Физическая нагрузка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:49, реферат

Описание работы

На сегодняшний день проблема спортивной нагрузки находится в таком положении, когда, с одной стороны, уже накоплено большое количество фактического материала по отдельным вопросам и аспектам и информация по ним продолжает лавинообразно нарастать, а с другой стороны, несмотря на наличие этого фактического материала, его все труднее становится стематизировать и обобщать, а, следовательно, и полноценно использовать в практике спортивной подготовки квалифицированных спортсменов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Спортивная нагрузка и основные ее составляющие. …………………...4
1.1 Определение понятия "спортивная нагрузка" и ряда смежных терминов…………………………………………………………………………. 4
1.2. Функциональная нагрузка и ее особенности………………………….. 6
1.3 Проявления спортивной нагрузки в легкой атлетике…………………. 8
2. Проблема нагрузки и методология ее исследования. …………………..8
2.1 Основные аспекты теоретического анализа………………………….... 8
2.2 Оценка величины нагрузки и основные подходы к
рассмотрению этой проблемы. Структура и компоненты физической нагрузки……………………………………………………………………….. 10
2.3 Система оценивания. …………………………………………………..13
3. Отдых, как составляющая физической нагрузки. …………………….16
3.1 Отдых – определение и краткая характеристика…………………….16
3.2 Типология отдыха…………………………………………………….. 18
3.3 Сочетание отдыха и двигательных действий в тренировках. ………18
4. Соотношение понятий "физическое воздействие" и
"физическая нагрузка". Градация двигательных действий. ………………..20
Заключение………………………………………………………………… 23
Список использованной литературы.. ……………………………………24

Работа содержит 1 файл

физнагрузкаГОТОВО.docx

— 73.72 Кб (Скачать)

функциональной  нагрузок. Может быть поэтому физическую и функциональную

нагрузки можно сравнить с двумя сторонами медали. Такое сравнение

подчеркивает, что одна сторона без другой существовать не может, ибо в этом случае нарушится целостность данного явления; поэтому и существование любой

из этих сторон в отдельности невозможно. Таким образом, не может быть

функциональной нагрузки без физической, и в то же время наличие физической нагрузки всегда обуславливает нагрузку функциональную. Причем, эта обусловленность носит количественно-качественную взаимосвязь.

Следовательно, по величине функциональных сдвигов в организме можно

относительно  судить о величине физической нагрузки. Здесь говорится

относительно, потому что, как отмечают специалисты в области физиологии

спорта, одна и та же величина физической нагрузки всегда сопровождается

одними  и теми же величинами функциональных сдвигов при одном и том же

исходном  состоянии организма, а при различном  исходном состоянии организма одни и те же физические нагрузки вызывают неадекватные по величине функциональные сдвиги в организме.

Таким образом, кратко охарактеризовав физическую и функциональную нагрузки, можно отметить, что "спортивная нагрузка" включает в себя определенную интегративную величину выполненной работы — "физическую нагрузку" — и сопутствующие ей интегративные сдвиги в организме — "функциональную нагрузку".

Нельзя  отрицать и того, что процесс физической подготовки, по существу

своему, есть единство двух существенно различных  хотя и взаимосвязанных

процессов, а именно: тренировочного — как процесса накопления необходимых двигательных навыков и умений, а также сдвигов в организме, и соревновательного — как процесса трансформации накопленных двигательных умений и навыков, а также положительных сдвигов в организме спортсмена с целью реализации их в максимально возможный спортивный результат, осуществляемый, как правило, лишь в процессе спортивных соревнований.

Поэтому физическая нагрузка в свою очередь может быть подразделена на две разновидности: тренировочную и соревновательную. Что касается функциональной нагрузки, то, в силу своей специфики, она непосредственно не может быть подразделена на две выше названные разновидности, но всецело обуславливается либо спецификой (характером, величиной и прочее) тренировочной физической нагрузки, либо спецификой (характером, величиной и прочее) соревновательной физической нагрузки.

Следовательно, если физическая и функциональная нагрузки являются двумя

качественно различными видами спортивной нагрузки, то тренировочная и

соревновательная  нагрузки выступают лишь как разновидности этих видов

спортивной  нагрузки.

В специальной  литературе имеются единичные работы, связанные с изучением соревновательной нагрузки, однако никто из авторов не раскрывает содержательную сторону соревновательной нагрузки, а лишь подчеркивают, что в ходе соревнований нагрузка больше, чем па тренировочных занятиях, причем все свои данные они основывают в основном на функциональных изменениях, происходящих в организме спортсмена.

Необходимо  остановиться еще на двух моментах. Во-первых, следует различать выполненную физическую нагрузку и ту, которую мы планируем, т. е. такую нагрузку, которая при определенных условиях превращается в

действительность, но еще не превратилась в нее; возможность еще не

реализована, но мы уже рассматриваем ее так, как  если бы имели дело с чем-то уже существующим. Это относится как к физической, так и к функциональной нагрузкам.

Когда мы говорим о нагрузке, го чаще всего  подразумеваем, что нагрузка уже выполнена, т. е. нагрузка реальная, уже имевшая место. Но в то же время нам приходится нередко говорить о планируемой физической нагрузке. В отличие от реальных процессов, которые имеют место в первом случае, во втором случае имеет место предполагаемая, т. е. возможная нагрузка. Поэтому она (нагрузка) выступает как идеальная модель будущей реальной нагрузки.

Следовательно, прежде чем анализировать, а тем более исследовать реальную нагрузку, необходимо помнить, что ей всегда будет предшествовать идеальный аналог — теоретическая модель планируемой нагрузки.

По-видимому, здесь уместно отметить, что при  планировании физической нагрузки необходимо прогнозировать (планировать) и функциональную нагрузку, т. е. те функциональные сдвиги, которые являются следствием выполнения планируемой физической нагрузки. Причем, если при планировании предусматривать функциональную нагрузку, то она будет выступать обоснованием для планирования физической нагрузки, т. е. это — идеальное представление о том, что должно произойти в организме при выполнении той или иной физической нагрузки.

Таким образом, прежде чем будут иметь  место реальные процессы, т. е.

выполнение  физической нагрузки и те реальные сдвиги, которые являются

следствием  ее, им всегда будут предшествовать их идеальные аналоги в виде

прогнозируемых, физической или функциональной, нагрузок. 

1.3 Проявления спортивной  нагрузки в легкой  атлетике. 

Спортивную  нагрузку целесообразно рассматривать в двух конкретных ее

проявлениях — тренировочной и соревновательной, которые имеют место в

спортивной  деятельности и являются разновидностями спортивной нагрузки. На уровне физического воспитания преобладающий характер носит тренировочная нагрузка. Что касается массового спорта, а тем более спорта высших достижений (большого спорта), то там всегда налицо два ее вида: тренировочная и соревновательная.

Тренировочная нагрузка в большей степени поддается регулированию, т. к. для ее дозирования имеются объективные предпосылки. Отличительной особенностью соревновательной нагрузки будет сопутствующее ей всегда психоэмоциональное напряжение. Соревновательная нагрузка чаще будет неадекватна нашимфункциональным возможностям, т. к. готовы мы или нет к данным соревнованиям, а должны .выступать и выполнять предстоящую работу с максимальной интенсивностью., или с максимальным объемом, а поэтому нагрузка на соревнованиях всегда выше, чем, тренировочная, ибо цель высшего порядка приводит и к более, высоким нагрузкам, как физическим так и функциональным. 
 

2. Проблема нагрузки  и методология  ее исследования.

2.1 Основные аспекты

теоретического  анализа. 

Проблема  нагрузки — это сложная проблема потому, что при исследовании ее мы изучаем непосредственно самого человека, т. е. те интимнейшие процессы, которые протекают в организме при выполнении различных нагрузок.

Методология исследования чтобы рассматривать  проблему нагрузки как

диалектическое  единство двух ее составляющих или, как  чаще принято говорить, единство внешней и внутренней сторон ее. Единство это противоречивое. Для удобства теоретического анализа можно изолированно исследовать физическую нагрузку и нагрузку функциональную. В этом случае можно проанализировать ее составляющие, их взаимосвязь и прочие

моменты.

 Собственно, это то, что было проделано в.данной работе. Во всех же остальных случаях исследовать одну сторону спортивной нагрузки без другой практически нецелесообразно. Особенно это касается функциональной нагрузки (внутренней стороны). Дело в том, что между внешней и внутренней сторонами спортивной нагрузки существует жесткая причинно-следственная связь. Внешняя сторона — физическая нагрузка — выступает всегда как причина по отношению к нагрузке функциональной. Поэтому изучать следствие, не исследуя саму причину мягко говоря, — неверно, не говоря уже о том, что такое исследование совершенно лишено здравого смысла, так как не приводит к практически значимым выводам.

Так, например, при определенных физиологических, биохимических и прочих исследованиях спортсменов были выявлены достоверные сдвиги в тех или иных системах организма, обнаружилось определенное, даже довольно интересное взаимосочетание (или взаимосодействие) процессов расходования и восстановления "рабочих потенциалов", однако ценность данных исследований ничтожно мала, так как отсутствует достоверная информация о той физической нагрузке, которая была выполнена спортсменом и вследствие чего были получены определенные сдвиги в организме.

Что касается самой причины или внешней стороны спортивной нагрузки (а именно нагрузки физической), то если ее исследовать как изолированное явление, в этом случае мы сможем получить определенную информацию о величине физической нагрузки и даже о том, к какому результату это привело. Однако, какие изменения происходили в органах и системах при ее выполнении, остается неизвестным, то есть не ясно, как и за счет чего организм спортсмена справился с физической нагрузкой.

Таким образом, на вопрос, можно ли исследовать каждую из сторон спортивной нагрузки в отдельности, можно ответить только отрицательно. А именно: ни физическую нагрузку спортсмена невозможно изучать в отдельности от тех сдвигов, которые происходят под ее влиянием в организме, ни тем более функциональную нагрузку. Изучение эффективности планируемой физической нагрузки невозможно без исследования тех сдвигов, которые под ее влиянием должны происходить в организме спорт смена. Собственно, планируя физическую нагрузку, мы по сути своей планируем определенный вид сдвигов в организме и, следовательно, определенные адаптационные реакции организма и, уже как результат этого, — определенные, всецело обусловленные данными физическими

воздействиями (физической нагрузкой) положительные изменения в органах и системах организма, в уровне (энергетическом, функциональном и проч.) его функционирования.

Как позитив, при использовании данной методологии  исследования спортивной нагрузки в каждом конкретном виде спорта, на уровне спорта высших достижений, может (и должна) явиться объективная необходимость создания определенной системы физических воздействий на организм спортсмена и адекватных ей сдвигов в организме спортсмена, при равных исходных данных.

Какой бы компонент нагрузки не исследовали, необходимо всегда помнить о

взаимосвязи этих, компонентов как в структуре  самой физической или

функциональной  нагрузки, так и в их взаимодействии между собой.

Все многочисленные научные исследования без рассмотрения изучаемых

компонентов в их взаимосвязи и взаимозависимости  в этой сложной системе будут бессмысленны и отодвинут решение данной проблемы еще на многие годы.

Может быть поэтому, несмотря на то, что данная проблема изучается более чем полвека, она до настоящего времени не решена. Сложность решения этой

проблемы  связана и с тем, что мы изучаем  самое сложное творение природы  — человека. Причем, в данном случае — человека в спорте высших достижений, то есть находящегося в течение многих лет под постоянным целенаправленным воздействием определенных избирательновоздействующих и значительных по величине физических нагрузок.

А поэтому, изучая спортивную нагрузку, нужно  всегда помнить о двойственности ее структуры т. е. физической и функциональной нагрузках. Двойственный характер спортивной нагрузки не случаен, эта двойственность — двойственность самого человека, где социальное проявление человека всегда тесно связано с биологической его природой. 

2.2 Оценка величины  нагрузки и основные  подходы к

рассмотрению  этой проблемы. Структура  и компоненты физической нагрузки. 

Анализ  специальной литературы позволил выявить отсутствие единой трактовки при раскрытии содержательной стороны нагрузки. Так А. И. Кузнецов (1967) под нагрузкой предлагает понимать отношение объема проделанной работы к тренировочному времени. Пауль Кунат (1972), давая определение нагрузки, пишет, что это физическое и нервное напряжение, связанное с выполнением двигательных действий определенной мощности, частоты, длительности и плотности (интенсивности). И. Ю. Бондарчук (1988) считает, что под нагрузкой следует понимать, прежде всего, количественную меру воздействия физических упражнений. Причем, "нагрузка сопряжена и с расходованием рабочих потенциалов организма (энергетического, психологического) и с утомлением".

Информация о работе Физическая нагрузка