Полный курс лекций по предмету - маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:16, курс лекций

Описание работы

Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, предоставляющими ценность для покупателя.

Работа содержит 1 файл

Маркетинг -Лекции.doc

— 402.50 Кб (Скачать)

 

Иногда фирменный стиль имеет дополнительные составляющие, такие как фирменные радиопозывные, гимны, особая фактура бумаги, фирменная одежда и даже фирменные ароматы.

 

Назначение фирменного стиля – свидетельствовать, что предприятие работает образцово, поддерживает порядок во всем, как в производстве, так и в сопутствующей ей деятельности. Все это создает у покупателя уверенность в том, что и товар, выпускаемый фирмой тоже образцовый, что она не стремится скрыть за анонимностью низкое качество своей продукции.

 

Пропаганда

 

Пропаганда – это любые коммерчески благоприятные сообщения о фирме и ее продукте и/или действия в отношении их, которые распространяются или организуются с помощью средств массовой информации и напрямую не оплачиваются спонсором.

 

Пропаганда -  это бесплатное использование фирмой редакционных возможностей прессы, радио, телевидения (печатных площадей, эфирного времени, места и т.д.) для  распространения о фирме и ее товарах коммерчески благоприятной информации. Это своего рода косвенная реклама, которую фирма осуществляет «чужими руками», руками журналистов, работающих в тех или иных средствах массовой информации.

 

Пропагандистская деятельность включает в себя:

Создание разнообразных материалов о фирме и ее товарах и их рассылку по редакциям различных средств массовой информации;

Организацию мероприятий событийного характера (выставок, презентаций, пресс-конференций, торжественных юбилеев) и приглашение на них знаменитостей и журналистов;

Отслеживание публикаций и других сообщений о деятельности фирмы и выступление в необходимых случаях с  разъяснениями, комментариями, опровержениями.

Пропаганда является составной частью «связи  с общественностью».

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ  СБЫТА

 

Стимулирование сбыта – это использование разнообразных средств стимулирующего воздействия на покупателя, продавцов и посредников.

Стимулирование, направленное на покупателей заключается в предложении последним ощутимой коммерческой выгоды, которая побуждает их приобретать товары систематически и в больших количествах. Для этого используют самплинг (бесплатное распространение образцов), купоны, скидки, кредит в различных его формах (например, рассрочка, отсутствие первоначального взноса и т.п.), премии, конкурсы, демонстрация товара и т.д.

Стимулирование, направленное на посредников, побуждает их продавать товар с максимальной энергией, расширять круг покупателей. Методы воздействия в этом случае могут быть следующими: скидки, субсидированные рекламы и другие подобного рода мероприятия, конкурсы, предоставление бесплатного или на льготных условиях специального оборудования.

Стимулирование, направленное на продавцов, других работников торговли направлено обычно на достижение этими людьми высоких показателей в работе. Поощрение и стимулирование может заключаться в формах морального воздействия (например, присвоение звания «продавца года»), денежном вознаграждении, дополнительных отпусках, развлекательных поездках за счет фирмы, ценных подарках, приглашении на конференцию лучших работников предприятия. Стимулирование сбыта в сфере торговли иногда называют «мерчандайзинг».

 

Стимулирование сбыта наиболее эффективно, когда:

        на рынке существует много конкурирующих товаров с примерно равными потребительскими свойствами;

        нужно защитить позиции фирмы на рынке при переходе товара на стадии зрелости;

        товары впервые вводятся на рынок.

 

КАНАЛЫ  СБЫТА

 

Канал сбыта – это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Он включает в себя всех физических и юридических лиц, связанных с продвижением товаров и их обменом.

Отношения между участниками каналов сбыта могут строиться как на устном соглашении между производителями и продавцом, так и на детальном письменном контракте между ними.                           

 

Функции канала сбыта

 

           исследовательская (сбор информации, необходимой для осуществления успешной реализации продукта, прежде всего, о потребителях);

           стимулирующая (создание и распространение сведений о товаре, активизирующих покупки);

           контактная (налаживание и поддерживание связей с реальными и потенциальными покупателями);

           переговорная (проведение переговоров между производителями и продавцами по согласовании цен и прочих условий продажи);

           организационная (организация товародвижения, т.е. транспортировки, складирования и хранения продуктов);

           финансовая (изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала);

           рисковая (принятие ответственности за функционирование канала).

 

Типы  каналов  сбыта

 

Различают прямые и косвенные каналы сбыта.

Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг от производителей к потребителям без использования независимых посредников (каналы нулевого уровня).

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ    ПОТРЕБИТЕЛЬ

 

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к потребителю.

 

Канал первого уровня:

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ РОЗНИЧНЫЙ ТОРГОВЕЦПОТРЕБИТЕЛЬ

 

Канал второго уровня:

 

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ             ОПТОВЫЙ                 РОЗНИЧНЫЙ        ПОТРЕБИТЕЛЬ

                                                                           ТОРГОВЕЦ                                             ТОРГОВЕЦ

 

Канал третьего уровня:

 

ПРОИЗВО-          ОПТОВЫЙ          МЕЛКООП-     РОЗНИЧ-    ПОТРЕБИТЕЛЬ

ДИТЕЛЬ                  ТОРГОВЕЦ               ТОВЫЙ                    НЫЙ

                                                                      ТОРГОВЕЦ             ТОРГОВЕЦ                           

 

Особенности каналов сбыта продукции             производственного назначения

 

розничная торговля почти не используется;

чаще используются узкие и прямые каналы сбыта;

количество сделок в канале меньше, а объем заказов (в стоимостном выражении) больше;

более квалифицированы участники каналов сбыта;

купля-продажа в чистом виде нередко заменяется оформлением аренды.

 

Факторы, влияющие на выбор каналов сбыта

Потребители .

От их желаний зависит:

характер продажи (на лотке, в магазине и т.д.);

характер оплаты (наличные, чеки и т.п.);

предпочтение тех или иных товарных марок и упаковок.

Товары.

Скоропортящиеся товары требуют коротких каналов,

одежда и обувь – широких,

товары производственного назначения – коротких, связанных с работой на заказ и т.п.

 

Основные  типы  сбытовых  систем

 

Традиционная. Она включает в себя независимых производителя. Одного или нескольких оптовых и розничных торговцев. Все участники этой системы самостоятельны и неподконтрольны друг другу, преследуют цели максимизации прибыли на своем участке товародвижения и не заботятся о росте прибылей на других участках каналов сбыта. Товар переходит от звена к звену, как правило, с потерей права собственности.

 

Вертикальная. Она представляет собой единую целостность и включает производителя, одного или нескольких оптовиков и розничных торговцев, преследующих общие цели и интересы. Как правило, один из них выступает в главенствующей роли, например, владеет другими участниками канала, контролирует их деятельность, сохраняет за собой право собственности на товар.

 

Вертикальные системы бывают двух основных видов:

Корпоративные (в рамках единой оргструктуры одной фирмы);

Договорные, т.е. созданные на основе договоренностей и     координирующих программ. Это могут быть  добровольные  объединения розничных торговцев под эгидой оптовиков, кооперативы розничных торговцев, договоры на использование торговой марки компании при соблюдении определенных условий (франшиза) и т.п.;

 

Горизонтальные системы - объединения двух или более фирм в совместном освоении рынка, например, при нехватке мощностей, финансовых средств;

 

Многоканальные  системы сбыта, при которых торговля ведется и через собственную сбытовую сеть и через независимых посредников, то есть, допускается применение прямых и косвенных систем сбыта.

 

Выбор  оптимального  канала  сбыта

Общественная торговая сеть организации, если:

Торговые посредники, если:

Количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на организацию торговой сети.

 

Количество потребителей невелико, и они расположены на относительно небольшой территории.

 

Данный товар требует высокоспециализированного сервисного обслуживания.

 

Объем каждой поставляемой партии товара достаточен для заполнения контейнера вагона .

 

В наличии имеется достаточная сеть собственных складских помещений на тех рынках сбыта, где предприятие ведет торговлю.

 

Производится узкоспециализированный по назначению или по  техническим условиям покупателя товар.

 

Товар реализуется на вертикальном рынке, т. е. в нескольких отраслях, но немногими потребителями в каждой из них.

 

Цена на товар подвержена частым колебаниям, и от производителя требуется внесение изменений в ценовую политику незамедлительно и без согласования с посредником.

 

Продажная цена намного превышает затраты на производство.

Производимый товар требует внесения изменений в свою конструкцию.

Горизонтальный рынок, на котором имеется множество потребителей в каждом секторе экономики. Это требует создания мощной сбытовой сети, затрат, значительных средств, что по силам лишь крупным производителям.

 

Рынок сбыта разбросан географически, соответственно прямые контакты с потребителями нерентабельны.

 

При поставках крупных партий товара небольшому числу оптовиков можно сэкономить на транспортных расходах.

 

Необходимость частых срочных поставок небольших партий товара, для чего лучше использовать склады солидного оптовика.

 

Незначительная разница между продажной ценой товара и затратами на его производство невелика, а значит, содержание собственной сбытовой сети убыточно.

 

Функции  сбыта

 

Коммерческие (функции, которые содействуют купле-продаже товара и осуществлению передачи прав собственности);

Физические (транспортировка, фасовка, сортировка, хранение, защита и т.п.).

 

Способы  сбыта

 

Работа на заказ (Фирма производит продукцию согласно имеющемуся у нее портфелю заказов, по контрактам, соглашениям, подрядам и т.п. Эта форма сбыта характерна для машиностроения, строительства и других отраслей, выпускающих продукцию промышленного назначения);

Работа на свободный рынок (Фирма выпускает продукцию на свободный рынок без заранее установленных ограничений количественного и качественного характера. Этот тип сбыта характерен для работ предприятий легкой и пищевой промышленности).

 

Розничная  торговля

 

Розничная торговля – это продажа продукции потребительского назначения конечным потребителям.

 

Функции розничной торговли

 

Отбор товара, его сортировка и составление  необходимого ассортимента;

Предоставление покупателям информации о товарах;

Хранение, маркировка товаров;

Установление цен на товары;

Оплата товаров, принятых от поставщиков;

Предоставление покупателям различных услуг (кредит, доставка и т.д.)

 

Виды розничной торговли в зависимости от форм собственности

 

Независимые розничные торговцы. Обычно это магазин с персональным обслуживанием и непосредственным контактом с потребителем. Такие магазины составляют большинство розничных торговых организаций.

 

Цепь магазинов. Совместное владение рядом розничных торговых точек в рамках единой собственности. Такая система поддерживает фирменное имя на широко раскинутом рынке. Таких цепей не очень много, но они дают более половины всего товарооборота в экономике развитых стран.

 

Розничные франшизы – контрактные соглашения между розничной точкой и каким-либо производителем или оптовиком под маркой крупной фирмы. Это как бы вариант магазинной цепи.

 

Арендуемый отдел – отдел в другом магазине, учреждении, организации, который сдается в аренду розничному торговцу. Очень распространенная в России форма организации розничной торговли.

Информация о работе Полный курс лекций по предмету - маркетинг