо, которое поручает какую-либо деятельность банку, исходя из его сущности и полномочий; операциями банка всвязи с этим являются те, которые проведены от имени клиента.
2. Клиентом банка становится лицо, открывшее в нем счет (депозитный, текущий, расчетный и пр.).
3. Клиентом банка то или иное лицо становится в том случае, когда между ним и банком возникают деловые отношения. Юридическое или физическое лицо может не иметь счета в банке, но получать в нем консультации, например по инвестициям или управлению имуществом, и банк несет за него ответственность.
4. Клиентом банка может стать другой банк.
Характеристика типов клиентов банка. Классифицировать клиентов банка можно по ряду критериев.
По правовому статусу клиенты подразделяются на юридических и физических лиц. Клиенты – юридические лица могут быть представители отраслей и секторов экономики, большого, среднего и малого бизнеса, разных форм собственности (государственные, акционерные, кооперативные). Клиенты – физические лица – это граждане, независимо от пола, национальности, цвета кожи, гражданства, возраста.
По реальному существованию выделяют действительно существующих и потенциальных клиентов. В первую группу входят клиенты, с которыми банк установил деловые отношения, во вторую - клиенты, которые в будущем могут воспользоваться банковскими услугами. Потенциально каждый экономический субъект может стать клиентом банка.
По размену клиенты банка подразделяются на крупных, средних и малых в зависимости от величины баланса, размеров профессиональной деятельности экономических субъектов. Как правило, с крупными клиентами работают крупные бани, с малыми – небольшие кредитные учреждения.
По времени начала банковского обслуживания различают старых и новых клиентов. Старые клиенты имеют длительную историю взаимоотношений с данным банком. Новые клиенты – это клиенты, с которыми у банка прежде не было деловых отношений.
По степени кредитоспособности клиенты подразделяются на классы. Чаще всего банки используют шкалу из пяти классов, присваиваемых клиентам в зависимости от ряда показателей, характеризующих их деятельность, в том числе от доходности, качества обеспечения кредита и др.Некоторые банки присваивают клиенту определенное число звезд (как гостиницы) в зависимости от степени заинтересованности в нем.