Маркетинговые исследования и эффективность рекламной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение проведения маркетинговых исследований и эффективности рекламной деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических методов оценки эффективности рекламной работы;
- анализ конкурентоспособности кондитерских предприятий;
- определение направления рекламной работы и ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Сущность методов оценки эффективности рекламной деятельности………….5
1.1.Понятия рекламы и эффективность рекламной деятельности…………5
1.2.Методы оценки эффективности рекламной деятельности ОАО «Красный пищевик»…………………………………………………………..8
2.Анализ вторичной информации…………………………………………………12
2.1.Анализ и темпы роста кондитерской промышленности……………...12
2.2.Вкусы и предпочтения потребителей, их финансовые возможности..23
2.3.Исследование эффективности рекламной работы ОАО «Красный пищевик»……………………………………………………………………..26
3.Сбор первичных данных…………………………………………………………29
3.1.Обоснование выбора метода исследования……………………………29
3,2.Объем выборки…………………………………………………………..32
3.3.Анализ и интерпретация собранных данных…………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список используемых источников …..…………………………………………...39
Приложения…………………………………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

курсовая по исследованиям Настя.doc

— 2.00 Мб (Скачать)

      Другие  кондитерские фабрики Беларуси не представляют собой серьезных конкурентов. Они не выпускают всей номенклатуры кондитерских изделий и специализируются только на некоторых изделиях. 

В настоящее  время самыми сильными конкурентами являются российские и украинские производители, такие, как:

- фабрики  «Бабаевское» и «Красный Октябрь»  в Москве.

- фабрика   Крупской в Санкт-Петербурге.

- фабрика  «Россия» в Самаре.

- фабрика  «Рошен», Украина.

      Среди зарубежных конкурентов наиболее важным является компания «Марс» со своими батончиками Сникерс, Марс и Милки Вей. Они рекламируются в средствах массовой информации и, вероятно существует весьма надежная система распределения продукции по киоскам.

      Для завоевания рынка кондитеры используют различные маркетинговые стратегии (создают дилерские сети, развивают прямые продажи), но опасаются, что собственными силами с не всегда добросовестными конкурентами не справятся.

      Любой покупатель будет приобретать тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности, а масса покупателей покупает тот, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, чем товары-конкуренты. Поэтому конкурентоспособность товара, т. е. возможность сбыта на данном рынке, можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. 

Вывод: в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции для предприятия ставится главная задача не только выпускать качественную продукцию, но и продукцию, удовлетворяющую запросы потребителей, отвечающую мировым требованиям, как по качеству, так и по технологии производства. Внедрение новых стандартов на производстве и работа над узнаваемостью и отличием от конкурентов  продукцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Вкусы  и предпочтения потребителей, их  финансовые возможности 
 
 

     Глобальных  исследований вкусов и предпочтений потребителя кондитерских изделий  в Республике Беларусь не проводилось, по крайней мере, они не известны. Проведенный собственными силами опрос  покупателей показал, что вкусы и предпочтения белорусов фактически идентичны факторам выбора россиян.

     Как следует из рисунка 2.6. основным критерием при выборе кондитерских изделий является ее доступность - цена. Качеству продукта с течением времени потребители уделяют все больше внимание. В настоящее время потребитель хочет получить дешевый, но качественный продукт. Предприятие, сумевшее в самое ближайшее время учесть и внедрить это пожелание, способно получить в кратчайшие сроки от присутствия на белорусском рынке максимум выгоды. 

Рис.2.6. Критерии выбора кондитерских изделий

Примечание. Источник: [6] 

     Большинство белорусов потребляют сахаристые кондитерские изделия, причем 59 % можно назвать активными потребителями; 19 % не потребляют сахаристые кондитерские изделия вообще. 

Таблица 4 Частота потреблений сахаристых кондитерских изделий  

количество  потреблений % потребления
Никогда 19%
Реже  одного раза в месяц 22%
Один  раз и более в неделю 34%
Несколько раз в месяц 25%
 

     Примечание. Источник: [6]

     Предпочтения  потребителей кондитерских изделий, самой  активной ее части, совершающих покупку  несколько раз в месяц либо раз в неделю и более, составляющих долю в 73 % от количества всех потребителей кондитерских изделий, приведены на рисунке 2.7.

Рис.2.7 Предпочтения потребителей  кондитерских изделий

Примечание. Источник: собственная разработка 

     Любимыми  сахаристыми кондитерскими изделиями белорусов можно считать карамель (32%), средний уровень потребления занимают- мармеладно-пастильные изделия и глазированные шоколадом конфеты (17%), менее востребовано драже (1%).

     Структура и динамика потребления кондитерских изделий в республике во многом повторяет  аналогичные показатели рынков Украины  и России (с определенным временным лагом). В этой связи можно про-гнозировать следующие тенденции в изменении потребления кондитерской продукции:

• увеличение потребления более дорогих групп  сладостей – шоколадных изделий, мармеладно-пастильных изделий, комбинированного и глазу-рированного печенья и снижение спроса на традиционные сладости .                  • отмечается рост доли фасованных изделий и увеличение продаж «брендированной» продукции;

• увеличение зависимости уровня продаж от объемов  маркетинговой и рекламной поддержки.

      

Рис.2.8 Динамика потребления кондитерских изделий в РБ, кг/на душу населения за период 2006-2009гг [7]

На высшие сорта спрос больше, чем в прошлом 2009г. году. Очень хорошо расходится коробочный ассортимент. Очень популярные конфеты "Столичные" - это самые дорогие конфеты, но их делают больше всего среди конфет высших сортов - около 50 тонн в месяц.

       По последним данным (на сентябрь 2010г)в Бобруйске проживает 215 092 человек. 

Таблица 5 Численность населения г.Бобруйска  

Мужчины 100 477
Женщины 114 615
Население трудоспособного возраста 145 383
Население пенсионного возраста 44 918
Юное  население 34 790

Примечание. Источник: [13]

     Заработная  плата по Могилевской области составила 869,0 тыс. рублей,  ноябрь – 886,9 тыс. рублей, в том числе в организациях За январь-ноябрь 2009 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями соответственно – 724,6 и 725,6 тыс. рублей.

Ожидается, что среднемесячная заработная плата одного работника к концу 2010 года составит 1464,6 тыс. руб. или 500 долл. США в эквиваленте. [9]

      Таким образом, можно предположить, что  потребление кондитерских изделий  сопоставима численности населения  города. В последнее время бобруйчане особенно сильно налегли на сладости. Продажи кондитерских изделий выросли на 25 %.

      А вследствие того,  что ожидается повышение заработной платы, предпочтения населения понесут более дорогостоящий характер в выборе кондитерских изделий. 

Вывод: предпочтения потребителей, в большей степени, зависят от финансового дохода и цен на предлагаемую продукцию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Исследование  эффективности рекламной работы  ОАО «Красный пищевик» 
 
 

     Кондитерская  фабрика ОАО «Красный пищевик» старейшее предприятие кондитерской отрасли промышленности Республики Беларусь. Его история начинается даже не в прошлом веке, а в 19-м. И трудно поверить, что начало было положено в 1870 году в деревянном здании, где 40 работников делали обычные дрожжи. Лишь в 1929 году началась реконструкция предприятия в кондитерскую фабрику. С тех пор «Красный пищевик» еще не раз переживал коренные перемены. Во время войны фашисты подчистую разграбили оборудование, пришлось все восстанавливать заново. А после распада СССР из-за разрыва устоявшихся хозяйственных связей объем производства упал наполовину.

     В этом году (2010г) «Красному пищевику»  исполнилось 140 лет.           Сейчас на фабрике работает 930 высококвалифицированных сотрудников.  Трудно сказать, когда впервые на «Красном пищевике» стали делать тот или иной продукт. Сейчас ассортиментный перечень насчитывает около 160 названий. Вся продукция изготавливается по классическим технологиям с использованием натурального сырья, поэтому обладает уникальными вкусовыми качествами, пищевой и биологической ценностью. В рецептуры кондитерских изделий входят компоненты, повышающие сопротивляемость организма человека неблагоприятным экологическим факторам.  Предприятие специализируется на производстве мармеладно-пастильных изделий (зефир, мармелад, «жевательный» мармелад), халвы подсолнечной и арахисовой, ириса, драже, конфет, соленого арахиса с пряностями. Производственные мощности позволяют выпускать более 19 тысяч тонн кондитерских изделий в год.

      Специалистами предприятия постоянно ведется  работа по расширению ассортимента продукции с учетом требований рынка, усовершенствованию упаковочных материалов и дизайна. По желанию потребителей продукция выпускается весовая и фасованная. 98% выпускаемой продукции сертифицированы в системе сертификации Госстандарта России и 100% в национальной системе сертификации Республики Беларусь. Для изучения потребительского спроса, новых технологий и оборудования, предприятие регулярно участвует в специализированных международных выставках, семинарах, конференциях.

     Согласно инвестиционному плану реконструкции фабрики на текущий год в модернизацию производства будет вложено более трех миллиардов рублей. И это без учета 1,9 миллиона евро – цены новой модульной линии по производству желейных и жевательных мармеладов. В прошлом году с немецкими специалистами, создающими подобную оснастку, мы проработали все нюансы ее изготовления и монтажа на существующих площадях. Оборудование дорогое, но оно того стоит, поскольку его внедрение позволит значительно расширить ассортимент  жевательных и желейных мармеладов. Существующая линия, которая работает на фабрике с 2002 года, по своей мощности уже не обеспечивает тот ассортимент и объем, которые востребованы рынками России, дальнего зарубежья и внутри страны.

     Всего за 5 лет реализация продукции предприятия возросла в Беларуси вдвое, до 1.300 тонн в месяц, а в предпраздничный период эта цифра и того больше. На каждого жителя страны получается – примерно по 140грамм сладостей. Сказывается, конечно, что со своей продукцией работники предприятия в содружестве с торговлей дошли до самой отдаленной деревни. [14]

     Изделия расходятся, кроме Беларуси, в Канаду уже отправлено две партии продукции, в Монголию — одна. В целом география экспорта предприятия довольно обширна. Продукция поставляется в Германию, страны СНГ и Балтии. Прорабатываются вопросы организации экспорта в Украину и Таджикистан, за границей любителей сладостей нашего предприятия становится все больше. Особенно в Израиле и США, после того, как наша кондитерская фабрика получила сертификат кошерности, позволяющий продавать свои изделия не только в магазинах для русскоязычного населения.

     Экспортируется  до 18% выпускаемой продукции. За десять месяцев 2009 года на внешний рынок  поставлено 1,5 тыс.т кондитерских изделий. Это несколько меньше, чем в прежние годы. В основном это связано с тем, что снизился экспорт в Российскую Федерацию. В настоящее время цены на зефир и мармелад там существенно ниже.

     Удержаться  на российском рынке становится все труднее. Если раньше предприятие ежемесячно продавало в Санкт- Петербурге по 80 т продукции, то в настоящее время объемы продаж сократились до 45 т. В городе на Неве три фабрики выпускают зефир и мармелад, но, несмотря на это, фабрика стабильно поставляет в северную столицу РФ свою продукцию, поскольку в Санкт- Петербурге создано официальное представительство ОАО „Красный пищевик“. Географию поставок на российский рынок, которая в настоящее время ограничена лишь центральными регионами, планируется расширить.

     Всего за 9 месяцев на внутреннем рынке  продано 10,4 тыс.т. продукции, что на 6,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в октябре реализовано 1307 т — такой высокий объем продаж достигнут впервые.

     Но  несмотря на то, что продукцию бобруйских кондитеров истинные гурманы на просторах нашей страны, а также в ближнем и дальнем зарубежье хорошо знают и ценят, предприятие ведет активную маркетинговую политику, одним из направлений которой является широкое участие в различных специализированных международных выставках, ярмарках, конкурсах, семинарах и конференциях для изучения потребительского спроса, новых технологий и оборудования. Продукция предприятия отмечена без малого 9 десятками престижных наград. [14]

Информация о работе Маркетинговые исследования и эффективность рекламной деятельности