Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
30.
Формы нац-гос.
устройства. Рос.
федерализм, сущность
и пути развития
Форма
гос. устройства - это элемент формы
гос-ва, характеризующий внутр. структуру
гос-ва, способ его полит. и территориального
деления, обусловливающий опр. взаимоотношения
органов всего гос-ва с органами его составных
частей.
Различают след.
формы гос. устройства.
Унитарное
гос-во – единое,
слитное, простое гос-во, все части которого
или большинство их не имеют статуса гос
образований. Как правило, в унитарном
гос-ве есть только одна конституция, одно
гражданство, одна система высших органов
гос власти; оно делится только на административно-террит
единицы, не знающие каких-либо признаков
суверенитета. Составные части унитарного
гос-ва (области, районы и др.) управляются
на основе законов, принимаемых центр
органами, их территория может быть изменена
общегос законом без согласования с местными
органами и местным населением.
Но бывают и
исключения – когда в составе
унитарного государства имеются
автономные нац-гос образования, обладающие
ограниченным суверенитетом. Обычно их
немного или даже одно – как, например,
Республика Крым в составе унитарной Украины.
Сущ. две разновидности унитарных гос-в: централизованные и децентрализованные.
В первых подчинение
региональных органов центру осуществляется
при посредстве должностных лиц из центра
(Нидерланды, Узбекистан, Казахстан). Во
вторых региональные органы формируются
независимо от центра, центральных органов,
но действуют в соотв. с общегос. законодательством
(Франция, Испания, Италия, Япония, Новая
Зеландия).
Унитаризм –
наиболее распространенная форма гос.
устройства в совр. мире.
Федерация – форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное) гос-во, состоящее из гос. образований, обладающих юридически опр. полит. самостоятельностью. В зависимости от роли нац. (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются:
а) федерация на террит. основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) федерация на нац. основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан)
в) федерация
на смешанной нац-террит. основе (Россия,
Канада, Швейцария). В наст. время федеративную
форму имеют двадцать гос-в.
Можно выделить пять принципов федерации, на кот. базируются все федеративные гос-ва:
1) верховенство федерального законодательства;
2) единство основ гос. строя;
3) свободное
передвижение людей, товаров и
т.п. на всей тер-рии
4) запрет на одностороннее изменение статуса субъекта федерации, что так как иначе задевает интересы остальных субъектов;
5) запрет на
отделение (сецессию) субъекта от
федерации, что гарантирует
Конфедерация – форма союза гос-в,
при кот. гос-ва-члены сохраняют свой суверенитет
в полном объеме. Она преследует гл. образом
достижение внешнеполит. и военно-оборонных
целей, связанных с поддержанием полит.
существования и террит. целостности каждого
члена союза. Что касается внутр. проблем,
то конфедерация обычно ограничивается
установлением таможенных тарифов, единой
почтовой связи и некот. др. второстепенных
структур.
В конфедерации
нет общих для всего союза
Органов законодат. и исполнит. власти.
Правда, для осущ-я согласованной политики
гос-ва, входящие в состав конфедерации,
создают, как правило, опр. органы и должностные
посты, но они не обладают прямой властью
над субъектами конфедерации. Решения
конфедеративных органов и лиц, принимаемые
на основании консенсуса, т.е. согласия,
вступают в силу лишь после утверждения
центр. органами власти субъектов конфедерации.
Последние сохраняют право нуллификации,
т.е. отмены, решений конфедеративных органов
и должностных лиц. В наст. время сущ. только
одна конфедерация – Европейское сообщество.
Появилась новая
форма ассоциированного гос. объединения,
названное содружеством
государств.
Примером может являться Содружество
Независимых Государств (СНГ), в составе
которого - гос-ва, ранее входившие в СССР.
Это более аморфная и неопр. форма, чем
конфедерация.
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и совр. мире. Он не сводится ни к нац.-гос. устройству, ни к территориальному.
Попытки копировать
опыт США, Германии и др. гос-в не имели
успеха, потому что расходились с рос.
реалиями и противоречили интересам развития
страны.
Поскольку почти
три четверти субъектов Федерации
не обладают статусом гос-ва в составе
РФ, а 32 субъекта образованы по этническому
признаку, Россия, провозгласившая
федеративное устройство,
сохраняет немало конструкций,
присущих унитарному
гос-ву.
При этом важно
подчеркнуть, что в мире более
типичны случаи, когда при формировании
федерации субъекты объединяются, создают
центр и передают ему часть
своих полномочий.
В России согласно
Конституции полномочия
передаются сверху вниз,
от центра – субъектам, самостоятельность
которых неравномерно увеличивается,
поэтому в отношениях центра с отд. субъектами
Федерации возникают серьезные проблемы.
Субъекты хотят
большей самостоятельности. Поэтому каждый
субъект РФ, исходя из своих возможностей
давления на центр, выстраивает собств.
модель взаимоотношений с ним.
В международном
опыте широкое признание
- Первый - наделение части тер-рии гос-ва более широкими правами, чем другие, принимая во внимание особенности истор., эконом. характера, а также наличие компактно проживающей группы, подпадающей под понятие "нац. меньшинство".
- Второй - придание
спец. статуса террит. образованиям в рамках
всей страны.
В числе стран, где созданы автономии первого вида, можно отметить Великобританию, Францию, Финляндию, Данию, Португалию.