Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:09, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Введение………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности продукции……...7
1.1 Сущность конкурентоспособности………………………………………..7
1.2 Основные показатели конкурентоспособности продукции……………...11
1.3 Методы оценки конкурентоспособности……………………..…..……….15
1.4 Специфические особенности маркетинга строительных материалов…..23
2. Анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»……………34
2.1 ОАО «Керамин» как объект исследования……………………...…...........34
2.2 Анализ товарного ассортимента……………………………………..…….42
2.3 Оценка конкурентоспособности керамической плитки…………….........50
2.4 Покупательские предпочтения в оценке конкурентоспособности керамической плитки.………………………54
3 Повышение уровня конкурентоспособности керамической плитки ОАО «Керамин»………………………………………………………………...61
3.1 Решения конкурентов по учету покупательских предпочтений………61
3.2 Способы индивидуализации обслуживания потребителей керамической плитки………………………………75
Заключение ……………………………………………………………………84
Список использованных источников …………………………………………87
Приложение А
История развития товарного ассортимента и технологий производства ОАО «Керамин»……………………………91
Приложение Б
Организационная структура ОАО «Керамин» в целом…………………………………………………….......94
Приложение В
Организационная структура управления маркетинга ОАО «Керамин»…………………………………………….95
Приложение Г
Ценовое сегментирование рынка керамической плитки и санитарной керамики Республики Беларусь……………96
Приложение Д
Краткое описание основных конкурентов ОАО «Керамин»………………………………………….....98
Приложение Е
Реализация продукции ОАО «Керамин» в 2004 г………100
Приложение Ж
Товарный знак ОАО «Керамин»………………………… 101
Приложение И
Товарный знак ЗАО «Воронежский керамический завод» 102
Приложение К
Выходная форма дизайн – проекта программного комплекса «Corel DRAW», рекомендуемого к приобретению ОАО «Керамин»…………………………...103
Приложение Л
Пример Визуализация 2D (вариант 1)……………………104
Приложение М
Пример Визуализация 2D (вариант 2)……………………105
Приложение Н
Рекомендации по уходу за керамической плиткой…… 106
В условиях высокой насыщенности товарных рынков, превышения на них предложения над спросом каждый товар (и стоящий за ним товаропроизводитель и продавец) вынужден вести жесткую борьбу за предпочтение потребителя. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателя на равных или незначительно варьирующихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение потребителя отдается товару, который в маркетинге определяется как конкурентоспособный.
Чтобы понять суть термина
«конкурентоспособность»
Конкуренция (от латинского слова concurrentia) – сталкивание, борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Следовательно, термин «конкурентоспособность» следует рассматривать, как способность конкурировать, то есть способность вступать в борьбу с товаропроизводителями за более выгодные условия сбыта продукции и за получение наивысшей прибыли.
Конкурентоспособность
– способность выдержать
Конкурентоспособность продукции – совокупность качественных и стоимостных характеристик продукции, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя и позволяющая потеснить аналогичные товары предприятий – конкурентов на целевом рынке.
Конкурентоспособностью
К основным критериям конкурентоспособности товара можно отнести [12, с. 72]:
В анализе используется
подход к конкурентоспособности
как к комплексу
Встречаются попытки
подойти к определению
Чтобы выявить сущность
категории «конкурентоспособнос
Таким образом, конкурентоспособность можно определить, как комплексную многоаспектную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами, как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.
Отсюда следует, что
конкурентоспособность
где Кi – конкурентоспособность i-ого товара;
Оi – наибольшая потребительская оценка i-ого товара-аналога;
Оэ – обобщенная потребительская оценка товара-эталона.
Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде. Попытка торговли неконкурентоспособным товаром теряет всякий смысл, так как приносит как финансовые, так и моральные убытки. Кроме того, нет и не может быть «абсолютной» конкурентоспособности или не конкурентоспособности: оба эти понятия связаны с рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок.
Постоянное совершенствование свойств товаров и создание новых образцов, имеющих преимущества перед выпускаемыми, является средством конкурентной борьбы. Анализ условий производства, реализации и потребления позволяет выделить три основных фактора, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции:
Особая роль в этой триаде принадлежит организационно-коммерческим аспектам реализации товаров на рынке, находящим выражение в концепциях маркетинга. Высокий уровень конкурентоспособности продукции, заложенный в ее конструкции, может быть сведен на нет при условии или низком уровне хотя бы одного маркетингового элемента.
Конкуренция сегодня – это конкуренция на традиционном и давно поделенном рынке. Сравнительные преимущества предприятий и компаний базируются здесь не только на цене (она, как правило, является величиной заданной), сколько на уровне качества товара (лучшее качество по той же цене) и на уровне обслуживания потребителей (дополнительные услуги от фирмы за ту же цену самого изделия). Особенности любой отрасли, работающей в условиях такой конкуренции, – избыток производственных мощностей, а также выравнивание общего технического уровня предприятий ценовой рыночной конкуренции в период становления отрасли [15, с. 340].
Итак, мы считаем, что о понятии
конкурентоспособность
1.2 Основные показатели конкурентоспособности
Конкурентоспособность товаров более полно раскрывается через систему ее показателей. Они представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности изделий.
Основой для построения
системы показателей
Параметры, которые оказывают влияние на уровень расходов покупателя, можно объединить в группу экономических. Они фактически определяют уровень цены потребления.
Достаточно близко к экономическим находится группа организационно-коммерческих показателей, которые характеризуют условия и коммерческие затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товаров на конкретном рынке [20, с. 200-202].
Таким образом, конкурентоспособность товаров определяется качественными, экономическими и организационно-коммерческими показателями, которые одновременно являются и факторами, влияющими на уровень конкурентоспособности продукции, что важно при определении их влияния при анализе конкурентоспособность продукции в АХД.
Качественные показатели конкурентоспособности. Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка. Конкуренция между фирмами развивается главным образом на поле качества выпускаемой продукции. Завоевание потребителя с помощью высокого качества товара выгодно в виду устойчивости его предпочтений именно по параметрам его качества.
Современная рыночная экономика предъявляет особые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяется уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность непосредственно связана с уровнем качества продукции.
Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обуславливающая ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Это определение опирается на технико-экономическую природу качества продукции и предназначено для организационных работ по повышению качества.
Как и другие экономические категории продукции имеет свои показатели. Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Выделим эти свойства. Свойства продукции количественно выражается в показателях качества.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную общественную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные (рисунок 1.1) [12, с. 63].
Рисунок 1.1 – Классификация качественных показателей конкурентоспособности продукции
Примечание – Источник: [12, с. 64].
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Они могут быть представлены как количественные (показатели, параметры) и качественные (признаки) характеристики.
По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы.
Первые – используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция;
Вторые – используемые
для сопоставления
Эти две группы показателей
пока не имеют устоявшихся
Особую группу оценочных показателей составляют регламентируемые. Они характеризуют патентную чистоту товара, требования их сертификации и соответствия международным, национальным и региональным стандартам, а также законодательству. Особенному ужесточению подлежат, в настоящее время, в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.
Товар может переставать удовлетворять потребностям по двум причинам:
Совокупность перечисленных
Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции ОАО «Керамин»