Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Трудовому праву".

Работа содержит 1 файл

трудовое шпоры.docx

— 192.71 Кб (Скачать)

Увольнение  по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных  органов, не допускается в течение 2-х лет после окончания срока  их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые федеральным  законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 25 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

О гарантиях  работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, как освобождённым, так и не освобождённым  от основной работы, см. также ст.ст. 374-376 Трудового кодекса РФ. 

Предоставление  работникам возможности участвовать  в управлении организацией оказывает  немаловажное влияние на эффективность  работы организации. С помощью института участия работников в управлении организацией работодатели могут существенно уменьшить число трудовых конфликтов, оптимизировать отношения между персоналом и менеджментом компании.

Согласно  ст. 52 ТК РФ, работники имеют право  на участие в управлении организацией, которое может быть реализовано  двумя основными способами: а) непосредственно (т.е. на собрании, конференции, путём  подачи предложений работодателю и  т.д.), б) через свои представительные органы (первичную профсоюзную организацию, иных избранных на общем собрании, конференции представителей).

Основными формами участия работников в управлении организациейявляются (ст.53 ТК РФ):

  • учёт мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;
  • проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
  • получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
  • обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;
  • участие в разработке и принятии коллективных договоров;
  • иные формы, предусмотренные ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации (ст. 53 ТК РФ).
 

Представители работников вправе получать от работодателя информацию по вопросам:

  • реорганизации или ликвидации организации;
  • введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников;
  • по другим вопросам, предусмотренным законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором. Кроме того, представители работников вправе вносить по этим вопросам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
 
  1. Организация трудоустройства  населения в РФ. Понятие и виды занятости.

Согласно  ст.1 ФЗ о занятости, занятость граждан – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок или трудовой доход.

Понятие «заработок» означает вознаграждение за труд, которое получают граждане, работающие по трудовому договору (контракту). Этот заработок включает в себя тарифную ставку или оклад, а также премии, иные поощрительные выплаты, которые  установлены в централизованном порядке или в отраслевом тарифном соглашении, коллективном договоре, индивидуальном трудовом договоре. Понятие «трудовой  доход» применяется, как правило, в  тех случаях, когда речь идёт о  вознаграждении за личный труд граждан, занимающихся предпринимательством, самостоятельно обеспечивающих себя работой, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам и т.п.

Под трудоустройством следует понимать систему организационно-правовых и экономических мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения.

Трудоустройство, с одной стороны, можно рассматривать  как самостоятельный поиск работы и процесс поступления гражданина на работу к работодателю, с другой - систему мероприятий, проводимую специально созданными государственными органами занятости в целях оказания содействия населению в подыскании и устройстве граждан на работу, соответствующую  их специальности и квалификации.

Между трудоустройством и занятостью существует определённая связь. Так, трудоустроенный  гражданин считается занятым, а  значит, он не может быть признан  безработным и ему не может  быть назначено пособие по безработице.

С точки  зрения закона (ст. 2 ФЗ о занятости), к занятым гражданам должны относиться следующие лица:

  • работающие по трудовому договору, в т.ч. выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
  • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в т.ч. по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
 

Вопросами организации трудоустройства населения  в РФ, в субъектах РФ на конкретных территориях ведает Федеральная служба по труду и занятости населения (ст. 15 ФЗ о занятости), действующая на основании Положения о Федеральной службе по труду и занятости населения, утв. пост. Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 (с изм. и доп.).

Федеральная служба по труду и занятости, являясь  федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по:

  1. контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы;
  2. оказанию государственных услуг в содействии занятости населения и защиты от безработицы;
  3. контролю (надзору) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории РФ;
  4. контролю по урегулированию коллективных трудовых споров.
 
  1. Порядок признания гражданина безработным. Понятие  подходящей работы.

Подходящей  работой считается работа, в т.ч. временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учётом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (ст. 4 Закона о занятости).

При этом не допускается:

  • направлять граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учётом развития сети общественного транспорта в данной местности;
  • направлять граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);
  • приглашать граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

Подходящей  не может также считаться работа (ст. 4 ФЗ о занятости), если:

  • она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

При отсутствии подходящей работы безработным может  быть предложено при их желании участие  в оплачиваемых общественных работах.

регистрация граждан в качестве безработных.

Регистрация осуществляется на основании решения  Центра занятости о признании  лица безработным. Решение о признании  лица безработным (если он не был трудоустроен в течение 10 дней) принимается не позднее 11 календарных дней со дня  его регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации  лица в качестве безработного считается  дата принятия решения о признании  его безработным.

Решение о назначении пособия по безработице  принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется  гражданам с первого дня признания  их безработными (ст.31 ФЗ о занятости).

Согласно  ч.1 ст. 3 ФЗ о занятости, безработными признаются граждане, которые:

  • трудоспособны;
  • не имеют работы и заработка (дохода);
  • зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
  • ищут работу и готовы приступить к ней;
  • не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы (ч.2 ст.3 ФЗ о занятости).

Безработными  не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане (ч.3 ст. 3 ФЗ о занятости):

  • лица, считающиеся занятыми (согласно ст.2 ФЗ о занятости).
  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2-х вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии - в случае 2-х отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный службой занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"