Полный курс лекций по предмету - маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:16, курс лекций

Описание работы

Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, предоставляющими ценность для покупателя.

Работа содержит 1 файл

Маркетинг -Лекции.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

 

Параметры   конкурентоспособности товара

 

       Технические параметры наиболее жесткие. По ним судят о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы измерения технических параметров. Это также и эргономические показатели.

 

       Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Все вместе эти параметры образуют цену потребления, которая как правило, выше цены продажи.

       Социально-организационные параметры – это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации сбыта, производства, рекламы товара.

 

Конкурентоспособность фирмы

 

Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность фирмы характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.

 

Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы

 

       емкость рынка (количество ежегодных продаж);

       легкость доступа на рынок;

       вид производимого товара;

       однородность рынка;

       конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

       возможность технических новшеств в отрасли.

 

Конкурентное преимущество

 

Конкурентное преимущество – это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами.

Указанное превосходство является относительным, определяющим по сравнению с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка.

 

Различают внешнее и внутреннее конкурентное преимущество.

 

Внешнее конкурентное преимущество – преимущество, основанное на отличительных качествах товара, которое образует ценность для покупателя за счет либо сокращения издержек, либо за счет повышения эффективности.

 

Внутреннее конкурентное преимущество – преимущество, которое базируется на превосходстве фирмы в отношении издержек производства, управлении фирмой или товаром, которое создает ценность у изготовителя, позволяющее добиться себестоимости меньшей, чем конкуренты..

 

Факторы, влияющие на конкурентное преимущество фирмы

 

Потенциальные конкуренты (угроза прихода новых конкурентов);

Поставщики (способность поставщиков торговаться);

Заменители (угроза товаров-заменителей);

Клиенты (способность клиентов торговаться);

Конкуренты в секторе (соперничество между действующими фирмами).


ТОВАР  И  СТРАТЕГИЯ  ЕГО  РАЗРАБОТКИ

 

Товар – это все то, что удовлетворяет какую-то человеческую потребность и поступает в потребление через куплю-продажу, т.е. через рынок.

 

Товарная единица – это обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. (например, молоко – товар, а литровый пакет молока жирностью 2.5% по цене 320 руб. – товарная единица).

Каждый товар интересен покупателю не сам по себе, а теми возможностями, выгодами, которые сулит его покупка. (например, сверло интересно возможностью обеспечить отверстия определенного диаметра, косметика – возможностью улучшения внешности).

 

Три уровня товара

 

1.       Товар по замыслу содержит в себе те свойства, те выгоды, которые приобретает покупатель товара.

 

2.       Товар в реальном исполнении включает в себя качество, свойства, дизайн, упаковку, цену.

 

3.       Товар с подкреплением включает совокупность характеристик : где и как продается товар, есть ли у него дополнительные льготы при покупке, каковы гарантии качества, существуют ли сервисные услуги по доставке, каково послепродажное обслуживание.

 

Классификация видов товара

 

По конечному назначению товара, исходя из предполагаемого покупателя:

       потребительские товары и услуги;

       товары и услуги производственного назначения.

 

Классификация потребительских товаров и услуг

 

По присущей им долговечности :

       товары длительного пользования (автомобили, холодильники);

       товары краткосрочного пользования (одежда, обувь).

       товары одноразового пользования (еда, предметы гигиены).

 

На основе покупательских привычек потребителя:

       товары предварительного выбора;

       товары особого спроса;

       товары пассивного спроса.

 

Товары повседневного спроса – это те, которые потребители покупают часто, без особых раздумий и сравнения друг с другом (повседневная еда, туалетные принадлежности, газеты и т.д.);

В свою очередь эти товары могут подразделяться на:

       основные товары,  которые покупаются регулярно (хлеб молоко, мыло и т.д,.);

       товары импульсивной покупки, о которых обычно не задумываются до тех пор, пока не увидят товар случайно (газеты, жвачка, мороженое);

       товары для экстренных случаев ( большинство медикаментов, зонтики во время дождя).

 

Товары предварительного выбора – это те, к покупкам которых покупатель готовится заранее, сравнивая между собой различные образцы по качеству, внешнему виду, цене и другим признакам (мебель, одежда, электробытовые приборы).

 

Товары особого спроса – это товары с уникальными характеристиками или отдельные марочные товары, ради приобретения которых покупатели готовы затратить дополнительные усилия и средства. Обычно это модные и особо модные престижные товары.

 

Товары пассивного спроса – это товары, о которых потребитель не знает или по каким-то причинам не хочет покупать (различные страховки, индикаторы дыма, электрические зубные щетки). Сбыт их идет очень вяло, но благодаря именно таким товарам появились на свет многие маркетинговые методы стимулирования сбыта.

 

Классификация товаров и услуг производственного назначения

 

По роли в производстве:

       капитальное имущество;

       материалы и детали;

       эксплуатационные запасы.

 

Капитальное имущество включает в себя товары, которые многократно используются в производственном процессе, не изменяют своего облика и не становятся частью конечного продукта (здания, сооружения, оборудование).

 

Материалы и детали – это товары, полностью используемые в производстве, обычно они меняют свой физический облик и становятся частью конечной продукции (сырье, полуфабрикаты, топливо, энергия, смазочные, упаковочные материалы).

 

Эксплуатационные запасы – это товары, необходимые для повседневного функционирования фирмы. Весьма похожи на вспомогательные материалы, но связаны в основном с административной и ремонтной деятельностью (средства и материалы для уборки и ремонта, канцелярские принадлежности, оборудование административных помещений и т.п.)

 

Услуги производственного назначения  разделяют на

 

       услуги по эксплуатации и ремонту (уборка, охрана, ремонт);

       услуги консультационные (бухгалтерские, аудиторские, рекламные, юридические).             

 

Составляющие товарной номенклатуры

 

Продуктовая (товарная) линия или ассортиментная группа – группа продуктов, сходных по своему назначению и/или использованию.

 

Товарная номенклатура (товарный ассортимент) или продуктовая смесь – совокупность всех товарных линий (ассортиментных групп), всех товарных единиц, выпускаемых фирмой.

 

Товарная номенклатура характеризуется такими показателями, как:

       широта

       насыщенность

       глубина

       гармоничность.

 

Широта товарного ассортимента – это численность товарных линий, выпускаемых фирмой (например, НОРД имеет несколько основных товарных линий: холодильники, газовые плиты и т.п.).

Если при увеличении числа  число товарных линий прибыль фирмы увеличивается, то первоначальная номенклатура была узка; если же прибыль может быть увеличена при исключении из продуктовых линий каких-нибудь товаров, то это означает чрезмерную широту первоначальной номенклатуры.

 

Насыщенность товарной номенклатуры – это общее число составляющих ее товаров ( скажем, 22 продукта из 67 продуктов).

 

Глубина товарной номенклатуры – это варианты предложений каждого отдельного товара в рамках товарной линии (например, холодильник НОРД предлагают в двух вариантах расположения дверцы и в трех цветовых решениях. Глубина данной номенклатуры составит 2*3=6).

 

Гармоничность товарной номенклатуры – это степень близости между товарами различных ассортиментных групп. (Скажем, товарная номенклатура любой косметической фабрики обычно более гармонична, нежели у машиностроительного завода).

           

 

Основные методы проведения товарной политики

 

       Наращивание, когда фирма выходит за рамки тех товарных линий, которые она имеет в настоящее время.

Если фирма при этом начинает производить более дешевые и простые товары, чем раньше, то это называется наращиванием вниз. Наращивание вверх осуществляется обычно фирмами, переходящими на выпуск более совершенной, дорогой и престижной продукции.

 

       Насыщение товарного ассортимента идет путем добавления новой продукции в рамках уже существующих товарных линий.

   

Классификация товаров в товарных линиях

 

       Товары-лидеры – это товары, определяющие лицо фирмы, ее успех, ее прибыль.

 

       Товары-локомотивы – это товары, которые лидируют по продажам, «тянут» за собой все другие товары, на доходы от них могут разрабатываться новые товары. Нередко совпадают с товарами-лидерами.

 

       Тактические товары – это товары, которые дополняют основную продукцию фирмы. Их задача состоит в создании покупателям дополнительных удобств, в отвлечении их внимания от других фирм. (Скажем фирма, производящая зубную пасту, может с этой целью выпускать зубные щетки и другие средства по уходу за зубами).

 

       Зазывные товары – это товары, способствующие созданию определенного имиджа фирмы-производятеля или торгующей организации. К ним относятся либо очень дешевые, массовые товары повседневного спроса, либо, напротив, очень дорогие, престижные товары особого спроса.

 


Классификация товаров в зависимости от степени дифференциации

       Стандартизованные товары – это товары, которые выпускаются различными товаропроизводителями, но покупателями воспринимаются как однородные (молоко, зерно, хлопок, кофе другие, в первую очередь, биржевые товары и);

 

       Дифференцированные товары – это товары, которые воспринимаются покупателями как разные у каждого продавца. Большинство из них продается как фирменные.

 

       Фирменные товары – это  дифференцированные товары определенного качества, которые в оригинальной упаковке и стандартных количествах продаются под собственным именем на том или ином сегменте рынка.

 

Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные  ответные реакции  производителей

 

Каждый товар «живет» определенное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим, более совершенным товаром.

Информация о работе Полный курс лекций по предмету - маркетинг