Физическая нагрузка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:49, реферат

Описание работы

На сегодняшний день проблема спортивной нагрузки находится в таком положении, когда, с одной стороны, уже накоплено большое количество фактического материала по отдельным вопросам и аспектам и информация по ним продолжает лавинообразно нарастать, а с другой стороны, несмотря на наличие этого фактического материала, его все труднее становится стематизировать и обобщать, а, следовательно, и полноценно использовать в практике спортивной подготовки квалифицированных спортсменов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Спортивная нагрузка и основные ее составляющие. …………………...4
1.1 Определение понятия "спортивная нагрузка" и ряда смежных терминов…………………………………………………………………………. 4
1.2. Функциональная нагрузка и ее особенности………………………….. 6
1.3 Проявления спортивной нагрузки в легкой атлетике…………………. 8
2. Проблема нагрузки и методология ее исследования. …………………..8
2.1 Основные аспекты теоретического анализа………………………….... 8
2.2 Оценка величины нагрузки и основные подходы к
рассмотрению этой проблемы. Структура и компоненты физической нагрузки……………………………………………………………………….. 10
2.3 Система оценивания. …………………………………………………..13
3. Отдых, как составляющая физической нагрузки. …………………….16
3.1 Отдых – определение и краткая характеристика…………………….16
3.2 Типология отдыха…………………………………………………….. 18
3.3 Сочетание отдыха и двигательных действий в тренировках. ………18
4. Соотношение понятий "физическое воздействие" и
"физическая нагрузка". Градация двигательных действий. ………………..20
Заключение………………………………………………………………… 23
Список использованной литературы.. ……………………………………24

Работа содержит 1 файл

физнагрузкаГОТОВО.docx

— 73.72 Кб (Скачать)

Что касается оценки величины нагрузки, то и здесь  нет единства в понимании этого вопроса. Многие авторы склонны оценивать величину нагрузки, основываясь на изменениях различных физиологических показателей: частота сердечных сокращений, потребление кислорода, уровень энерготрат, показатели утомления, качество выполнения физических упражнений и многие другие показатели (Г. И. Кукушкин, 1953; Н. П. Ерменко, 1956; В. 3. Нагорный, 1969; В. П. Филин, 1964; М. Я. Горкин, 1966; Н. Д. Синани, 1967; Ю. К. Лукашук, 1967; А. Д. Бутков, 1967; А. В. Родионов, И. Б. Викторов и др., 1975; Карл Хаинц Хеддерготт, 1976; А. Г. Баталов в соавт., 1993 и мн. др.), но никто из них не пытается выделить основные компоненты физической нагрузки и тем более охарактеризовать их. Этот вопрос является исключительно важным, так как лишь зная основные компоненты или составляющие физической нагрузки, можно определить ее характер и величину. Исследуя содержание физической нагрузки, нами было выявлено, что основными компонентами, определяющими ее, являются: двигательное действие, отдых и способ их взаимосочетания. Именно эти компоненты (и никакие другие) в полной

мере  раскрывают содержательную сторону физической нагрузки спортсмена.

При выполнении любого физического упражнения всегда налицо определенный двигательный акт (или сложное двигательное действие), который и будет обуславливать характер и определенную величину физического воздействия.

Следовательно, физическое воздействие есть результат двигательных актов

(двигательных действий), который связан с активным выполнением любого

физического упражнения в заданном режиме и с определенной величиной усилий.

Давая краткую характеристику двигательным действиям, нужно помнить, что в теории спортивной подготовки в любом виде спорта принято двигательные

действия, а следовательно и физические воздействия, подразделять на

специфические, неспецифические и смешанные. Специфические  двигательные действия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением каких- либо специально-подготовительных и специальных физических упражнений, являющихся для данного спортсмена средством специальной физической подготовки. При выполнении специфических двигательных действий организм спортсмена всегда испытывает специфическое физическое воздействие.

Неспецифические двигательные действия — это такие действия, которые связаны с активным выполнением какого-либо общеподготовительного упражнения, являющегося для данного спортсмена средством общей физической подготовки. А потому при выполнении неспецифических двигательных действий спортсмен испытывает неспецифическое физическое воздействие.

Помимо  этого, в спортивной практике спортсмен  выполняет двигательные

действия, в основе которых лежат как  специфические, так и неспецифические физические упражнения, т. е. смешанные двигательные действия. В результате выполнения этих смешанных действий спортсмен испытывает комбинированное физическое воздействие. Основываясь на вышеизложенном, все двигательные действия, а следовательно и физические воздействия, можно разделить на специфические, неспецифические и смешанные. Такое подразделение двигательных действий обусловлено тем. что для спортсмена совсем не безразлично, какое двигательное действие он будет выполнять, а именно — специфическое, неспецифическое или смешанное, потому как, выполняя различные двигательные действия, спортсмен всегда будет испытывать и различные физические воздействия, которые и будут частично обуславливать характер и величину физической" нагрузки. Здесь говорится "частично", потому что двигательные действия являются лишь одним из трех компонентов структуры физической нагрузки, а для определения характера и величины физической нагрузки необходимо учитывать все ее составляющие.

Поскольку в практике спортивной деятельности, наряду с понятием "физическая нагрузка", широко распространены такие понятия, как "физическая работа" и "физическое воздействие", то уточним содержание, а для этого разведем их.

Обратимся прежде всего к более широким  понятиям работы и нагрузки в их связи с человеческой деятельностью и с природой самого человека. В настоящей работе используется два понятия: деятельность и жизнедеятельность. В данном контексте они не тождественны и каждое из них несет свое конкретное содержание, отражающее реальный феномен. Деятельность человека является социальной формой движения материи. Деятельность заключается в сознательном, целенаправленном предметном преобразовании общественным человеком окружающей его действительности: природы, общества и самого человека. Тем самым, в деятельности проявляется социальная сущность человека, вытекающая из социальной стороны его биосоциальной природы (Г. П. Неминущий, 1995).

Жизнедеятельность является проявлением по отношению  к человеку биологической формы движения материи. Жизнедеятельность заключается в инициативно- сознательном обмене веществ между организмом и природой. Тем самым, в жизнедеятельности проявляется биологическая сторона биосоциальной природы человека. Эти две стороны природы человека составляют диалектическое единство. Социальное и биологическое тесно переплетено и взаимосвязано в человеке и выступает как противоречивое единство. Отсюда, действие, в зависимости от того, относится ли оно к какому-либо виду целенаправленной преобразующей деятельности или же к жизнедеятельности человека, носит социальный или биологический характер. Независимо от того, принадлежит ли действие к деятельности человека или его жизнедеятельности, его конкретное содержание выражается в работе. Само понятие "работа" первоначально возникло в трудовой деятельности как характеристика действия по достижению цели. Впоследствии понятие "работа" стало (сначала с некоторой осторожностью, с оговорками, а затем все чаще и чаще) употребляться для характеристики целенаправленного действия в технико-конструкторской и научно- теоретической деятельности, а также двигательной и художественно- эстетической деятельности.

Для жизнедеятельности  человека также правомерно употребление понятия "работа" для характеристики действия (степени функционирования) органов и систем организма.

Следовательно, работа — есть конкретное выражение  содержания действия в

человеческой деятельности или жизнедеятельности его организма. Поэтому

работу  нужно рассматривать всегда по отношению и к социальной и к

биологической сторонам природы человека. 

2.3 Система оценивания. 

Анализ  структуры двигательных действий спортсмена на уровне большого спорта позволяет нам установить, что основными характеристиками, в которых выражается то или иное двигательное действие, являются пространственные, временные и динамические. Пространственные — это такие характеристики, которые отражают линейные размерности данных двигательных действий в пространстве и выражаются в см, м, км и т. д. Временные характеристики — это такие характеристики, которые выявляют длительность двигательных действий во времени. Временные характеристики выражаются в мс, с, мин, часах и т. д. Кроме того, что двигательные действия совершаются в пространстве и во времени, они всегда связаны с конкретными мускульными усилиями спортсмена.

Отсюда  вытекает так называемая "динамическая" их характеристика, которая

выражается  в кг, тоннах и т. д. поднятого им перемещенного веса.

Хотя  зачастую в практике спорта мы выражаем двигательные действия либо в пространственных, либо во временных, либо в динамических характеристиках, на самом деле все эти характеристики взаимно переплетены и всегда проявляются в совокупности.

В своей  практической деятельности мы выражаем двигательные действия той

характеристикой, в которой ее легче всего выразить. Такое положение не

может считаться правильным. Для того, чтобы иметь полное представление  о

двигательном  действии или физическом воздействии, мы должны планируемое двигательное действие выражать, а проделанное — фиксировать одновременно во всех ее характеристиках, что, по-видимому, должно быть осуществлено уже в ближайшем будущем.

В свою очередь, и пространственные, я временные, и динамические

характеристики  всегда проявляются в количественных и качественных

параметрах. Количественными параметрами двигательного действия являются такие параметры, как объем и интенсивность, которые наиболее полно изучены и достаточно широко применяются для определения величины двигательного действия, а следовательно — и конкретного вида и разновидности физической нагрузки спортсмена.

Что касается качественного параметра двигательного  действия, то наши знания о нем являются недостаточными. Количественные параметры двигательного действия полностью объективированы и тем самым исключают личностный (субъективный) момент как фактор характеристики. Что касается качественной характеристики двигательного действия спортсмена, то она содержит в себе личностный, субъективный момент в качестве определяющего фактора характеристики. Это вытекает из того обстоятельства, что любая качественная характеристика отличается от количественной своей неформализуемостью: она всегда отвечает на вопрос "как" — в смысле эффективности индивидуального выполнения двигательного действия.

До настоящего времени наиболее распространенными в практике спортивной

деятельности являются количественные оценки. Однако на достигнутом уровне спортивных результатов количественные оценки двигательных действий теряют свою эффективность. На первый план теперь уже выступают попытки качественно оценить двигательные действия, а через "их и физические воздействия — физическую нагрузку спортсмена в целом и, в первую очередь, высококвалифицированного. Поэтому, на наш взгляд, сейчас своевременно: обратиться к исследованию качественных параметров тех или иных двигательных действий.

Причем  существенным методологическим моментом подобного исследования являются: а) обнаружения и уточнения компонентов качественной оценки того или иною двигательного действия; б) выявление взаимосвязи качественных и количественных параметров всех характеристик, раскрывающих суть двигательных действий, при выполнении конкретной физической работы.

Все характеристики двигательных действий и их параметры находятся в очень сложной взаимозависимости, совокупная взаимосвязь которых отражается выражением "режим" двигательных действий — работы. Следовательно, данное выражение является очень емким и включает в себя как совокупную взаимосвязь всех рассмотренных выше характеристик, так и их конкретные количественные и качественные проявления. До сих пор в практике большого спорта широко распространена субъективная оценка физической нагрузки — физического воздействия и двигательного действия, с помощью которой тренеры (да и сами спортсмены) стремятся в каких-то суммарных величинах выразить, а подчас и оценить проделанные или запланированные физическую нагрузку, физические воздействия и двигательные действия. Для этого чаще всего используют такие условные оценки двигательного действия (физического воздействия), как малое, среднее, большое, значительное и т. п.

По-видимому, можно согласиться с этим широко распространенным мнением о целесообразности использования для практических нужд определенных условных оценок двигательных действий (физических воздействий — физической нагрузки) спортсмена, но обязательным требованием при этом должна быть их конкретизация и систематизация. Возможно ли это? В рамках одного вида спорта, а следовательно, одного вида или разновидности двигательных действий спортсмена — да. Причем специалистам необходимо добиваться такого положения, чтобы под той или иной субъективной оценкой величины двигательного действия мы понимали бы, хотя и приблизительно, но все-таки какую-то конкретную величину двигательного действия. Что касается различных видов спорта, то такая система условных, субъективных оценок невозможна, так как невозможно

сравнивать  между собой совершенно различные  виды и разновидности двигательных действий, а следовательно и физических воздействий — физической нагрузки.

Наиболее  целесообразно для практических целей использовать пятибалльную условную градацию (систему оценок) величины двигательных действий, сохранив такую последовательность: малое, среднее, значительное, большое, максимальное. Эта условная система оценок будет справедлива как при оценке объема и интенсивности двигательных действий, так и при оценке ее суммарной величины, где объем и интенсивность их будут находиться в определенных сочетаниях.

Данная  условная градация выражена в процентах  от возможностей — способностей спортсмена к выполнению какого-либо конкретного двигательного действия на данный момент времени. Максимальными могут быть и возможности, и способности спортсмена, но они всегда являются так называемой "индивидуально-переменной" величиной, так как всегда соответствуют как возможностям, так и способностям данного индивида, а вместе с тем подвержены постоянным изменениям как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. А так как возможности — способности спортсмена подвержены значительным колебаниям, то одна и та же

для данного спортсмена величина двигательного действия по всем своим качественно-количественным параметрам на определенный момент времени может быть большой и даже максимальной, а через какой-то промежуток времени — средней и даже малой, и наоборот.

Следовательно, введение в практическую деятельность тренера приведенной выше условной системы оценок дает возможность, хотя и со значительной долей натяжки, оценивать величину (качество и количество) двигательных действий различных спортсменов в рамках одного, избранного вида спорта. 
 
 
 
 

Информация о работе Физическая нагрузка