Полный курс лекций по предмету - маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:16, курс лекций

Описание работы

Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, предоставляющими ценность для покупателя.

Работа содержит 1 файл

Маркетинг -Лекции.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

 

Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – время, которое товар находится на рынке.

 

Типичный ЖЦТ описывается кривой, построенной в координатах объем продаж/время и состоит из пяти фаз:

         фаза выведения на рынок;

         фаза роста;

         фаза зрелости;

         фаза насыщенности (насыщения);

         фаза спада.

 

Фаза внедрения на рынок

 

Сбыт -  слабый, только зарождающийся.

Прибыль – незначительная (чаще полное отсутствие прибыли или даже убыточность вследствие больших затрат, связанных с внедрением товара на рынок).

Потребители – новаторы.

Число конкурентов – небольшое.

Основные стратегические усилия производителей – расширение рынка. 

Затраты на маркетинг – высокие.

Основные усилия маркетинга – формирование представления о товаре.

Распределение товара – неравномерное.

Цена – самая высокая.

Товар – основной (базовый) вариант.

 

Фаза роста

 

Сбыт – быстрорастущий.

Прибыль – максимально растущая.

Потребители – массовый рынок.

Число конкурентов – устойчиво растущее.

Основные стратегические усилия – углубление рыночных позиций.

Затраты на маркетинг – высокие, но ниже чем на фазе внедрения.

Основные усилия маркетинга – формирование предпочтения к марке.

Распределение товара – интенсивное.

Цена – высокая, но понижающаяся в конце фазы.

Товар – усовершенствованный.

 

Фаза зрелости

 

Сбыт – медленно растущий.

Прибыль – замедленно растущая.

Потребители – массовый рынок.

Число конкурентов – большое.

Основные стратегические усилия – отстаивание своей доли рынка.

Затраты на маркетинг – относительно сокращающиеся.

Основные усилия маркетинга – создание приверженности к марке.

Распределение товара – интенсивное.

Цена – сравнительно низкая.

Товар – дифференцированный.

 

Фаза насыщенности

 

Сбыт – стабилизирующийся.

Прибыль – медленно растущая.

Потребители – консерваторы.

Число конкурентов – медленно уменьшающиеся.

Основные стратегические усилия – повышение рентабельности производства.

Затраты на маркетинг – растущие.

Основные усилия маркетинга –  закрепление приверженности к марке и к фирме.

Распределение товара – экстенсивное.

Цена – самая низкая.

Товар – дифференцированно-модернизированный.

 

Фаза спада

 

Сбыт – падающий.

Прибыль – низкая или нулевая.

Потребители – отстающие.

Число конкурентов – сокращаются.

Основные стратегические усилия – изъятие наиболее убыточных товаров.

Затраты на маркетинг – низкие.

Основные маркетинговые усилия – выборочное воздействие.

Распределение товара – выборочное.

Цена – выборочно- возрастающая.

Товар – относительно высокой рентабельности.

 

Продолжительность жизненных циклов различных товаров различна и меняется во времени. Традиционная кривая жизненного цикла  присуща большинству товаров как потребительского, так и промышленного значения. Однако некоторым товарам присущ совсем другой рисунок ЖЦТ.

 

Различают:

       Кривая бума

Маркетинговая стратегия почти сразу выводит товар на стадию рост (стадия внедрения очень коротка), а затем стадия роста тоже весьма быстро переходит в стадию зрелости, которая длится очень долго.

 

       Кривую повторного бума

Для некоторых товаров характерен переход из стадии зрелости или даже упадка в стадию повторного роста. Этот второй цикл («второй гроб») возникает в связи с маркетинговыми мероприятиями по стимулированию сбыта.

 

       Гребешковая кривая

Маркетинговые мероприятия на путях открытия новых рынков, новых характеристик товара, новых способов его использования могут выводить один и тот же товар на новый этап роста из этапа зрелости.

 

       Кривая увлечения

Характерна для особо модных, порой экстравагантных, товаров (песни, кинофильмы, некоторые книги, прически). Здесь заметен весьма бурный этап роста и очень короткий период зрелости, резко переходящий в спад.

 

       Кривая фетиша

Разновидность кривой увлечения. Описывает жизненный цикл ультрамодных товаров, увлечение которыми носит весьма бурный, порой неожиданный характер. Однако, неожиданно начавшись, это увлечение столь же неожиданно проходит (стадия зрелости практически отсутствует).

 

       Кривая продолжительного увлечения

Разновидность кривой увлечений. Типичной является длительная стадия спада, когда товар, уже переживший свои лучшие времена, тем не менее задерживается на рынке, т. к. продолжает пользоваться спросом и сохраняет довольно значительный уровень продаж.

 

       Кривая возобновления или ностальгии

Характерна для товаров, которые на стадии спада в силу каких-то причин вдруг резко обретают новую популярность.

 

       Кривая сезонности

Характерна для товаров, которые хорошо продаются только по определенным сезонам (зонты, лыжи, меха, солнечные очки и т.п.)

 

       Кривая провала или фиаско

Характерна для товара, который не имел на рынке успех.

 

Продуктовый портфель фирмы

 

Продуктовый портфель – это перечень видов продукции, которые  производит фирма.

 

Производимая фирмой продукция должна находиться на разных стадиях жизненного цикла, чтобы прибыль от продажи одних перекрывала потери от спада или недостаток средств на стадии внедрения других.  В сбалансированном продуктовом портфеле фирмы должны быть следующие группы товаров:

 

1.       Основная продукция – это товары, что находятся на стадии роста и приносят основную прибыль.

 

2.       Поддерживающая продукция – те товары, которые находятся в стадии зрелости и приносят стабильную выручку.

 

3.       Стратегическая продукция – товары, выходящие на рынок (стадия внедрения) и призванные обеспечить будущие прибыли фирмы.

 

4.       Тактическая продукция – товары, как бы дополняющие товары первой и второй группы и призванные стимулировать их продажи.

 

5.       Товары, уходящие с рынка – товары, находящиеся на стадии спада.

 

6.       Группа разрабатываемых товаров – эти товары еще не вышли на рынок, но находятся на подходе к нему.

 

Соотношение между названными группами не является постоянным. Но основная группа должна составлять 70-85 % всех выпускаемых фирмой товаров.

 

Причины разработки новых продуктов

       внешние:

-          научно-технический прогресс;

-          изменение потребностей людей;

-          насыщенность рынка товарами;

-          угроза проигрыша в конкурентной борьбе.

 

       внутренние: 

-      стремление производителя

-          увеличить сбыт товаров;

-          расширить свой рынок;

-          уменьшить зависимость от реализации одного товара;

-          создать образ предприятия-«новатора»

 

 

Классификация новых товаров

 

       Товар, не имеющий аналогов на рынке, являющийся оригинальным итогом принципиально новых открытий и изобретений.

(Таких товаров мало. Например, среди продукции наиболее крупных американских фирм подобных товаров около 10%. Пример: ЭВМ, аппарат факсимильной связи).

 

       Товар, который уже был на рынке, после чего был усовершенствован так, что его свойства принципиально не изменились.

(Пример: фотоаппарат с автоматической выдержкой и установкой расстояния, телевизоры на батарейках).

 

       Товар рыночной новизны, т.е. новый только для данного рынка

(Пример: услуги кабельного телевидения, распространенные на Западе, появились в России только после 1990 года).

 

       Товар, который имеет высокое качественное усовершенствование по отношению к товарам-аналогам, имеющимся на рынке.

(Пример, лазерные компакт-диски взамен грампластинок, электронные лампы взамен кварцевых).

 

       Старый товар, успешно нашедший себе новую сферу применения.

(Пример: валенки нашли применение на рыбной ловле, охоте, зимней даче).

 

Этапы разработки нового товара

 

1.       Выработка идеи товара;

2.       Фильтрация (или оценка) идеи;

3.       Проверка концепции продукта;

4.       Экономический анализ оставшихся идей;

5.       Создание продукта;

6.       Пробный маркетинг;

7.       Коммерческая реализация.

 

1 этап  - Выработка идеи продукта.

Заключается в получении общего представления о возможном товаре, который фирма могла бы предложить рынку.

Источники идей:

-          потребители;

-          ученые;

-          представители торговли, системы сбыта;

-          идеи конкурентов, предложения патентов, лицензий, публикации фирм и профессиональных изданий;

-          информация с выставок, ярмарок, статистические данные.

 

2 этап – Фильтрация или оценка идей.

Заключается в тестировании предложенных идей с позиции возможности их реализации в производственном и маркетинговом плане. Плохие идеи отсеиваются.

Критерии отбора:

-          насколько идея согласуется с коммерческой целью предприятия;

-          соответствует ли эта идея производственным, сбытовым, кадровым и технологически возможностям предприятия.

 

3 этап – Проверка концепции товара.

В ходе полевых маркетинговых исследований покупателям предоставляется возможность оценить идеи предлагаемых к выпуску товаров; кроме того, выявляются намерения покупателей совершать покупки этих товаров. Идеи, не вызвавшие покупательского энтузиазма, отсеиваются.

 

4 этап – Экономический анализ оставшихся идей.

Здесь проводится детальный прогноз спроса, издержек, конкуренции, прибыли, требуемых инвестиций. Малоэффективные и дорогостоящие варианты устраняются.

 

5 этап – Создание продукта.

Заключается в  формировании физического облика (дизайн, упаковка, марка и т.д.).

Включает: разработку проекта, конструирование, построение модели, построение опытных образцов, выпуск пробной серии.

Определяется рыночный сегмент, которому будет предназначен товар. Очень дорогостоящий этап, требующий весьма значительных денежных средств (в США по потребительским товарам до 1 млн. долл.). Сроки: от нескольких дней до одного года и более.

 

6 этап – Пробный маркетинг.

Или тест-маркетинг , своего рода эксперимент по реализации пробных партий нового товара и наблюдение за реакцией покупателей.

Цель – оценить шансы на успех; определить обстоятельства, влияющие на спрос и сбыт товаров и успеть их использовать.

Задачи:

-          апробирование элементов маркетинга (реклама, цена, упаковка, сбыт);

-          выбор масштаба пробного рынка;

-          количество пробного товара для первых продаж;

-          длительность проведения продаж;

Информация о работе Полный курс лекций по предмету - маркетинг