Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
15. Основные принципы и процедуры демократии. Демократизация полит. системы России
Хотя институты и формы демократии в разных странах могут варьироваться, существует некот. комплекс принципов, норм и ценностей, без кот. любой режим нельзя расценивать как демократический.
- Одним из важн. принципов явл. система разделения властей, обеспечивающая сдерживание и противовесы в отношении друг друга. Если власть законодат. и исполнит. будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, т.к. можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранич. законы для того, чтобы также тиранически применять их
- Без принципа неприкосновенности личности, без свободы слова и прессы, а также доступа к инфе, касающейся общ. дел, право голоса теряет смысл.
- Одним из ключевых характеристик демократии явл. полит. равенство всех граждан перед законом с его принципом "один человек - один голос".
- Принцип многопартийности. Все легальные полит. партии поставлены в равные условия в их борьбе за избирателей и за свое представительство в органах гос. власти.
Осн. процедурой демократии явл. выборы.
Соответствовать своему соц. назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на опр. принципах. Можно выделить две группы: принципы избират. права и общие принципы организации выборов.
Демокр. принципы избирательного права включают:
1. Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, нац., классовой или проф. принадлежности, языка, уровня дохода, образования, конфессии или полит. убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах.
Она ограничивается лишь небол. кол-вом условий недопуска граждан к участию в выборах.
Участие в выборах лишь с опр. возраста, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше.
Ограничение избират. права психически больных.
Лишение избират. прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы.
Допуск к выборам при опр. сроке проживания в данной местности или в стране.
2. Равенство - каждый избиратель имеет только один голос, кот. оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо др. статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя.
3. Тайна выборов - решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избират. праву. Тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием спец. кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней спец. машин, сохраняющих тайну избират. решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избират. урн, строгим наказанием за нарушение избират. тайны.
На базе демокр. избират. прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:
1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие какого-либо давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов.
- полит. давление - расправа с противниками;
- административное - угроза снятия с руководящей должности руководителей и др. должностных лиц, не сумевших "организовать" победу правящей партии, запугивание увольнением работников, отказывающихся ставить подписи в поддержку выдвижения угодного кандидата и;
- соц-эконом. - подкуп, угрозы или реальные санкции;
- психологическое - запугивание избирателей, массовыми репрессиями в случае прихода к власти на выборах партии-оппонента;
- информационное - систематическая односторонняя и искаженная подача информации.
2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. В случае, если есть лишь один кандидат, речь может идти о его одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова.
3. Состязательность, конкурентность выборов. Разл. полит. силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках конкурентов. Известно, что истина рождается в споре.
4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на опр., не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать полит. курс правительства.
Еще одной процедурой демократии явл. референдум, представляет собой прямое голосование народа по важнейшим гос. вопросам.
Различают два вида референдумов.
- Одни из них представляют собой своеобразный опрос мнения, по рез-там кот. законы не принимаются, но власть должна учитывать его рез-ты. Например, в апреле 1992 г. - Российский референдум, в ходе кот. голосовавшие поддержали политику Президента Ельцина.
- Результаты референдумов др. рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Так, в декабре 1993 г. посредством референдума был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность.
Инициатива - это процедура, посредством кот. граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос непосредственно на референдуме. Инициатива реализуется через сбор опр. количества подписей граждан в поддержку проведения референдума.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ РОССИИ
Полит. модернизация нынешней России представляет собой переход общества от советского конституционного строя к Демократическому. Этот переход был подготовлен демокр. движением конца 80-х — начала 90-х гг. и начал воплощаться в жизнь после принятия Конституции Рос. Федерации в 1993 г. Процесс модернизации полит. системы России еще не завершен.
Сложность перехода к демократии обусловлена тем, что происходит глубокое преобразование всей общ. системы, включая эконом., соц., полит. и духовную сферы. Исследователи выделяют два гл. пути общ. и полит. преобразований:
1. быструю полит. и эконом. либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию (восточноевроп. страны, СССР и большинство постсоветских гос-в);
2. так называемая китайская модель, суть кот. состоит в сохранении авторитаристских черт, сильной власти центра и ее активном использовании для поддержания полит. стабильности и проведения радикальных эконом. реформ.
Предпосылки:
- Относительно выс. уровень индустриального и эконом. развития в целом. По эконом. показателям демокр. страны значительно опережают авторитарные и тотал. гос-ва.
- Выс. степень урбанизации. Жители крупных городов больше подготовлены к демократии, чем сельское население, отличающееся консерватизмом, приверженностью традиц. формам правления.
- Развитость СМИ, кот. помогают гражданам компетентно судить о политике: принимаемых решениях, партиях, претендентах на выборные должности и т.д.
- Рыночная, конкурентная экономика. История не знает примеров существования демократии в гос-вах без рынка и частной собственности. Рыночная экономика обеспечивает автономию индивида, предохраняет его от тотал. гос. контроля, стимулирует развитие у него таких необх. для демократии качеств, как стремление к свободе, ответственность, предприимчивость.
- Грамотность населения, его образованность в целом. От образованности прямо зависит компетентность полит. суждений личности, ее интел.е развитие, свобода мышления, чувство собств. достоинства. Необразованный человек по существу стоит вне политики и вне демократии.
- Далеко не все религии стимулируют развитие демократии. Так, например, плохо совместим с ней ислам, особенно его идеи отрицания различий между политикой и религией, между духовной и светской жизнью.