Шпаргалка по дисциплине "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа содержит 49 файлов

Вопросы.doc

— 31.00 Кб (Открыть, Скачать)

1..doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

2..doc

— 35.50 Кб (Открыть, Скачать)

3..doc

— 36.00 Кб (Открыть, Скачать)

4..doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

5..doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

6..doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

7..doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

8..doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

9..doc

— 34.50 Кб (Скачать)


9. Основные признаки власти. Структура. Ресурсы. Легитимность. Типы легитимности

 

Понятие власти и проблемы выяснения ее сущности занимают центр. место в политологии. Власть присутствует в семье, в разл.общ. организациях, в гос. институтах и учреждениях. Власть проникает во все сферы человеческих отношений – экономику, политику и духовную жизнь. Без властных отношений нет общества как социума и абсолютно немыслима политика.

 

Власть начинает проявляться только при наличии не менее двух человек, двух сторон – субъекта и объекта. Власть даже над самим собой возможна лишь тогда, когда личность как бы раздваивается на особу эмоц. и особу рациональную, и каждая из них стремится к реализации своей цели.

Обе стороны властных отношений представляют собой двусторонний процесс с доминированием воли одной из сторон. Без подчинения объекта власти ее субъекту власть невозможна. Исчезнет власть и тогда, когда субъект потеряет способность волевого воздействия или не будет благоприятных условий для этого.

 

Структура власти:

1) субъект и объект, т.е. две стороны властных отношений.

2) ресурс. Таким термином объединяются все необх. свойства, прежде всего, субъекта власти – способность его к волевому воздействию на объект, а также возможность совершить это воздействие. Такая возможность предопределяется наличием у субъекта средств, инструментария для навязывания своей воли.

 

Ресурсы власти весьма разнообразны. Наиболее распространена след. классификация ресурсов:

 

а) Утилитарные. Они включают материальные и разл. соц. блага, связанные с повседневными потребностями. С их помощью власть имущие могут «покупать» отд. политиков, даже целые слои населения.

 

б) Нормативные состоят из средств воздействия на внутр. мир, на сознание человека, формируя его ценностные ориентации и нормы поведения. Это воздействие осущ. в опр. правовом поле, посредством идеологической работы. Особо важную роль своеобразного инструментария играю средства массовой информации. Они призваны убедить подчиненных в общности их интересов с начальствующими, в необходимости одобрения и поддержки действий субъекта власти.

 

в) Принудительные означают использование прямого принуждения, особенно когда не срабатывают первые два ресурса. Сюда входит аппарат физич. воздействия, укомплектованный спец. подготовленными кадрами. В гос-ве для этого создана армия, полиция, спецслужбы, ОМОН, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, тюрьмой снаряжением, оружием и т.п. Этот ресурс считается наиболее эффективным, поскольку его использование способно лишить человека важнейших ценностей: имущества, свободы и даже жизни.

 

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности (от лат. законный). Это один из показателей эффективности полит. власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в опр. мере совпадающие.

 

Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.

 

Классификация Вебера, кот. с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы:

 

- традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или полит. институтам. Данная разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, в частности, в монархических гос-вах. Длительная привычка к оправданию той или иной формы правления создает эффект её справедливости и законности, что приобретает власти высокую стабильность и устойчивость;

 

- рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рацион. и демокр. процедур, на основе которых формируется система власти. Данный тип поддержки складывается благодаря пониманию человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собств. целей. Иначе говоря, рациональный тип легитимности имеет по сути дела нормативную основу, характерную для организации власти в сложно организованных обществах.

 

- харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества полит. лидера. Этот образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека переносится общ. мнением на всю систему власти. Безоговорочно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Эмоц. восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека соц. порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила полит. игры. Поэтому харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается вождизмом и культом личности.

 

Помимо указанных способов поддержки власти ряд ученых выделяют и другие. Так, англ. исследователь Хелд предлагает говорить о таких её видах, как:

 

- «согласие под угрозой насилия», когда люди поддерживают власть, опасаясь угроз с её стороны вплоть до угрозы их безопасности;

- легитимность, основанная на апатии населения, свидетельствующей о его безразличии к сложившемуся стилю и формам правления;

- прагматическая (инструментальная) поддержка, при которой оказываемое властям доверие осуществляется в обмен на данные ею обещания тех или иных соц. благ;

- нормативная поддержка, предполагающая совпадение полит. принципов, разделяемых населением и властью;

- и наконец, высшая нормативная поддержка, означающая полное совпадение такого рода принципов.

 

Некот. ученые выделяют также идеологический тип легитимности, провоцирующей поддержку властей со стороны общ. мнения в результате активных агитационно-пропагандистских мероприятий, осуществляемых правящими кругами. Выделяют и патриотический тип легитимности, при кот. высшим критерием поддержки властей признается гордость человека за свою страну, за проводимую ею внутреннюю и внешнюю политику.



10..doc

— 32.00 Кб (Открыть, Скачать)

11..doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

12..doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

13..doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

14..doc

— 37.00 Кб (Открыть, Скачать)

15..doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

16..doc

— 32.50 Кб (Открыть, Скачать)

17..doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

18..doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

19..doc

— 22.00 Кб (Открыть, Скачать)

20.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

21..doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

22..doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

23..doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

24..doc

— 30.00 Кб (Открыть, Скачать)

25.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

26..doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

27..doc

— 29.50 Кб (Открыть, Скачать)

28..doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

29..doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

30..doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

31..doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

32.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

33.doc

— 28.00 Кб (Открыть, Скачать)

34.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

35..doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

36.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

37.doc

— 23.00 Кб (Открыть, Скачать)

38.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

39.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

40.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

41.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

42.doc

— 26.00 Кб (Открыть, Скачать)

43.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

44.doc

— 27.00 Кб (Открыть, Скачать)

45.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

46.doc

— 24.50 Кб (Открыть, Скачать)

polit.jad

— 272 байт (Скачать)

polit.jar

— 110.07 Кб (Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Политология"