Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:15, дипломная работа
Белорусская почта успешно работает в условиях переходной экономики, предоставляя как чисто почтовые, так и услуги электросвязи. Почта с каждым днем осваивает спектр непрофильных услуг, работает над их расширением, так как конкуренция со стороны коммерческих служб, оказывающих почтовые услуги и другие, побуждает изыскивать все возможные средства для повышения качества службы, чтобы сохранить впредь свою долю рынка. Вследствие этого почта вынуждена работать над поиском источников доходов путем внедрения новых профильных и непрофильных для почты видов услуг [1].
Введение……………………………………………………………………………………………….8
1 Продвижение услуг………………………………………………………………………………..10
1.1.Теория и методы продвижения услуг………………………………………………………...10
1.2 Особенности продвижения услуг…………………………………………………………….28
1.3 Оценка эффективности продвижения…………………………………………….………….30
2 Анализ маркетинговой деятельности РУП «Белпочта»…………………………………….......35
2.1 Характеристика внутренней среды РУП «Белпочта»…...………………………………......35
2.1.1 Краткая характеристика предприятия …………………………………………………35
2.1.2 Характеристика услуг предоставляемых РУП «Белпочта» и их сегментация………38
2.1.3 Тарифы и их динамика………………………………………………………………......42
2.1.4 Анализ доходов по видам услуг в фактических и сопоставимых ценах…………….47
2.1.5 Организация маркетинга на РУП «Белпочта»…………………………………………51
2.2 Анализ финансово- хозяйственной деятельности предприятия……………………………59
2.3 Характеристика внешней среды РУП «Белпочта»………………………………………......69
2.3.1 Анализ основных групп потребителей……………………………………….………..69
2.3.2 Анализ конкурентов…………………………………………………………………......70
2.3.3 Анализ факторов макросреды……………………………………………….................72
3 Продвижение услуги «EMS» в РУП «Белпочта»………………………………………………..75
3.1 Краткая характеристика и технология оказания услуги «EMS»………………..………….75
3.2 Совершенствование продвижения услуги «EMS – BELARUS»……………………………78
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенного мероприятия ……..………………….82
4 Охрана труда……………………………………………………………………………………….90
4.1 Эргономические требования к организации рабочего места оператора почтовой связи…90
4.1.1 Общие эргономические требования к организации рабочего места………………...90
4.1.2 Организация рабочего места оператора почтовой связи и обоснование режима
труда и отдыха...………………………………………………………….……………..96
Заключение………………………………………………………………………………………….102
Литература………………………………………………
Анализируя таблицу 2 необходимо отметить, что тарифы на услугу «EMS – международная ускоренная почта» (пересылка документов до 100 грамм) в 2009 г. по отношению к 2008 г. увеличились на 32 %, а в 2010 г. по отношению к 2009 г. увеличились на 53 %.
Тарифы на услугу «EMS – международная ускоренная почта» (пересылка документов от 100 грамм до 1000грамм) в 2009 г. по отношению к 2008 г. увеличились на 26 %, а в 2010 г. по отношению к 2009 г. увеличились на 4 %.
Тарифы на услугу «EMS – международная ускоренная почта» (пересылка товаров до 500 грамм) в 2009 г. по отношению к 2008 г. увеличилась на 17%, в 2010 г. по отношению к 2009 г. увеличились на 1%.
Тарифы на услугу «EMS – международная ускоренная почта» (пересылка товаров от 500 грамм до 1000 грамм) в 2009 г. по отношению к 2008 г. увеличилась на 17 %, в 2010 г. по отношению к 2009 г. увеличились на 1%.
Самый большое увеличение тарифов наблюдается на пересылку документов до 100 грамм, это связано с тем, что данный вид отправлений имеет большой спрос у потребителей, чем отправления с товарным вложением. Для всех остальных видов отправлении «EMS – международная ускоренная почта» тарифы практически не изменились для сохранения объемов отправлений данного вида.
До октября 2010 года на пересылку отправлений «EMS – внутренняя ускоренная почта» применялся общий тариф для всех отправлений независимо от дальности их пункта назначения и небыли определены условия их доставки. Сейчас, исходя из расстояния пересылки отправлений «EMS – внутренняя ускоренная почта» разработано пять тарифных зон: Т1, Т2, Т3, Т4,Т5, а также определены условия доставки:
- в течение дня, следующего за днем приема;
- до 10 часов дня, следующего за днем приема;
- в указанное время дня,
- в день приема.
В зависимости от условий доставки разработаны коэффициенты, применяемые к базовому тарифу.
Для определения тарифной зоны применяются:
- таблица кодов пунктов
отправки и пунктов назначения,
включающая 30 кодов (Р1–Р30), за каждым
из которых закреплен
- таблица определения тарифной зоны.
В зависимости от массы отправления определяется базовый тариф на пересылку, а в случае определения особых условий доставки, к базовому тарифу применяется повышающий коэффициент.
В таблице 3 изображена динамика изменения тарифов на услугу «EMS – внутренняя ускоренная почта» в 2008-2010 гг. [14].
Таблица 3 – Динамика изменения тарифов на услугу «EMS – внутренняя ускоренная почта» в 2008-2010 гг.
Вид и вес отправления |
Годовое значение, руб. |
Динамика по годам, % | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2009/ 2008 |
2010/2009 | |
До 500 г |
7300 |
8450 |
7500 – 11700 |
116 |
126 |
500-1000 г |
9200 |
10000 |
7800 – 12400 |
109 |
100 |
За каждые полные и неполные 1000 г |
750 |
900 |
500 – 2400 |
120 |
156 |
В таблице 3 при расчете динамики изменения тарифов за 2010 год применялся тариф Т3 (тарифная зона 3).
Анализируя таблицу 3 отметим, что тарифы на услугу «EMS – внутренняя ускоренная почта» (пересылка до 500 грамм) в 2009 г. по отношению к 2008 г. увеличились на 16%, а в 2010 г. по отношению к 2009 г. увеличились на 26%. За каждые последующие полные или неполные 1000 г: в 2009 г. по отношению к 2008 г. увеличился на 20%, в 2010 г. по отношению к 2009 г. увеличились на 56%. Увеличение тарифа связано с транспортными затратами, материальными затратами и затратами на оплату труда, которые изменяются в зависимости от места назначения отправления.
Анализируя тарифы на услугу «EMS – внутренняя ускоренная почта» (пересылка от 500 грамм до 1000 грамм) можно отметить следующее: в 2009 г. по отношению к 2008 г. увеличились на 9%, а в 2010 г. по отношению к 2009 г. тариф не изменился. Это связано с тем, что основные статьи затрат на пересылку данных отправлений включены в стоимость отправлений до 500 г.
2.1.4 Анализ доходов по видам услуг в фактических и сопоставимых ценах
Основным источником образования денежных наличных средств предприятия является выручка, получаемая в результате разного вида хозяйственных операций.
Полная структура доходов от разных видов деятельности представлена в таблице 4 [14].
Таблица 4 – Структура и динамика доходов от разных видов деятельности РУП «Белпочта» в фактических ценах за 2008-2010 гг.
Наименование показателя |
Годовая сумма, млрд. руб. |
Годовой удельный вес, % |
Динамика по годам, % | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2009/ 2008 |
2010/ 2009 | |
Доходы от оказания услуг связи общего пользования |
308,60 |
350,97 |
412,40 |
78,40 |
78,18 |
77,21 |
113,73 |
117,50 |
Доходы от непрофильных услуг связи |
74,30 |
85,30 |
99,21 |
18,90 |
19,00 |
18,43 |
114,80 |
116,31 |
Доходы от оказания услуг автобазы |
0,20 |
0,14 |
0,19 |
0,05 |
0,03 |
0,04 |
70,00 |
135,71 |
Доходы от сдачи в аренду помещений |
10,40 |
12,13 |
22,38 |
2,60 |
2,70 |
4,20 |
116,63 |
184,50 |
Прочие доходы |
0,27 |
0,41 |
0,63 |
0,05 |
0,09 |
0,12 |
151,85 |
153,65 |
Выручка всего |
393,80 |
448,95 |
532,61 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
114,01 |
123,31 |
Из таблицы 4 видно, что наибольшую долю выручки составляют доходы от оказания услуг общего пользования – 78,40% в 2008 году, 78,18% в 2009 году и 77,43% - в 2010 году. Следует отметить, что, несмотря на тенденцию роста доходов от оказания услуг связи общего пользования(113,73% и 117,50%) их удельный вес в структуре колеблется в пределах 78%. Это обусловлено повышением качества предоставляемых услуг связи, постоянным расширением перечня непрофильных услуг и их популярностью у клиентов. Удельный вес доходов от оказания услуг автотранспортного производства в 2009 году уменьшился, по остальным статьям наблюдается значительный рост. В общем рост выручки в 2010 году составил 123, 31%.
Для того чтобы определить реальные доходы и выявить за счет каких факторов наблюдается фактический рост выручки представим доходы РУП «Белпочта» в сопоставимых ценах. Данные представим в таблице 5 с учетом того, что по данным национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен на 2009 год составил 113,9%, а в 2010 году – 105,0% .
Таблица 5 – Структура и динамика доходов от разных видов деятельности РУП «Белпочта» в сопоставимых ценах за 2008-2010 гг.
Наименование показателя |
Годовая сумма, млрд. руб. |
Годовой удельный вес,% |
Динамика по годам, % | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2008 |
2009 |
2010 |
2009/ 2008 |
2010/ 2009 | |
Доходы от оказания услуг связи общего пользования |
308,60 |
308,14 |
344,83 |
78,40 |
78,18 |
77,21 |
99,85 |
111,91 |
Доходы от непрофильных услуг связи |
74,30 |
74,89 |
82,95 |
18,90 |
19,00 |
18,43 |
100,79 |
110,76 |
Доходы от оказания услуг автобазы |
0,20 |
0,12 |
0,16 |
0,05 |
0,03 |
0,04 |
61,46 |
129,25 |
Доходы от сдачи в аренду помещений |
10,40 |
10,65 |
18,71 |
2,60 |
2,70 |
4,20 |
102,40 |
175,72 |
Прочие доходы |
0,27 |
0,36 |
0,53 |
0,05 |
0,09 |
0,12 |
133,32 |
146,34 |
Выручка всего |
393,80 |
394,16 |
445,34 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,09 |
112,98 |
Как видно из таблицы 5 реальный темп рост выручки на 2009 год составил всего 100,09%. Это свидетельствует о том, что фактический рост выручки был обусловлен ростом цен, а не ростом количества предоставленных услуг. Что касается 2010 года, то наблюдается положительная тенденция роста доходов по всем видам деятельности РУП «Белпочта».
Доходы от основной деятельности являются источником покрытия затрат по производству и реализации услуг, а также источником образования прибыли. Поэтому следует особое внимание в анализе уделить именно данной статье доходов [14].
Доходы от основной деятельности РУП «Белпочта» складываются из доходов от пересылки отправлений письменной корреспонденции, посылок, отправлений “EMS”, денежных переводов, доходов, полученных от приема подписки и доставки печатных средств массовой информации, а также выплаты пенсий и пособий [15].
Изменения доходов по услуге «EMS» за 2010 год по сравнению с 2008 и 2009 годами приведем в таблице 6 [14].
Таблица 6 – Динамика изменения доходов по услуге внутренняя и международная ускоренная почта «EMS» за 2008-2010 гг.
Показатель |
Значение показателя по годам, млрд. руб. |
Динамика по годам, % | |||
2008 |
2009 |
2010 |
2009/2008 |
2010/2009 | |
Доход в фактических ценах |
9,89 |
9,45 |
12,33 |
95,55 |
130,48 |
Доход в сопоставимых ценах |
9,89 |
8,29 |
10,31 |
83,82 |
124,37 |
Как видно из таблицы 6 за 2009 год доходы по предоставлению данной услуги значительно уменьшились, однако в 2010 году ситуация стабилизировалась и прирост по отношению к 2008 году составил 420 млн. руб.
На рисунке 2 представлена структура доходов от оказания основных услуг почтовой связи. Из диаграммы видно, что наибольший удельный вес в структуре доходов от оказания основных услуг почтовой связи занимает выплата пенсий (34%), письменная корреспонденция (12%) и прочие услуги (24%). В свою очередь международные EMS, внутренние EMS и посылки занимают наименьший удельный вес – 3%, 2%, 1% соответственно [15].
Одной из причин того, что доля «EMS» в доходах от основной деятельности занимает всего около 5%, являться конкурентная ситуация, сложившаяся в данный момент на белорусском рынке. Потребители, данной услуги периодически обращаются к фирмам конкурентам.
Рисунок 2 – Структура доходов от оказания основных услуг почтовой связи
На рисунке 3 представлена структура доходов от оказания дополнительных услуг почтовой связи [15]. Из диаграммы видно, что наибольший удельный вес в структуре доходов от оказания непрофильных услуг почтовой связи занимают доходы от приема платежей (63%), а наименьший – прочие услуги почтовой связи (10%).
Рисунок 3 – Структура доходов от оказания дополнительных услуг почтовой связи
2.1.5 Организация маркетинга на РУП «Белпочта»
Отдел рекламы и маркетинга является структурным подразделением РУП «Белпочта».
Структура и численность отдела утверждается генеральным директором РУП «Белпочта».
Отдел возглавляется начальником, который назначается на должность и освобождается от нее генеральным директором РУП «Белпочта».
Начальник отдела непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по эксплуатации РУП «Белпочта».
В подчинении отдела рекламы и маркетинга РУП «Белпочта» находятся отделы филиалов: Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский.
Для более наглядного представления места занимаемого отделом рекламы и маркетинга в структуре организации изобразим ее на рисунке 4 [16].
Рисунок 4 – Схема структуры отдела рекламы и маркетинга
Должностные инструкции сотрудников отдела утверждаются генеральным директором РУП «Белпочта» [16].
В своей деятельности отдел рекламы и маркетинга руководствуется:
- правилами оказания услуг почтовой связи и иными нормативными правовыми актами, касающимися возложенных на отдел задач и функций;
- приказами, инструкциями, указаниями Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, РУП «Белпочта»;
- документами системы менеджмента качества РУП «Белпочта»;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- коллективным договором.
Задачи отдела рекламы и маркетинга:
- обеспечение проведения
единой рекламно-
- изучение и анализ рынка услуг почтовой связи и непрофильных услуг на рынке Республики Беларусь, оценка потребительского спроса на предоставляемые услуги;