Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
30. 
Формы нац-гос. 
устройства. Рос. 
федерализм, сущность 
и пути развития 
Форма 
гос. устройства - это элемент формы 
гос-ва, характеризующий внутр. структуру 
гос-ва, способ его полит. и территориального 
деления, обусловливающий опр. взаимоотношения 
органов всего гос-ва с органами его составных 
частей. 
Различают след. 
формы гос. устройства. 
Унитарное 
гос-во – единое, 
слитное, простое гос-во, все части которого 
или большинство их не имеют статуса гос 
образований. Как правило, в унитарном 
гос-ве есть только одна конституция, одно 
гражданство, одна система высших органов 
гос власти; оно делится только на административно-террит 
единицы, не знающие каких-либо признаков 
суверенитета. Составные части унитарного 
гос-ва (области, районы и др.) управляются 
на основе законов, принимаемых центр 
органами, их территория может быть изменена 
общегос законом без согласования с местными 
органами и местным населением. 
Но бывают и 
исключения – когда в составе 
унитарного государства имеются 
автономные нац-гос образования, обладающие 
ограниченным суверенитетом. Обычно их 
немного или даже одно – как, например, 
Республика Крым в составе унитарной Украины. 
Сущ. две разновидности унитарных гос-в: централизованные и децентрализованные.
В первых подчинение 
региональных органов центру осуществляется 
при посредстве должностных лиц из центра 
(Нидерланды, Узбекистан, Казахстан). Во 
вторых региональные органы формируются 
независимо от центра, центральных органов, 
но действуют в соотв. с общегос. законодательством 
(Франция, Испания, Италия, Япония, Новая 
Зеландия). 
Унитаризм – 
наиболее распространенная форма гос. 
устройства в совр. мире. 
Федерация – форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное) гос-во, состоящее из гос. образований, обладающих юридически опр. полит. самостоятельностью. В зависимости от роли нац. (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются:
а) федерация на террит. основе (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) федерация на нац. основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан)
в) федерация 
на смешанной нац-террит. основе (Россия, 
Канада, Швейцария). В наст. время федеративную 
форму имеют двадцать гос-в. 
Можно выделить пять принципов федерации, на кот. базируются все федеративные гос-ва:
1) верховенство федерального законодательства;
2) единство основ гос. строя;
3) свободное 
передвижение людей, товаров и 
т.п. на всей тер-рии 
4) запрет на одностороннее изменение статуса субъекта федерации, что так как иначе задевает интересы остальных субъектов;
5) запрет на 
отделение (сецессию) субъекта от 
федерации, что гарантирует 
Конфедерация – форма союза гос-в, 
при кот. гос-ва-члены сохраняют свой суверенитет 
в полном объеме. Она преследует гл. образом 
достижение внешнеполит. и военно-оборонных 
целей, связанных с поддержанием полит. 
существования и террит. целостности каждого 
члена союза. Что касается внутр. проблем, 
то конфедерация обычно ограничивается 
установлением таможенных тарифов, единой 
почтовой связи и некот. др. второстепенных 
структур. 
В конфедерации 
нет общих для всего союза 
Органов законодат. и исполнит. власти. 
Правда, для осущ-я согласованной политики 
гос-ва, входящие в состав конфедерации, 
создают, как правило, опр. органы и должностные 
посты, но они не обладают прямой властью 
над субъектами конфедерации. Решения 
конфедеративных органов и лиц, принимаемые 
на основании консенсуса, т.е. согласия, 
вступают в силу лишь после утверждения 
центр. органами власти субъектов конфедерации. 
Последние сохраняют право нуллификации, 
т.е. отмены, решений конфедеративных органов 
и должностных лиц. В наст. время сущ. только 
одна конфедерация – Европейское сообщество.  
Появилась новая 
форма ассоциированного гос. объединения, 
названное содружеством 
государств. 
Примером может являться Содружество 
Независимых Государств (СНГ), в составе 
которого - гос-ва, ранее входившие в СССР. 
Это более аморфная и неопр. форма, чем 
конфедерация. 
Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и совр. мире. Он не сводится ни к нац.-гос. устройству, ни к территориальному.
Попытки копировать 
опыт США, Германии и др. гос-в не имели 
успеха, потому что расходились с рос. 
реалиями и противоречили интересам развития 
страны.  
Поскольку почти 
три четверти субъектов Федерации 
не обладают статусом гос-ва в составе 
РФ, а 32 субъекта образованы по этническому 
признаку, Россия, провозгласившая 
федеративное устройство, 
сохраняет немало конструкций, 
присущих унитарному 
гос-ву.  
При этом важно 
подчеркнуть, что в мире более 
типичны случаи, когда при формировании 
федерации субъекты объединяются, создают 
центр и передают ему часть 
своих полномочий.  
В России согласно 
Конституции полномочия 
передаются сверху вниз, 
от центра – субъектам, самостоятельность 
которых неравномерно увеличивается, 
поэтому в отношениях центра с отд. субъектами 
Федерации возникают серьезные проблемы.  
Субъекты хотят 
большей самостоятельности. Поэтому каждый 
субъект РФ, исходя из своих возможностей 
давления на центр, выстраивает собств. 
модель взаимоотношений с ним.  
В международном 
опыте широкое признание 
- Первый - наделение части тер-рии гос-ва более широкими правами, чем другие, принимая во внимание особенности истор., эконом. характера, а также наличие компактно проживающей группы, подпадающей под понятие "нац. меньшинство".
- Второй - придание 
спец. статуса террит. образованиям в рамках 
всей страны. 
В числе стран, где созданы автономии первого вида, можно отметить Великобританию, Францию, Финляндию, Данию, Португалию.