Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Трудовому праву".

Работа содержит 1 файл

трудовое шпоры.docx

— 192.71 Кб (Скачать)

Участие профсоюзных представителей в работе иных представительных органов работников в организации не лишает их права  непосредственно обращаться к работодателям  по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза;

  • бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде, т.е. на осуществлять профсоюзного контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в т.ч. по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах;
  • создавать собственные инспекции труда для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами;
  • профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчинённости, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения;
  • участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности;
  • участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные  инспекции по охране труда, действующие  на основании положений, утверждаемых профсоюзами.

В этих целях они вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие  места, где работают члены данного  профсоюза, участвовать в расследовании  несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий  труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной  среды в соответствии с федеральным  законодательством.

В случаях  выявления нарушений, угрожающих жизни  и здоровью работников, профсоюзные  органы в организации, профсоюзные  инспектора по охране труда вправе потребовать от работодателя немедленного устранения этих нарушений и одновременно обратиться в Федеральную инспекцию  труда для принятия неотложных мер.

При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случаях появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные  инспектора по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения  Федеральной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно  выполнить такое требование.

Хотя  и существует определённая дифференциация принадлежащих профсоюзам прав по уровню профсоюзных органов, рядового работника  чаще интересуют конкретные права выборных первичных профсоюзных организаций, действующих на местах, - профсоюзных  комитетов (профкомов) и активность профкомов в их реализации.

Профсоюзы любого уровня призваны объединять интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Но не всегда и не все профсоюзы  в полной мере справляются с этими  задачами.

Права профсоюзов в сфере  труда, как представителей работников,предусмотрены во многих статьях Трудового кодекса РФ. По формам реализации прав можно выделить разные по юридической силе действия профсоюзов:

  • выражение мнения (например, в правотворчестве - ст.ст. 8, 372 ТК РФ, в правоприменении - ст.ст. 82, 373 ТК РФ);
  • согласование (например, при определении минимума необходимых работ, услуг - ст. 412 ТК РФ, а также когда согласование предусмотрено коллективным договором, соглашением - ст. 8 ТК РФ);
  • согласие (при увольнении по инициативе работодателя профсоюзных работников определённых категорий - ст.ст. 374, 376 ТК РФ);
  • требование (например, о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства о профсоюзах, - п. 2 ст. 30 ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»);
  • представительство (например, в органах по разрешению трудовых споров - в комиссиях по трудовым спорам, примирительных комиссиях - ст. ст. 384, 402 ТК РФ).
 

Когда законодательство не предусматривает  определённую правовую форму действий профсоюзов, а говорит лишь об их участии в решении тех или  иных вопросов, это означает, что  профсоюзы вправе выражать свое мнениеа орган, полномочный принять решение, обязан это мнение выяснить. Это мнение может быть учтено при принятии решения.

Согласование означает обязанность выяснить мнение профсоюза и принять решение, сообразуясь с ним. В таких случаях акт исходит от органа, принимающего решение (работодателя), но на нем должна быть отметка о согласовании с профсоюзом, заверенная подписью руководителя соответствующего профсоюзного органа. Без согласования, если оно предусмотрено законодательством, коллективным договором, такой акт юридической силы не имеет.

Требование  профсоюзов, когда оно предусмотрено законом как форма их деятельности, обязательно к исполнению. Когда профсоюз требует наказания лица, виновного в нарушении законодательства, это требование должно быть выполнено. Лицо, в отношении которого такое требование выдвинуто, имеет право его обжаловать.

Представительство как правовую форму деятельности профсоюзов следует отличать от их общего права представлять работников в отношениях с работодателями, государственными органами, органами местного самоуправления. Использование всех форм (в том числе представительства) является реализацией представительских полномочий профсоюзов. Наглядным примером в этом отношении служит право профсоюзов по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией (предприятием, учреждением).

Соглашение может рассматриваться не только как форма акта, принятого на основе социального партнёрства, но и как форма деятельности профсоюзов в этих отношениях.

Такая правовая форма деятельности профсоюзов как разрешение каких-то действий администрации, ранее предусматривавшееся законодательством (например, дача санкции на увольнение), теперь в действующем Трудовом кодексе  РФ отсутствует.

В прежних  Конституциях СССР и РСФСР было предусмотрено  право законодательной инициативы профсоюзов. Оно довольно широко ими  использовалось. Профсоюзы разрабатывали  и предлагали законодательным органам  проекты социальных законов, многие из которых были приняты. Одним из них был Закон СССР от 10 декабря 1990 г. «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

В действующей  Конституции РФ право профсоюзов на законодательную инициативу отсутствует, но оно сохранилось в конституциях и уставах ряда субъектов РФ и  перенесено в принятые там законы о профсоюзах.

Право законодательной инициативы означает не только возможность предлагать принятие тех или иных законов, подготовку и внесение проектов законов, но и  встречную обязанность законодательного органа официально отреагировать на такие предложения: либо принять  к рассмотрению, вынести на заседание (сессию) законодательного органа, либо отклонить, но с соответствующей  мотивировкой.

Возможность правотворческой инициативы перед  органами исполнительной власти и работодателями у профсоюзов сохранилась, и им необходимо в полной мере ее использовать на всех уровнях, несмотря на трудности прохождения  и рассмотрения предложений в  различных инстанциях.

Гарантии  прав профсоюзов в  сфере труда. Юридические гарантии – это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей, их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

В систему  юридических гарантий прав профсоюзов в сфере труда входят главным  образом гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов  и не освобождённых от основной работы, так и гарантии освобождённым  профсоюзным работникам, избранным  в профсоюзные органы, а также  обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов.

Так, работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобождённые от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются; руководители профсоюзных органов в подразделениях организаций - без предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа в организации, а руководители профсоюзных органов в организации, профорганизаторы - органа соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами  которого они являются.

Увольнение  по инициативе работодателя работников, входящих в состав профсоюзных органов  и не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка  увольнения только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами  которого они являются, профгрупоргов - соответствующего органа подразделения  организации (при его отсутствии - соответствующего профсоюзного органа в организации), а руководителей  и членов профсоюзных органов  в организации, профорганизаторов - только с предварительного согласия соответствующего объединения (ассоциации) профсоюзов.

Привлечение к дисциплинарной ответственности  уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза  в создаваемых в организации  совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателя допускаются только с предварительного согласия профсоюзного органа в первичной  профсоюзной организации.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные  от основной работы, уполномоченные профсоюза  по охране труда, представители профсоюза  в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения профсоюзных  обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной  профсоюзной учёбы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных  обязанностей и времени учебы  указанных лиц определяются коллективным договором, соглашением.

Члены профсоюзных органов, не освобожденные  от основной работы, освобождаются  от нее для участия в качестве делегатов съездов, конференций, созываемых профсоюзами, а также для участия  в работе их выборных органов. Условия  их освобождения от работы и порядок  оплаты времени участия в указанных  мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Профсоюзным работникам, освобождённым  от работы в организации вследствие избрания (делегирования) на выборные должности в профсоюзные органы, предоставляется после окончания срока их полномочий прежняя работа (должность), а при её отсутствии - другая равноценная работа (должность) в той же или с согласия работника в другой организации.

При невозможности  предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации  работодатель или его правопреемник, а в случае ликвидации организации  профсоюз сохраняют за освобождённым  профсоюзным работником его средний  заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, а в случае учёбы или переквалификации - на срок до 1 года.

Время работы освобождённых профсоюзных  работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается  им в общий и специальный трудовой стаж.

Освобождённые профсоюзные работники, избранные (делегированные) в орган первичной профсоюзной  организации, обладают такими же социально-трудовыми  правами и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"