Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".
28. Соц. политика, ее сущность, осн. направления и особенности. Осн. проблемы и приоритеты соц. политики в России
Принято считать, что общественные отношения делятся на эконом., соц., полит. и духовные. При этом эконом. отношения - это отношения между людьми (группами людей) по поводу производства, распределения и потребления материальных благ; полит. - по поводу власти, степени участия в управлении гос-вом; духовные - по поводу удовлетворения духовных потребностей и доступности духовных ценностей. На базе эконом., полит. и духовных отношений формируются соц. отношения.
Отношения в соц. сфере развиваются под влиянием соц. политики: соц. политика - это составная часть внутр. политики гос-ва, воплощенная в его соц. программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных соц. групп населения.
Главная задача соц. политики состоит в гармонизации общ. отношений, обеспечении полит. стабильности и гражданского согласия. Это достигается поддержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением спроса населения на кол-во и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения, роста его духовности, образованности и культуры.
Практика проведения соц. политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: соц. страхование, соц. защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику.
1. Соц. страхование - наиболее важная часть соц. политики государства. В процессе производства работники могут потерять возможность продолжить работу по разным причинам. При этом он лишается источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы сущ. две возможности. Первая - выплата опр. суммы за причиненный здоровью ущерб. Однако это пособие, кот. выплачивается один раз, не дает ему материальную возможность существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: соц. страхование.
Система соц. страхования строится на опр. принципах.
- оно имеет законодательную основу.
- оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска.
- она предусматривает участие гос-ва в финансировании соотв. выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения пособий.
- она ориентируется на помощь прежде всего слабым в эконом. отношении членов общества.
2. Соц. политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осущ. в основном в тех случаях, когда степень проф. подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это гл. образом касается тех видов трудовых процессов, кот. требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень зар. платы.
3. Соц. политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некот. групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
4. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в развитых западных странах как инструмент соц. политики. Легко и быстро решаемые соц. проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает существенную значимость, ибо повышает эффективность производства. В традиционном варианте это направление соц. политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Однако есть и альтернативный вариант: гос-во в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство.
Соц. политика, осуществляемая современным российским государством, по многим своим параметрам является неэффективной.
Соц. политика, осуществляемая в совр. России, характеризуется фрагментарностью;
- отсутствием целей, реализация которых обеспечивалась бы материальными ресурсами,
- усиливающейся неопределенностью в выборе приоритетов, способов их воплощения в реальную практику.
- Отсутствует координация подходов к эконом. и соц. политике. Государство пока не способно задействовать потенциал соц. политики как одного из средств эконом. подъема страны.
- Гос. власть зачастую рассматривает систему соц. защиты населения как некий “балласт”, ограничивающий использование ресурсного потенциала в целях подъема экономики.
- Власть стремится минимизировать свои обязательства перед обществом в соц. сфере, переложить основные расходы в соц. сфере на регионы и самих граждан. Этими установками пронизаны последние проекты соц. реформ: пенсионной системы, жилищно-коммунальной сферы, систем образования и здравоохранения.
Ситуация обостряется тем, что соц. интересы населения становятся объектом популистской демагогии (в периоды важнейших полит. кампаний).
Обещания, щедро раздаваемые политиками, вскоре “забываются” или откладываются до “лучших времен”. В реальной же действительности наблюдается процесс деградации соц. отношений, следствием чего стали такие процессы, как
- депопуляция населения,
- растущая безработица,
- нарастание несоответствия по уровню и качеству жизни немногочисленного процветающего слоя населения и большей его части, опустившейся за черту соц. бедствия.
Такой процесс предопределяет растущую нестабильность общества, дискредитирует курс реформ, подрывает доверие населения к Правительству и гос. институтам России.