Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Трудовому праву".

Работа содержит 1 файл

трудовое шпоры.docx

— 192.71 Кб (Скачать)

нескольких  соглашений, действуют наиболее благоприятные  для них условия соглашений.

Соглашение  распространяется на всех работодателей  – членов объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение  членства в объединении работодателей  не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей  в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные  этим соглашением.

Если  работодатели в течение 30 календарных  дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении  к соглашению не представили в  федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений. Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению (ст. 48 ТК РФ).

Таким образом, ст.48 ТК РФ определяет срок действия соглашения, сферу его действия и  порядок присоединения к соглашению.

Коллективный  договор, соглашение в течение 7 дней со дня их подписания должны быть направлены представителем работодателя (работодателей) науведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст.50 ТК РФ). Основная задача органов по труду, получивших коллективные договоры, соглашения для регистрации, состоит в ознакомлении с их содержанием с точки зрения соответствия трудовому законодательству.

Однако  вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Коллективный договор, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами  либо со дня, установленного коллективным договором соглашением.

При осуществлении  регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган  по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению  с законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим  коллективный договор, соглашение, а  также в соответствующую государственную  инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ст. 50 ТК РФ).

Выполнение  коллективного договора, соглашения контролируют стороны социального  партнёрства, их представители, соответствующие  органы по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны  предоставлять друг другу необходимую  для этого информацию.

Ответственность сторон социального  партнёрства заключается в том, что представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения, подвергаются административному штрафу.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о  заключении, об изменении или о  дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки, влечет наложение административного штрафа в размере от одной до трёх тысяч рублей (ст. 5.28 Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП РФ).

Необоснованный  отказ работодателя или его представителя  от заключения коллективного договора, соглашения влечёт наложение административного  штрафа в размере от трёх до 5 тысяч  рублей (ст. 5.30 КоАП РФ).

Непредставление работодателем или его представителем в срок информации, необходимой для  проведения коллективных переговоров  и осуществления контроля по соблюдению коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от одной до трёх тысяч рублей (ст. 5.29 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение работодателем  или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению наказывается административным штрафом  в размере от трёх до 5 тысяч рублей (ст. 5.31 КоАП РФ). 

  1. Правовое  положение профсоюзов в сфере труда, гарантии их прав. Участие  работников в управлении организацией.

Профессиональные  союзы - исторически сложившаяся  организационная форма объединения  трудящихся. Это самая массовая общественная организация.

Законодательство  о профсоюзах состоит из норм Конституции  РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12 января 1996 г., норм ряда других федеральных  законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

В систему  законодательства о профсоюзах входит также Федеральный закон «Об  общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. в той части, в которой  профсоюзы имеют общие черты  со всеми другими общественными  организациями. Особенности, связанные  с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов, регулируются специальными законами (ст. 4 ФЗ «Об  общественных объединениях»).

Федеральный закон «О профессиональных союзах»  является общим нормативным правовым актом для всех профсоюзов, их организаций  и органов и в то же время  представляет собой специальный  акт по отношению к ФЗ «Об общественных объединениях». В данном случае специализация  проведена по признаку субъекта (особой общественной организации). Много норм о правах профсоюзов содержится в  Трудовом кодексе РФ (например, в  гл. 58).

Законодательство  о профессиональных союзах определяет их правовой статус в сфере труда, устанавливает общую право- и  дееспособность профсоюзов, их основные права и обязанности, а также  гарантии осуществления этих прав (см. главу 58 ТК РФ).

Согласно  ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах», профессиональный союз (профсоюз) – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

То есть основные задачи профсоюзов связаны  с выполнением ими двух главных  функций - представительство интересов и защита прав работников в сфере труда. Для этого профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

В условиях современной России своей главной  задачей профсоюзы всех направлений - ФНПР, Соцпроф и др. - считают именно защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики. Это находит отражение в уставах профсоюзов как общественных организаций.

Право каждого на объединение в профсоюзы  закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Специальное  упоминание профсоюзов в акте высшей юридической силы свидетельствует  об их особой роли и значении в жизни  общества.

Как общественная организация профсоюзы основаны на членстве. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет  право по своему выбору создавать  профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной  деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

В Российской Федерации профсоюзы вправе создавать  свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику, - общероссийские объединения профсоюзов, межрегиональные и территориальные. Профсоюзы, их объединения имеют  право сотрудничать с профсоюзами  других государств, вступать в международные  профсоюзные и другие объединения  и организации, заключать с ними договоры, соглашения (п.5 ст.2 ФЗ «О профессиональных союзах»).

Так, общероссийским профсоюзом считается добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности. Соответственно территориальной организацией профсоюза считается добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района (ст.3 ФЗ «О профессиональных союзах»).

Низовым звеном всей профсоюзной системы  является первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии или в организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Членом профсоюза считается лицо, состоящее в первичной профсоюзной организации (ст.3 ФЗ «О профсоюзах»).

Правоспособность  и дееспособность профсоюзов, объединений (ассоциаций) как юридических лиц  возникают с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном  органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных  организаций в реестр общественных объединений (ст.9 ФЗ «О профсоюзах»).

Принципы  построения профсоюзной  системы (принципы, на которых строится профсоюзная система) от верхнего до низового уровня:

  • независимость профсоюзов (выражается в запрете контроля над деятельностью и вмешательства в законную деятельность профсоюзов со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, а также выражается в имущественной самостоятельности профсоюзов);
  • самоуправление (выражается в праве самостоятельно принимать свои уставы и самим регулировать внутреннюю деятельность);
  • добровольность объединения в профсоюзы;
  • профсоюзный плюрализм и равноправие профсоюзов (наличие не одного, а несколько разных профсоюзов; все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности или иных признаков).

Наиболее  стабильная часть статуса профсоюзов как общественной организации - это  права профсоюзов по представлению  интересов трудящихся, участию в  регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Современное законодательство России, учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, наибольший акцент делает на развитие правового статуса профсоюзов как  субъекта трудового права, т.к. именно эта отрасль права ближе всего  соприкасается с регулированием сферы наёмного труда.

Важно отметить, что правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права  определяется применительно к их органам и организациям. Эти органы, прежде всего, профкомы организаций, признаются законными представителями прав и интересов наёмных работников. Там, где профком выступает в  качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего профсоюзного коллектива наёмных рабочих  и служащих. При этом он либо реализует  свои собственные права (например, при  осуществлении контроля по охране труда), либо действует от имени соответствующего коллектива работников (например, при  разработке и подписании коллективного  договора).

Представительство интересов наёмных работников в  трудовых отношениях является одновременно и правом, и обязанностью профсоюзных  органов. Поскольку такое представительство  основано на законе (ст. 29 ТК РФ), профсоюзные  органы, выступая в роли представителей коллективов работников, действуют  без доверенности с их стороны, выражая  волю соответствующего трудового коллектива. Не требуется доверенности и на индивидуальное представительство профсоюзов при  защите прав и интересов отдельных  работников - членов профсоюза.

Один  из способов реализации защитной функции  профсоюзов - участие в социальном партнёрстве - особой форме взаимоотношений  между профсоюзами, предпринимателями (работодателями) и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнёрской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости  от конкретной ситуации - от прямого  социального противостояния своим  партнёрам до конструктивного взаимодействия с ними.

Права профсоюзов в сфере  труда (ст.ст.11-20 ФЗ «О профсоюзах»):

  • представлять и защищать социально-трудовые права и интересы работников;
  • содействовать занятости;
  • вести коллективные переговоры, заключать соглашения, коллективные договоры и контролировать их выполнение;
  • участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров;
  • участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ;
  • участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счёт страховых взносов, а также контролировать использование средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с общероссийскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов либо с соответствующими общероссийскими профсоюзами.
  • по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией;

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"