Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:05, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение деятельности коммерческого банка на примере Юго-Западного Банка ОАО Сбербанка. Предметом исследования является организация работы коммерческого банка, объектом исследования – Юго-Западный Банк Сбербанка России.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 7
1.1 История возникновения и развития банков 7
1.2 Особенности развития банковского дела в России 13
1.3 Экономические и правовые основы организации банковской
деятельности 16
1.4. Особенности взаимоотношений банка с клиентами 24
2 СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
(НА ПРИМЕРЕ ЮГО-ЗАПАДНОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНК) 29
2.1 История возникновения и развития ОАО СБЕРБАНК 29
2.2 Организация деятельности ОАО СБЕРБАНК 39
2.3 Экономическая характеристика ОАО СБЕРБАНК 50
2.4 Особенности взаимоотношений ОАО СБЕРБАНК с клиентами 57
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ ЮГО-ЗАПАДНОГО БАНКА ОАО СБЕРБАНК И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ 60
3.1 Разработка мероприятий по улучшению работы ОАО СБЕРБАНК 60
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Целесообразным предложением, по моему мнению, будет расширить перечень категорий клиентов, имеющих право на льготные условия кредитования. Таким образом, можно включить в данный перечень следующие категории клиентов Сбербанка:
- постоянные клиенты (активные вкладчики, имеющие прочные финансово-экономические отношения с банком);
- VIP-клиенты (клиенты, владеющие определенным капиталом, размещенным на счетах в Сбербанке);
- клиенты, попавшие в затруднительную жизненную ситуацию.
Применение на практике разработанного предложения позволит Сбербанку привлечь новых клиентов и укрепить уже сложившиеся отношения с клиентами, регулярно и постоянно пользующимися услугами банка. Для определения эффективности данного предложения мною был проведен эксперимент – анкетирование и опрос. Его результаты и экономическое обоснование предложенных мероприятий изложим в следующем параграфе.
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий
Предложенные мной рекомендации по улучшению работы Юго-Западного Банка были разработаны в результате проведенного исследования и подведения результатов опроса и анкетирования. Разработанные мероприятия так же имеют экономическое обоснование и позволяют улучшить деятельность банка, а так же расширить клиентскую базу, увеличить доходность банковских операций.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Разработка анкетного листа клиента..
2. Анкетирование, опрос, сбор аналитического материала.
3. Подсчет результатов, выводы о проделанной работе.
Маркетинговое исследование проводилось мной в течение 1 месяца. За данный период мной было опрошено 500 человек, из которых наиболее содержательных потенциальных клиентов оказалось 300 человек, заинтересовавшихся льготными условиями по кредитованию и 200 человек, заинтересовавшихся повышенной процентной ставкой по «тематическим» вкладам, их данные и принимались во внимание.
Исследование проводилось на базе потребительского кредита без поручителей на срок до 24 месяцев.
Результаты проведенного исследования можно оформить в таблице 4.
Таблица 4
Результаты опроса по кредитованию
Количество опрашиваемых клиентов | Сумма кредита, руб. | Годовая ставка по кредиту, % | ||
человек | в % | обычная | пониженная | |
80 | 26,7 | До 100000 руб. |
≈18% |
≈15% |
132 | 44 | От 100000 – до 500000 руб. | ||
75 | 25 | От 500000– до 1000000 руб. | ||
13 | 4,3 | От 1000000 руб. | ||
300 | 100 | - | - | - |
Вывод: Из данных таблицы видно, что большая часть опрошенных клиентов заинтересовались кредитом в сумме до 500000 рублей, а именно 132 человека, что составило 44% всех опрошенных. Таким образом, данное предложение может привлечь 132 клиента и выдать около 39600000 рублей в кредитование (произведен средний расчет). Следующей наиболее популярной суммой кредита является до 100000 руб., 80 человек проявили интерес к кредиту на выбранную сумму под льготную ставку 15%, следовательно, банк приобрел 80 клиентов и выдал кредитов на сумму до 8000000 руб. Другие испрашиваемые суммы кредитов заинтересовали 25% и 4,3% соответственно.
Подытожив вышеизложенное, необходимо отметить, что, введя в практику предложенные мероприятия Сбербанк привлечет 300 дополнительных клиентов, выдаст около 69400000 рублей в кредитование, а так же в первый год кредитования получит около 10410000 руб. (69400000 руб. х 15%) в качестве процентов. На мой взгляд, эти показатели имеют достаточно высокое значение.
Так же в целях выявления клиентов, желающих открыть вклады с более высокой процентной ставкой, на короткий срок было проведено анкетирование.
Для клиентов был предложен новый банковский продукт – вклад «Летний». Характеристики предлагаемого вклада следующие:
Срок вклада – 3 месяца.
Условия – приходные и расходные операции не предусмотрены.
Минимальный взнос – от 10000 рублей.
Процентная ставка – 7% годовых.
Начисление процентов – в конце срока.
Вклад «Летний» по характеристикам схож со вкладом «Сохраняй», но по отношению к нему имеет наиболее высокую процентную ставку.
Результаты проведенного исследования оформим в таблице 5.
Таблица 5
Результаты опроса по вкладу «Летний»
Количество опрашиваемых клиентов | Сумма вклада, рубли | Годовая процентная ставка | |
человек | % | ||
26 | 13 | 10000 - 50000 | 6,5% |
58 | 29 | 50000 - 100000 | 6,75% |
75 | 37,5 | 100000 – 500000 | 7% |
32 | 16 | 500000 - 1000000 | 7,5% |
9 | 4,5 | От 1000000 | 7,75% |
200 | 100 | - | - |
Вывод: Из данных таблицы 5 видно, что наиболее 37,5% клиентов готовы разместить свои средства во вкладе «Летний» под 7% годовых. В среднем банк получит около 22500000 руб. в депозиты; 29% вкладчиков готовы разместить средства под 6,75%, что в среднем составит 4640000 руб. Всего за 3 месяца длительности вклада, банк привлечет на 200 клиентов больше, что позволит банку заполучить в депозиты более 63040000 рублей. Данные суммы достаточно привлекательны для банка, следовательно, предложение целесообразно.
ОАО Сбербанк занимает лидирующие позиции по финансовым показателям и активам. Для того, чтобы удерживать данные позиции необходимо все время разрабатывать рекомендации и предложения для более эффективной работы банка в целом: по привлечению средств в депозиты, по исследованию маркетинговых показателей, по размещению средств в активы банка, по внедрению нового продукта и так далее. Этот процесс должен быть непрерывен, только тогда работа банка будет отлаженной и эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы. История банковской деятельности начинается еще с древнейших времен, когда потребности общественной жизни заставляли людей заниматься посреднической деятельностью во взаимных платежах, связанных с обращением монет, различных по весу и содержанию драгоценных металлов. Возникновение первых признаков банковских институтов относят к античной эпохе, к деятельности менял. По сути, первые банкиры - менялы, они осуществляли торговлю деньгами - обмен монет. В современном понимании банковское дело – это очень динамичный бизнес во всем мире и в России в частности. В России банковский бизнес в полном своем объеме очень молод, тем не менее, он уже успел пройти все основные фазы становления и падения, характерные для стран с устоявшейся рыночной экономикой. Исключительное значение банков определяется прежде всего тем, что они могут:
1. Образовывать платежные средства (банки создают новые деньги в виде кредитов);
2. Выпускать платежные средства в оборот (банки осуществляют записи на счет клиента суммы кредитных денег);
3. Проводить изъятие платежных средств из оборота: (банки реализуют погашение кредита заемщиком).
Таким образом, банки кредитуют сферу экономики, стимулируя ее развитие.
Развитие банковской деятельности предопределяет и отношения банка с клиентами. Современные банки становятся все более клиентоориентированными, главной задачей коммерческих банков становится удовлетворение потребностей своих клиентов наиболее полным образом, за счет чего банки и получают максимальную прибыль и зарабатывают авторитет.
На сегодняшний день одним из крупнейших банков Российской Федерации является Сбербанк России, как акционерный коммерческий банк он был создан и зарегистрирован в июне 1991 года. Основным учредителем и акционером Сбербанка выступил Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ). Официально банк имеет следующее название: ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации». Показателем надежности и стабильности Сбербанка России является его история, которая насчитывает более 170 лет успешной работы. Первый российский банк начал свое существование в далеком 1841 году с открытия 12 ноября в Санкт-Петербурге сберегательной кассы. За 170 лет Сбербанк прошел путь от небольших касс «для приема небольших сумм на сохранение» до крупнейшего Банка Центральной и Восточной Европы и сумел сохранить лучшие из своих традиций, а накопленный опыт позволяет Банку занимать лидирующие позиции по уровню доверия и надежности.
Управление Сбербанком России основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка. Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На сегодняшний день ОАО Сбербанк предлагает своим клиентам широчайший спектр банковских услуг, которые главным образом направлены на удовлетворение потребностей своих клиентов.
ОАО Сбербанк осуществляет следующие банковские операции:
· привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
· размещает указанные выше привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
· открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
· инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
· покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
· привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;
· выдает банковские гарантии;
· осуществляет переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
К основным банковским продуктам ОАО Сбербанка относятся:
- Вклады и счета;
-Кредиты;
- Кредитные карты;
- Дебетовые карты;
- Денежные переводы.
Сбербанк России включает себя 17 территориальных банков. В качестве объекта исследования выпускной квалификационной работы был выбран Юго-Западный Банк Сбербанка Росси. Сегодня Юго-Западный банк уверенно сохраняет за собой лидирующие позиции на рынке банковских услуг Ростовской области, Краснодарского края и Республики Адыгея. На счетах Юго-Западного банка Сбербанка России по состоянию на 01.07.2011 аккумулируется 51,4% средств населения обслуживаемого региона, доверившего банкам свои сбережения. Доля Юго-Западного банка Сбербанка России на рынке привлечения средств юридических лиц по состоянию на 01.06.2011 составляет 23,2%.
В общих чертах результаты деятельности Юго-Западного банка по состоянию на 01 августа 2011 года следующие:
- прибыль до налогообложения – 7,0 млрд. руб.;
- кредитный портфель – 309,2 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц – 229,7 млрд. руб.;
- остаток средств на счетах физических лиц – 236,0 млрд. руб.;
- остаток средств юридических лиц – 43,4 млрд. руб.
Данные результаты расцениваются как положительная динамика по сравнению с предыдущими отчетными периодами, отчетливо наблюдается рост основных финансово-экономических показателей.
Так же по данным бухгалтерского баланса за 2009, 2010 год мною был проведен анализ активов и обязательств Юго-Западного Банка, и рассчитан коэффициент достаточности капитала.
Проведенный анализ позволяет сделать следующее заключение: активы Юго-Западного Банка увеличились в 2010 году на 21,4% и составили 8 628,5 млрд руб.; обязательства Банка увеличились в 2010 году на 20,8% и составили 7 641,4 млрд. руб. Рост обязательств обусловлен, прежде всего, увеличением средств физических лиц на 27,6% — до 4 834,5 млрд. руб. Также в 2010 году отмечался рост средств корпоративных клиентов (на 10,0%), средств других банков (на 249,3%) и прочих обязательств (на 45,2%). Существенное увеличение источников финансирования Банка в 2010 году, а также высокий уровень достаточности капитала обеспечили необходимые условия для частичного досрочного погашения Банком субординированного кредита, полученного от Банка России, в сумме 200 млрд. руб. За 2010 год коэффициент достаточности общего капитала составил 16,8%, что намного больше минимального значения в 8% (в соответствии с Базельским соглашением) – это так же свидетельствует о стабильности и надежности анализируемого Банка. Темпы роста нераспределенной прибыли в 2010 году опережали темпы роста активов, взвешенных с учетом риска, что привело к росту коэффициента достаточности основного капитала Банка. В общих чертах, проведя анализ и оценку активов и обязательств Банка, необходимо отметить, что активы Юго-Западного Банка стремительно растут, благоприятствуя стабильному функционированию Банка и укреплению его финансовой устойчивости.