Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:16, курс лекций
Маркетинг – это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, предоставляющими ценность для покупателя.
Недостатки метода:
сложность определения затрат;
необходимость значительного упрощения связей цены и объемов реализации.
Политика цен ориентируется по данным рынка и по положению спроса. Цена устанавливается не на основе издержек, а опирается на представлении потребителей о ценности, полезности товара или услуги. (Например, при одинаковых издержках чашка кофе в ресторане значительно дороже чем в студенческой столовой, поскольку сама обстановка ресторана придает потреблению пищи дополнительную ценность в глазах потребителя).
Этот же метод используется и при установлении цен на отдельные марочные и фирменные изделия.
Установление цены осуществляется с учетом некоторых психологических особенностей восприятия цены различными группами потребителей.
Структура потребителей: размер рыночного потенциала, объем рынка, доля в рынке; наличный доход; местное распределение.
Сознание о ценах: покупательная способность; сопоставление цен; отношение к определенному классу цены;«Дробная» цена или «круглая» цена.
Поведение покупателей: оценка качества; связь между ценой и качеством; роль объективных и субъективных точек зрения; эффект «сноб»; эффект «попутчиков»; престижность продукта; верность марке, магазину, торговому центру.
Свойства продукта: решение проблем у покупателя; товары-субституты; дополнительные товары; объединительные эффекты.
Свойства торгового посредника: торговая наценка; принятые функции.
При образовании цен главное внимание уделяется ценам конкурентов.
Следствием этого не обязательно являются одинаковые цены.
Существует так называемая ориентировочная цена, вокруг которой колеблются цены продавцов.
Ориентировочные цены:
цены ведущего на рынке предприятия (лидера)
средние цены отрасли.
Преимущества метода:
Отказ от активного установления цен.
Понижение риска.
Ценовая стратегия фирмы – это увязанная с целями ценообразования долгосрочная ценовая деятельность фирмы на рынке по всей товарной номенклатуре в целом и по каждому отдельному товару на протяжении его жизненного цикла.
Различают три основных вида ценовых стратегий.
В основе – стремление добиться быстрого финансового успеха. Фирма ориентируется на сегменты суперноваторов и новаторов и назначает на свои новые товары очень высокие (престижные) цены. Затем, по мере насыщения спроса и в связи с выпуском на рынок новой, более совершенной модификации данного товара, цена на старую модель снижается, порой весьма резко.
Такая стратегия целесообразна в условиях превышения спроса над предложением, если положение производителя близко к монопольному. (фирмы, выпускающие компьютеры, автомобили, некоторые виды бытовой техники).
Является противоположностью стратегии снятия сливок. Здесь фирма продает свои новинки по весьма низкой цене, что стимулирует спрос, наращивает объем продаж, увеличивает рыночную долю. По мере завоевания успеха цена начинает расти. (сильные фармацевтические, пищевые, косметические компании) Малым фирмам такая стратегия не очень подходит. Для крупных ее использование осложнено, так как низкие цены на новинки нередко ассоциируются с низким качеством, а повышение цен на принятые тем или иным сегментом рынка товары может привести к потере части покупателей.
Предполагает использование фирмой различных цен на одни и те же товары и услуги по отношению к различным категориям покупателей или в разное время.
- различные скидки к цене для постоянных клиентов, для покупателей, платящих наличными или покупающих товар партиями;
- манипулирование ценами на услуги транспортных компаний, зрелищных учреждений, ресторанов, гостиниц и т.п. в зависимости от сезона, дня недели или времени суток и прочие меры.
Постановка цели ценообразования;
Определение спроса на товар (верхняя граница цены);
Расчет издержек производства (нижняя граница цены);
Анализ цен и товаров конкурентов (определение поля ценообразования);
Выбор метода ценообразования;
Установление первоначального варианта цены;
Прогноз действий правительства и возможной реакции потребителей (установление окончательного варианта цены);
Корректировка цены товара в зависимости от этапов его жизненного цикла или от других обстоятельств, т.е. в соответствии с ценовой стратегией.
(коммуникационная политика)
Продвижение - это любая деятельность фирмы по информированию реальных и потенциальных потребителей о себе и своих товарах, а также по убеждению этих потребителей в необходимости приобретения товаров фирмы.
Реклама
Личная (персональная продажа);
Пропаганда (паблисити);
Стимулирование сбыта.
Реклама – это любая платная форма неличностного представления спонсором товаров, услуги, идей и самих фирм. При этом: между спонсором и потребителем стоит посредник (коммуникатор), создающий рекламу и доводящий ее до потребителя; реклама создается в расчете не на единичного покупателя, а на их группу, т.е. на целевую аудиторию.
Личная (персональная) продажа - устное представление товара, идеи, услуги, побуждающее совершить покупку, в ходе беседы представителей производителя (продавца) с одним потенциальным покупателем (или очень небольшим их числом).
Пропаганда (паблисити) - неличностное и напрямую не оплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар или услугу фирмы посредством распространения о ней коммерчески важных сведений в средствах массовой информации.
Стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения купли-продажи товара или услуги (скидки, льготы, купоны и т.д.), а также различные неповторяющиеся сбытовые усилия (выставки, презентации, демонстрации и т.д.).
Продвижение осуществляется по коммуникационным каналам.
Каналы личной коммуникации;
Каналы безличной коммуникации.
Каналы личной коммуникации предполагают, прежде всего, устное информирование потребителей о фирме и ее товарах.
Выделяют:
Разъяснительно-
Экспертно-оценочный канал;
Общественно-бытовой канал.
В разъяснительно-пропагандистком канале участвует торговый персонал фирмы, вступающий в непосредственный контакт с покупателями.
В экспертно-оценочном канале главную роль играют независимые эксперты, выступающие перед целевой аудиторией по радио, телевидению, на собраниях потребителей. В их роли нередко выступают так называемые лидеры общественного мнения, знаменитости.
Общественно-бытовой канал (канал молвы) – главными действующими лицами являются люди, близкие к потенциальному покупателю (члены его семьи, коллеги по работе, друзья, соседи) и информирующие его о товаре.
Каналы безличной коммуникации предполагают распространение информации, прежде всего через печать, вывески, щиты, плакаты, витрины, презентации, выставки и даже через интерьеры и атмосферу торговых или фирменных помещений.
Стратегия привлечения;
Стратегия проталкивания.
Стратегия привлечения предполагает, что продвижение в целом ориентируется на конечного потребителя в надежде на то, что его спрос будет столь интенсивным, что независимые торговые посредники будут заинтересованы в массовых закупках продвигаемого товара (фирмы, проводящие товары массового спроса).
Стратегия проталкивания ориентируется, прежде всего, на торговых посредниках в расчете на то, что те сами будут продвигать товар по каналам сбыта конечным потребителям, без непосредственного участия производителя (фирмы, реализующие мебель строительные материалы, инструменты).
Метод исчисления от имеющихся средств (или «все, что вы можете себе позволить»);
Метод расчета от достигнутого уровня;
Метод отчисления доли от продаж;
Метод конкурентного паритета;
Метод увязывания целей и задач.
При методе исчисления от имеющихся средств фирма сначала определяет общий маркетинговый бюджет, а затем в его рамках определяет расходы на все составляющие комплекса маркетинга, причем средства на продвижение выделяются по остаточному принципу.
Достоинство метода: простота расчетов.
Недостаток метода: частая нехватка средств на решение тех или иных задач продвижения в силу неустойчивости размера бюджета.
При методе расчета от достигнутого фирма определяет размеры бюджета будущего периода в зависимости от бюджета периода прошедшего, например, на 3 или 10% больше, чем в прошлом году.
Достоинство метода: наличие точки отсчета, легкость подсчетов, учет некоторых тенденций в рыночном положении фирмы.
Недостаток метода: довольно велика роль интуиции в определении процента увеличения бюджета.
При методе доли от продаж увязывается объем бюджета продвижения со сбытовой выручкой. Обычно размер бюджета устанавливается в процентах к сумме продаж (текущих или ожидаемых) в денежном выражении.
Достоинство метода: метод весьма прост в применении, здесь имеется базовая точка отсчета, четко прослеживается связь объема бюджета с динамикой продаж.
Недостаток метода: продвижение следует за сбытом, а не предшествует ему; хороший сбыт приводит к слишком большим расходам на продвижение, хотя на деле существует обратная зависимость.
При методе конкурентного паритета учитывается, то что фирма устанавливает свои расходы на продвижение в зависимости от соответствующих затрат конкурентов.
Достоинство метода: уровень затрат конкурентов выступает объективным критерием требований рынка, он дает фирме важную точку отсчета и ставит четкие пределы увеличению расходов на продвижение.
Недостаток метода: фирма добровольно ставит себя в зависимое положение по отношению к конкуренту, отдает ему роль лидера, копирует его действия. При этом методе невольно преувеличивается сходство фирм-конкурентов между собой, а имеющиеся различия, порой весьма важные, затушевываются.
При методе увязывания целей и задач фирма четко определяет свои цели и задачи в продвижении и определяет объем средств, необходимых для решения каждой задачи, достижения каждой цели. Общая сумма этих средств дает ориентировочные размеры бюджета на продвижение в целом.
Достоинство метода: наиболее научный и точный.
Недостатки метода: высокая трудоемкость, сложность определения целей и задач продвижения.
Предоставление бесплатных образцов продукции
Преимущества:
Дает потребителям возможность составить наиболее полное впечатление о товаре;
Привлекает новых потребителей;
Способствует более быстрому восприятию товара.
Недостатки:
Информация о работе Полный курс лекций по предмету - маркетинг