Стандартизация и унификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа охватывает многие актуальные вопросы делопроизводства как в частности Республики Беларусь, так и бывшего СССР. Благодаря документам, которые сохранила для нас история, мы можем проанализировать делопроизводство предыдущих столетий и эпох.
Основными целями курсовой работы является: анализ, выявление наиболее актуальных и перспективных методов унификации и стандартизации документов с учетом приобретенного многолетнего опыта в сфере делопроизводства.

Работа содержит 1 файл

Введение, главы, заключение.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

    Для унификации делопроизводства Оргстроем разрабатывались как комплексные проекты унификации, так и проекты унификации отдельных видов делопроизводства, в том числе протокольного, по личному составу, по жалобам и заявлениям. Оргстрой предлагал заказчикам и новые виды делопроизводственных работ, находившихся в стадии апробации. Так, например, в 1928-1929 гг. пытались внедрить безрегистрационную систему делопроизводства, основанную на четкой классификации поступающих, подготавливаемых и отправляемых документов, их распределения по исполнителям и повышении ответственности этих работников. Одно из методических пособий Оргстрой так и называлось: "Долой регистратуру или единые принципы быстрого движения, исполнения документов и текущей архивизации без регистрации". Успеха эта система не имела уже потому, что основой социалистического хозяйствования являлся учет, а эта система его обходила.

    Разрабатывались также проекты по унификации работы машбюро, архивов учреждений и архивов чертежно-графической документации, по внедрению карточной системы регистрации и классификаторов документации и т.д.

    Наряду  с этим Оргстрой подготавливал для  заказчиков формы наиболее часто встречавшихся в практике их работы документов и правила унификации служебных документов.

    Однако  к концу 20-х гг. после создания согласно Постановления СНК СССР от 14 января 1926 г. в системе НК РКИ СССР Государственного института техники управления (ИТУ), Оргстрой претерпел определенные изменения, поскольку был объединен с этим институтом. А/О "Оргстрой" преобразовали во Всесоюзное объединение организационного строительства. В своей работе оно стало более зависеть от методических рекомендаций и указаний ИТУ (в частности, ИТУ везде требовал привязки к разработанному им "Руководству по делопроизводству учреждений и предприятий"). Появился определенный уклон в сторону политизации проводимых работ. Показательным в этом отношении стало I-е Всесоюзное совещание работников по советскому строительству, чистке госаппарата, ИТУ, его местных органов и системы Оргстроя, проходившее в Москве с 9 по 13 января 1931 г. На нем деятельность Оргстроя подверглась критике как ориентированная на достижение только материальных результатов в ущерб социально-политическим проблемам. Предлагалось больше внимания уделять политической оценке объектов, классовому составу. Эти решения знаменовали собой изменения во внутренней политике государстве, когда был взят курс на совершенствование техники производства, а совершенствование аппарата управления вообще было отодвинуто за задний план.

    Линия на свертывание унификации делопроизводства нашла свое логическое завершение в Постановление Президиума ЦКК ВКП (б) и Коллегию НК РКИ СССР от 25 апреля 1932 г., которым ИТУ был ликвидирован. Еще ранее Постановлением СНК СССР от 21 октября 1931 г. Оргстрой был преобразован в государственное Всесоюзное объединение "Союзоргучет" и передан в подчинение ЦСУ СССР. Сфера деятельности этого объединения была ограничена выпуском унифицированных форм учета и отчетности.

    С ликвидацией ИТУ и Оргстроя дело унификации делопроизводства в нашей  стране было фактически прекращена. Продолжение этой работы стало возможным лишь к концу 50-х - начало 60-х гг. ХХ века.

    Оценивая  деятельность Оргстроя по унификации делопроизводства в нашей стране в 20-30 гг. прошедшего века, следует признать его положительную роль в совершенствовании управленческого труда, основанную на комплексном подходе к унификации текста документов. Именно комплексность, когда объекта в ходе процессов унификации получал пакет нормативно-методической документации для перехода на новые формы работы; совокупность новых форм, бланков и других видов документации, а также набор технических средств для механизации конторского труда, являлась залогом успеха постановок Оргстроя. Опыт этой работы сохраняет свою значимость и для нашего времени.

    Второй  период стандартизации и унификации документов относится к концу 1960-х - началу 1970-х гг. Это было время создания Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД), активное участие в разработке которой принимало Главное Архивное управление.

    Основная  идея ЕГСД - это всесторонняя комплексная унификация, установление рационального единообразия форм и методов работы с документами на всех уровнях управления и на всех стадиях жизненного цикла самих документов - их подготовка, оформление, хранение [8, с.31]. Именно методами унификации решались в тот период задачи сокращения форм и видов документов, используемых для документирования типовых управленческих ситуаций. Результат этой работы вошел в «Основные положения ЕГСД» как список видов документов, издаваемых различными органами государственной власти и управления. Нормативное закрепление видов документов, используемых в управленческой практике, положило начало значительной работе по классификации документов, которая развернулась в 1970-е годы.

    На  стадии создания ЕГСД была разработана  методика и унифицированы делопроизводственные операции, связанные с хранением документов в делопроизводстве, формированием дел, экспертизой ценности документов, подготовкой документов к сдаче в архив.

    Комплекс  проблем, составляющих содержание тематических разделов, можно подразделить на четыре группы:

    -      Унификация и стандартизация документов;

    -      Рациональная организация документооборота;

    -     Организация труда делопроизводственного персонала;

    - Механизация и автоматизация управленческого труда и делопроизводства.

    Первая  группа состоит из раздела Подготовка служебных документов”. В нем документирование управленческой деятельности рассматривается с точки зрения создания документов различными уровнями управления. Перечень наиболее важных организационно-распорядительных документов, издаваемых на различных уровнях, может быть использован и в настоящее время для определения видов документов, которые должны составляться и использоваться в тех или иных управленческих ситуациях. В разделе устанавливаются юридические основания издания распорядительных документов, что важно знать современным руководителям, а часто и их секретарям-референтам. Следует сказать, что примерный перечень наиболее употребляемых в управленческой деятельности видов и разновидностей документов приведен в приложении к ЕГСД. Перечень содержит не только наименования видов документов, но и определяет каждый из них и эти определения используются и сегодня во всех учебниках и учебных пособиях.

    Следующее направление – “Основы организации труда делопроизводственного персонала” включает следующие вопросы:

    - общие требования к организации труда работников делопроизводственных служб;

    - структура и функции делопроизводственных подразделений учреждения;

    -     должностной и численный состав делопроизводственного персонала;

    -     нормирование делопроизводственных работ;

    -     основные требования к оборудованию рабочих мест;

    -     условия труда работников делопроизводства.

    Рекомендации  практически по всем перечисленным  вопросам в настоящее время устарели. Так, например, должности работников современных служб делопроизводства и требования к ним регламентируются сейчас такими нормативными документами, как классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих и др. Разработаны современные нормы времени на выполнение работ по документационному обеспечению управления, что сказывается и на расчете численности делопроизводственных работников.

    Рекомендации по формированию структуры и функций службы ДОУ вполне пригодны для сегодняшнего дня. Правда, применять их нужно также с учетом произошедших изменений. В соответствии с ЕГСД, делопроизводством во всех учреждениях и организациях должно заниматься единое структурное подразделение – канцелярия. Документ закрепляет типовую структуру канцелярии и ее типовые функции. В приложении к ЕГСД приводятся типовое положение о канцелярии и типовые должностные инструкции некоторых ее работников. Как известно, с момента выхода ЕГСД значимость службы делопроизводства возросла. Уже с 1980 года в крупных министерства и ведомствах начинают создаваться управления делами. Расширились функции служб делопроизводства. Виды современных служб и их функции были закреплены более поздним документом – Государственной системой документационного обеспечения управления, о котором речь пойдет ниже. Однако и сейчас соответствующие рекомендации ЕГСД можно использовать как основу для организации и определения направлений деятельности делопроизводственных подразделений, разработки положений и должностных инструкций.

    Что касается рекомендаций, включенных в  раздел “Механизация делопроизводственных процессов”, то их использовать нельзя. Закономерно, что именно эти рекомендации устарели. Темпы развития средств механизации и автоматизации работ в сфере делопроизводства велики. Современные технические и программные средства создания и обработки документов в корне изменили представления о работе с документной информацией. Изменения происходят столь быстро, что закрепить их каким либо методическим документом просто невозможно.

    Отдельно  нужно остановиться на еще одном  направлении, которое содержит рекомендации по рациональной организации документооборота и текущего хранения документов. Именно эта часть ЕГСД может оказать помощь работникам современных служб делопроизводства, включая секретарей руководителей предприятий и структурных подразделений. Независимо от того, традиционная или автоматизированная система делопроизводства применяется на предприятии, остаются неизменными принципы организации документооборота, его основные характеристики, этапы движения документов и, наконец, содержание проводимых делопроизводственных операций на каждом из этих этапов.

    Рассматриваемое направление состоит из пяти тематических разделов:

    1. Организация документооборота;

    2. Регистрация документов;

    3. Контроль за исполнением документов;

    4. Составление номенклатуры дел  и формирование дел;

    5.Подготовка документов к последующему хранению и использованию.

    В разделе “Организация документооборота” сформулированы принципы (основные требования) организации движения документов в учреждении и на предприятии, которые лежат в основе действия и современных систем:

    прохождение документов в учреждении должно быть оперативным, целенаправленно регулироваться и оптимально осуществляться;

    следует исключать инстанции прохождения  и действия с документами, не обусловленные  деловой необходимостью. Необходимо исключать или ограничивать возвратные перемещения документов;

    необходимо  добиваться максимального единообразия в порядке прохождения и в процессе обработки основных категорий документов.

    Таким образом, содержание раздела подчинено  идее оптимизации и максимального  единообразия работы с документами  на всех стадиях их создания и движения. В нем даны рекомендации по разработке маршрутов движения документов, подробно описаны операции по обработке входящих, исходящих и внутренних документов, методика определения объема документооборота.

    Следующий раздел - “Регистрация документов”. В нем сформулирован основной принцип организации регистрации, актуальный и сейчас – однократность.

    Основное  внимание в разделе уделено карточной  форме учетно-справочного аппарата. Подчеркивается единство технологии регистрации  и контроля исполнения документов, которая основана на использовании единой формы регистрационно-контрольной карточки. На этой же основе достигается и единство построения справочной системы. Другими словами, единая регистрационно-контрольная карточка была спроектирована таким образом, что могла быть использована для регистрации документов, их учета, контроля исполнения и поиска документной информации. При этом строго соблюдался основной принцип регистрации. Форма карточки была разработана как типовая, ЕГСД закрепляла ее размеры, состав реквизитов и зоны их расположения.

    Форма карточки приведена в приложении к ЕГСД и, хотя в настоящее время  она не является обязательной, вполне может служить основой для  разработки системы регистрации  документов предприятия при использовании как традиционной, так и автоматизированной технологии ДОУ. Кстати многие организации и предприятия сейчас используют регистрационно-контрольную карточку, рекомендуемую ЕГСД, так как она содержит необходимые реквизиты для регистрации документов.

Информация о работе Стандартизация и унификация