Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
8. Полит. мысль в России, ее специфика и отличие от западной
Заметное отставание в развитии полит. теории и практики в России от передовых запад. стран не означает отсутствия в истории страны оригинальных полит. идей, учений. История рос. и запад. полит. мысли имеет как схожие моменты развития, так и сущ. различия. Эти различия обусловливались той культурной средой, в кот. развивалась рус. полит. мысль, а также влиянием целого ряда факторов: геогр. положения, климат. условий, внешнего окружения и т. д.
Начальный период развития полит. мысли России (XI - XV вв.) характеризуется наличием некот. ОБЩИХ ЧЕРТ, кот. были присущи процессу становления западных полит. учений.
- Во-первых, первоначально полит. мысль не была самостоятельной. Она была растворена в религиозных и обыденных представлениях, поэтому в образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные представления (непогрешимость, правосудность), которыми обосновывался ее божественный характер, так и мирские, порожденные общинным укладом жизни.
- Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 г. полит. мысль вплоть до XIX в. развивалась в недрах православного мировоззрения. В западных странах высвобождение полит. мысли из-под религиозного влияния завершилось уже к XVI в.
- Наконец, в-третьих, и на Западе, и в России полит. мысль имела отчетливо выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в установлении наилучших форм правления, властных институтов, способных обеспечить гражданский мир и согласие
Однако содержание тех выводов, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм гос-ва, были РАЗЛИЧНЫМИ. Они были обусловлены несовпадением социокультурных сред (т. е. совокупности ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались полит. идеи.
На Западе полит. мысль ориентировалась на защиту интересов самостоят. индивида, гражданского общества, ограничения всевластия гос-ва в лице монарха.
В России полит. учения обосновывали приоритет интересов гос-ва, общины, но не личности.
Особенности развития полит. идей в России связаны с православием. Божественный характер власти в православии сочетался с русской соборностью (Стиль жизни, который осуждает крайний индивидуализм. Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что быть счастливым в одиночестве невозможно), которая зародилась еще в древнерусском обществе.
Соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку для подавления оппозиции большинству необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и гос-ва не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согласии между правящими и подданными.
Согласно православной традиции, гос-ву и власти князя приписывались высокие моральные добродетели: они олицетворяли добро, истину, милосердие, ответственность за подданных, праведность. А все, кто стремился разрушить гос-во, олицетворяли силы зла, были слугами Антихриста.
Всевластие князя, царя стало определяющим принципом полит. устройства российского общества.
В силу своего геогр. положения, т. е. расположенности России между Западом и Востоком, рус. полит. мысль развивалась путем заимствования идей, испытывая влияния западной и вост. мысли. Первоначально было заметно влияние Византии, а начиная с XVII в. усиливается роль Запада.
Влияние религиозного мировоззрения на развитие полит. мысли постепенно ослабевает, она становится более самостоят. Полит. мысли сближается с наукой. Власть перестает рассматриваться исключительно как Божественный дар.
В развитии полит. мысли России, начиная с этого времени, можно выделить три направления: либеральное, консервативное и радикальное.
Либеральная полит. мысль. Либерализм как полит. идеология исходил из верховенства прав и свобод личности над интересами гос-ва и общества. Это выразилось в появлении идейно-полит. движения – западников (1830-1840), включивших в свои концепции либеральные ценности (считали, что индивид. свободы человека являются правовым базисом общества). Чичерин, Новгородцев
Русский консерватизм. Ориентация на западные ценности, стремление к реформам предпринимателей, интеллигенции породили усиление консерватизма.
Консерватизм отражал стремление к сохранению традиций, обычаев, самобытности. Идейно-полит. течение, участники которого старались обосновать принципиальные различия в развитии России и запада, получило название “славянофилы”. Представители и сторонники этого течения идеализировали истор. прошлое страны, русский нац. характер, неповторимость истор. пути рос. общества, которую они объясняли наличием общей идеи (русской идеи). Для них характерны: отриц. отношение к революции, монархизм и религиозно-фил. концепции.
Полит. радикализм. Вера в самостоятельность России ее особый путь развития в целом не противоречила идее революционного переустройства общества. Условия для распространения радикальных идей соц. преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значит. массы населения, заметный разрыв в доходах разл. групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и полит. прав и т.д. Идея революционного низвержения самодержавия вызревала давно, а впервые сформулировал ее в виде теории писатель и философ А.Н. Радищев.
Революционеры-демократы: В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев
Неприязнь к запад. либерализму и конституционализму, сложившимся гос. институтам, самодержавию отчетливо прослеживается в рус. анархизме. М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин исходили из тезиса: гос-во есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей.
Вывод: то обстоятельство, что русская полит. мысль развивалась внутри религиозной, обусловило ее отставание от запад. полит. учений. Поэтому русские гораздо позже осознали значимость идей парламентаризма, демократии, гражданского общества.