Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:16, курс лекций
Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, предоставляющими ценность для покупателя.
Связано со значительными расходами;
Не позволяет составить точную картину о перспективах реализации товара.
Свободное испытание и проверка товара.
Преимущества:
Преодоление невосприимчивости ко всему новому и непривычному.
Недостатки:
Достаточно сложен и дорог в организации и проведении.
Непосредственное распространение купонов агентами по сбыту.
Преимущества:
Хорошая избирательность, нацеленность на заранее выбранный круг потребителей;
Высокая степень восприимчивости потребителей, привлечение их внимания к продукту.
Недостатки:
Очень трудоемкий процесс, требующий много времени;
Нуждается в тщательном контроле.
Рассылка купонов по почте.
Преимущества:
Очень хорошая избирательность и степень восприимчивости потребителей;
Возможность застать людей в домашней обстановке.
Недостатки:
Довольно дорогостоящий метод;
Нужно время для получения каких-то результатов;
Зависимость от качества составления письменного обращения к потребителям.
Распространение купонов через газеты.
Преимущества:
Быстрота и удобство в практическом использовании метода;
Учет географической специфики;
Сравнительно дешевый.
Недостатки:
Низкая степень восприимчивости потребителей;
Розничные торговцы могут игнорировать такие купоны;
Требуют тщательного планирования при их использовании.
Распространение купонов через журналы и приложения к ним.
Преимущества:
Точная ориентация на заранее выбранные группы потребителей;
Эффективный охват наиболее важных потребителей.
Недостатки:
Может стать весьма дорогостоящим;
Потребители не всегда вырезают такие купоны;
Относительно невысокий темп восприятия товара потребителями.
Гарантия возврата денег.
Преимущества:
Повышает престиж марки фирмы;
Открывает путь для формирования новых рынков.
Недостатки:
Результаты проявляются не сразу;
Оказывает весьма умеренный эффект на рост объема продаж.
Снабжение покупки каким-либо мелким подарком для потребителя
Преимущества:
Способствует росту объемов продаж товара;
Незначительные дополнительные расходы по сбыту.
Недостатки:
Появляется проблема мелких краж (обычно со стороны розничных торговцев).
Конкурсы и лотереи
Преимущества:
Увеличивает объем реализации изделий;
Недостатки:
Низкая избирательность к заранее выбранным группам потребителей;
Может подрывать престиж товарной марки.
Показ или демонстрация товара в пункте продажи
Преимущества:
Наглядный и удобный в использовании;
Способствует росту доверия к марке фирмы;
Эффективное средство привлечения внимания потребителей.
Недостатки:
Достаточно дорогостоящий в применении;
Участие ограниченного круга потребителей;
Требует участия дилера.
Существует много подходов к классификации рекламы, однако наиболее распространенным является ее деление на товарную и фирменную.
Товарная реклама – это информация о потребительских свойствах и качествах товара.
Фирменная - это реклама предприятия, его успехов, достоинств.
Товарная реклама, информируя покупателя, создавая определенный образ товара, нацеливая покупателя на его приобретение, создает спрос на товар.
Задача фирменной рекламы – создать в обществе, среди потенциальных клиентов предпочтительный имидж предприятия, образ фирмы, который бы вызвал доверие к самой фирме и всем выпускаемым товарам.
Пресса (специализированные журналы и журналы общего назначения, книги, справочники);
Печатная реклама (листовки, буклеты, плакаты, каталоги, открытки, календари, проспекты, визитные карточки и т.п.);
Наружная реклама (крупногабаритные плакаты; электрофицированные и газосветные панно с неподвижными, бегущими или запрограммированными надписями, пространственные конструкции и т.д.);
Реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на остановках, на железнодорожных и автовокзалах, аэро- и морских портах);
Экранная реклама (кино- и телереклама, слайды);
Радиореклама.
Информативная;
Увещательная;
Напоминающая.
Информативная реклама имеет своей целью доведение до сведения потребителя конкретной информации о товаре, услуге и фирме. Она дает ответы на вопросы Кто? Что? Когда? Сколько? Ее применяют обычно на стадии внедрения товара на рынок. Такая реклама должна способствовать созданию первичного спроса на товар.
В рамках информативной рекламы особо выделяют имидж-рекламу, целью которой является закрепление в сознании широкого круга людей положительного образа фирмы и ее продукта (характерен для банков, страховых компаний, консультационных фирм).
Увещательная (или стимулирующая) реклама предназначена убедить потребителей в необходимости приобретения именно данного товара именно у данной фирмы. Это самый агрессивный вид рекламы, применяемый на этапе роста. Увещательная реклама призвана создать избирательный, быстро растущий спрос. Разновидностью ее является сравнительная реклама, которая должна утвердить в сознании потребителей преимущества рекламируемого продукта по сравнению с товарами конкурентов.
Напоминающая реклама (или реклама стабильности) должна создавать эффект присутствия на рынке определенного товара (фирмы), поддерживать их известность. Применяют ее на этапе зрелости с тем, чтобы сохранить достигнутого объема сбыта или поддержать его при тенденции к падению.
Разновидностью напоминающей рекламы является подкрепляющая реклама, которая призвана уверить уже состоявшихся покупателей в правильности сделанного ими выбора и стимулировать повторные покупки.
Под прямым маркетингом (иногда его называют «директ маркетинг») производитель (его сотрудники) принимают непосредственное участие в распространении нужной ему информации, в осуществлении других необходимых действий.
К прямому маркетингу относится:
прямая реклама (лично вручаемые рекламные материалы и прямая почтовая реклама);
личные взаимоотношения с клиентами, публичные выступления, использование рекомендаций;
персональная продажа (продажа товаров непосредственно покупателю у него дома, если это товары личного пользования, или на предприятии, если производственного назначения).
Персональные продажи – это работа коммивояжеров, торговых агентов, персонала демонстрационных залов и выставок с каждым отдельным потребителем, демонстрация товара в реальных условиях пользования; телемаркетинг (убеждение, продажа, совершение сделок или договоренность о них и даже послепродажное обслуживание с помощью видеотекста, телефакса, компьютера, телефона); посылочная торговля по каталогам и прейскурантам (убеждение покупателя всеми возможными способами выслать или перечислить деньги для приобретения товаров, описание которых дается в рекламной литературе.
Прямой маркетинг наиболее эффективен, когда:
фирма небольшая и ее возможности проведения работ по полному комплексу маркетинговых коммуникаций ограничен;
покупатели сконцентрированы на одной территории;
требуется демонстрация товара в действии;
стоимость единицы продукции высока;
товар невозможно сбыть никаким другим путем;
товар приобретается через равномерные промежутки времени;
товар требует индивидуальной подготовки к требованиям заказчика;
товар входит в группу, которая обменивается на новые товары при сдаче старых и внесении соответствующей доплаты.
Личная (персональная) продажа - это устное представление сотрудниками фирмы ее товаров и услуг в беседе с потребителями, предполагающая личный контакт в форме диалога, а не монолога.
стандартная продажа;
гибкая продажа.
Стандартная продажа - это заранее отработанный и одинаковый подход ко всем покупателям. Этот подход эффективен при продаже хорошо известных, сравнительно дешевых товаров массового потребления.
Гибкая продажа - продажа, предполагающая индивидуальный подход к каждому покупателю, «подстройку» продавца под индивидуальные запросы потребителя. Такой подход эффективен при продаже товаров производственного назначения, услуг и в тех случаях, когда товар мало известен или относительно дорог.
Достоинства личной продажи:
Индивидуальное внимание к каждому покупателю;
Гибкость;
Вовлечение потребителей в диалог;
Наличие немедленной и четко выраженной обратной связи;
Мощная нацеленность на то, чтобы покупатель совершил покупку немедленно.
Недостатки личной продажи:
Высокие издержки в расчете на одного покупателя;
Ограниченное число покупателей, приходящееся на одного продавца в каждый Момент времени;
Нередкая большая зависимость успеха продажи не от свойств товара, а от личных качеств продавца.
«Паблик рилейшнз» трактуется как «взаимоотношение с публикой», «организация общественного мнения», «система связей с общественностью».
Основная задача – создание и сохранение имиджа фирмы.
Для решения этой задачи используются следующие элементы:
Пропаганда,
Отклики прессы. Использование редакционного, а не платного места и (или) времени во всех средствах распространения информации,
Спонсорство (спонсоринг): предоставление фирмой средств отдельным лицам и организациям, занятым в сфере спорта, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. для достижения целей предприятия;
Участие в выставках и ярмарках;
Разработка и поддержание фирменного стиля;
Организация интервью с руководителями фирм;
Проведение дней открытых дверей, пресс-конференций;
Издание фирменной литературы;
Опубликование годовых отчетов предприятий;
Лоббизм.
Фирменный стиль (за рубежом используют понятие «координация дизайна») – это ряд приемов, которые обеспечивают с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой – противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам.
В фирменный стиль обычно включают:
товарный знак (если он совпадает с отличительным элементом фирменного наименования предприятия его называют фирменным знаком);
логотип: специально разработанное оригинальное начертание полного и сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы);
фирменный блок: объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи (страна, почтовый адрес, телефон, телефакс, телекс) и нередко фирменный лозунг, который выражает техническое и коммерческое кредо предприятия;
фирменный цвет (цвета);
фирменный комплект шифров;
фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций и т.д.).
Информация о работе Полный курс лекций по предмету - маркетинг