Шпаргалка по "Трудовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Трудовому праву".

Работа содержит 1 файл

трудовое шпоры.docx

— 192.71 Кб (Скачать)

Уровни  социального партнёрства устанавливаются следующими:федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный и уровень организации (ст.ст. 26 и 45 ТК РФ).

Таким образом, уровни различаются, прежде всего, по территориальному признаку.

На федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации. На этом уровне заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. В Генеральном соглашении содержатся общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.

На межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации. На этом уровне заключается межрегиональное соглашение, которое устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

На региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ. Соответственно на региональном уровне заключается региональное соглашение, устанавливающее общие принципы регулирования труда на уровне субъекта РФ.

На отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). Заключаемое отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться также на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях.

На территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании. Заключаемое территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

На уровне организации (локальном) устанавливаются конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем. На этом уровне не только заключаются коллективные договоры, но и проводятся консультации между работниками и работодателями, происходит обмен информацией. На данном уровне работники могут осуществить право на участие в управлении организацией, что также имеет большое значение для достижения социального мира и процессов согласования интересов работников и работодателей.  

Формы социального партнёрства (ст. 27 ТК РФ):

  • коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  • участие работников, их представителей в управлении организацией;
  • участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
 

В настоящее  время в РФ отсутствует специальное  законодательство, определяющее особенности  участия государственных служащих, работников военных и военизированных  органов и организаций, органов  внутренних дел, Государственной противопожарной  службы, учреждений и органов безопасности, органов налоговой полиции, органов  уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств РФ в системах социального партнерства (см.ст. 28 ТК РФ). 
 

  1. Представители работников и работодателей  в социальном партнёрстве. Органы социального  партнёрства.

представителями работников в социальном партнёрстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в определенных случаях, предусмотренных ТК РФ.

Представителями работодателя (ст. 33 ТК РФ) при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора выступаютруководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Работодатель  вправе создавать объединения работодателей  в целях представительства и  защиты своих интересов и вступать в них.

Объединение работодателей – это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Соответствующие объединения работодателей могут представлять интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Для регулирования  социально-трудовых отношений, ведения  коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации  контроля над выполнением коллективного  договора и соглашений на всех уровнях  на равноправной основе по решению  сторон образуются комиссии из представителей сторон, наделённых необходимыми полномочиями.

На федеральном  уровне образуется постоянно действующая Российская трёхсторонняя комиссия (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений, работа которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Членами Российской трёхсторонней комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.

Главные цели Российской трёхсторонней комиссии – регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

  • ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ;
  • содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
  • проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;
  • согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики, а также рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;
  • изучение международного опыта; участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства; проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.
 

Права Комиссии следующие:

  • проводить с федеральными органами государственной власти консультации по вопросам, связанным с разработкой и реализацией социально-экономической политики;
  • разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений;
  • осуществлять взаимодействие с отраслевыми (межотраслевыми), региональными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;
  • запрашивать у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций Комиссии по развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, организации деятельности отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
  • осуществлять контроль над выполнением своих решений;
  • приглашать для участия в своей деятельности представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и федеральных органов государственной власти, не являющихся членами Комиссии, а также ученых и специалистов, представителей других организаций;
  • создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов;
  • другие права, предусмотренные законодательством.
 

Деятельность  Комиссии обеспечивает аппарат Правительства  РФ. Образуетсясекретариат Комиссии, входящий в состав Секретариата заместителя Председателя Правительства РФ, ведающего вопросами социальной политики и реформирования социальной сферы. Президент РФ назначает координатора Комиссии. Координатор не являясь членом Комиссии, председательствует на её заседаниях, утверждает состав рабочих групп, подписывает регламент Комиссии, планы её работы и решения.

Комиссии  по регулированию социально-трудовых отношений создаются на различных  уровнях. У них такие же цели и  задачи как у РТК.

В субъектах РФ могут образовываться трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Соглашения; предусматривающие полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, заключаются при Обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения (ст. 35 ТК РФ)|

На  территориальном  уровне могут образовываться трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.

На  отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации.

На  локальном уровне (в  конкретной организации) комиссия формируется для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. 

  1. Коллективные  переговоры, порядок  их ведения. Гарантии и компенсации  лицам, участвующим  в коллективных переговорах. Коллективные переговоры представляют собой переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективных договоров между работниками и работодателем. Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.

Правом  на ведение коллективных переговоров  от имени работников и от имени  работодателей наделены их представители (ст.36 ТК РФ), которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в  письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в  переговоры в течение 7 календарных  дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ  с указанием представителей от своей  стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров  и их полномочий. Днём начала коллективных переговоров является день, следующий  за днём получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются  ведение коллективных переговоров  и заключение коллективных договоров  и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или  органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением  случаев, предусмотренных Трудовым кодексом.

Порядок ведения коллективных переговоров  изложен в ст. 37 ТК РФ. Так, участники  коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Это позволяет эффективно провести переговоры, чтобы в результате был принят документ, взаимоприемлемый как для работников, так и для работодателей.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями  сторон – участников таких переговоров.

Не позднее  двух недель со дня получения соответствующего запроса стороныдолжны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

Чтобы избежать разногласий между различными профсоюзами, которые могут представлять разные профессиональные группы работников у одного работодателя, (например, спора  о том, кто из профсоюзных организаций  многочисленнее, а поэтому "главнее" и т.п.), и в целях повышения  эффективности переговорного процесса, 37 ТК РФ подробно регламентирует порядок  ведения коллективных переговоров. Он заключается в следующем:

при наличии  в организации двух или более  первичных профсоюзных организаций  они создают единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективно договора и его заключения. Единый представительный орган формируется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определён от каждой профсоюзной организации. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Информация о работе Шпаргалка по "Трудовому праву"