Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Курсач за 4курс))))))))))))))).docx

— 122.37 Кб (Скачать)

Введение

В истории  развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку  для выполнения своих функций  по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма  денежных средств, которые могут  быть собраны только посредством  налогов. Исходя из этого, минимальный  размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций  возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В Российской Федерации, как и во всех других государствах мира, существует разветвленная система  налогов, взимаемых с собственных  граждан, лиц без гражданства  и иностранных граждан, именуемых  в российском законодательстве обобщенным термином - физические лица[2].

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам  вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальный, с государством или с органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют себя ощущать активными членами общества по отношению к этим делам, дают основания для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с государством, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.

Налог на доходы физических лиц всегда являлся  одним из важнейших налогов. От его  собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты.

В идеале налог на доходы должен быть, налогом  на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход  на территории страны[1].

НДФЛ  связан с потреблением, и он может  либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной  проблемой подоходного налогообложения  является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Несовершенство  налоговой базы по подоходному налогу, наличие большого количества льгот, оставшихся в наследие от советского времени, а также слабое администрирование  сбора налога, в свою очередь являлись дестимулирующим фактором полноты сбора налога. Заработная плата, будучи важнейшим элементом в структуре доходов населения, являлась базой не только для обложения подоходным налогом. На рядового налогоплательщика государство возлагало чрезвычайно высокую налоговую нагрузку. В то же время налоговые льготы практически никогда не достигали той цели, ради которой они вводились, нарушая принципы равноправной конкуренции экономических агентов и способствуя коррупции[5].

Практика  последних лет показала бесперспективность и неэффективность попыток устранения недостатков налоговой системы  путем внесения «точечных» изменений  в налоговое законодательство. Проблемы могут быть решены исключительно  посредством проведением полномасштабной  налоговой реформы направленной, в первую очередь, на достижение баланса  интересов государства и налогоплательщиков.

Сегодня отличием от советского времени является то, что методы решения проблем  регулирования доходов населения, борьбы с бедностью содержат не административные, а экономические инструменты. В  этой связи налоговые механизмы  приобрели особую актуальность. Опыт ведущих промышленно-развитых стран  мира демонстрирует высокий потенциал  подоходного налога с физических лиц.

Данный  налог является главным или основным источников формирования бюджетов этих стран, а также эффективным регулятором  в социальной сфере. Рассмотрение эволюции подоходного налога с физических лиц в России раскрывает неэффективность  применяемых форм налога, и, более  того, их отрицательное воздействие  на социально-экономическое положение  в стране. Например, в 90-е годы отрицательное  воздействие применяемых в России форм подоходного налога с физических лиц выразилось резким увеличением  «теневых» доходов населения. Таким  образом, назрела острая необходимость  определения в России оптимальной  формы налога на доходы физических лиц в современных условиях с  дальнейшим ее развитием, обеспечивая  на каждом этапе развития реализацию возникающих возможностей[14].

Формирование  оптимальной формы налога на доходы физических лиц в России должно учитывать  все имеющиеся возможности этого  вида налога, международный опыт, а  также соответствовать сложившейся  социально-экономической ситуации в стране, согласовываться с макроэкономической финансовой политикой, социальной политикой, стратегией социально-ориентированного экономического роста[11]. 
 
 
 

Глава 1. Налоги в экономической  системе общества

    1.   Развитие налогообложения в России

Финансовая  система Древней Руси начала складываться в конце IX в., в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.

Князь Олег Вещий (умер в 912 г.), объединивший вокруг Киева в результате походов  земли разных народов, кроме уплаты дани, обязал покоренные племена поставлять ему воинов. Размер дани был источником постоянных внутригосударственных  конфликтов.

В XIII в. После завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель. Ее взимание началось после переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими «численниками» под руководством Китая, родственника великого хана.

После свержения монголо-татарского ига  налоговая система была реформирована   Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог. Особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации – сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги.

Несмотря  на политическое объединение русских  земель, финансовая система в России в XI-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.

Во время  царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения  в России была упорядочена. Так, в 1655 г. Был создан специальный орган  – счетная палата, в компетенцию  которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета.

В связи  с постоянными войнами, которые  вела Россия в XVII в., налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 г. в 4 раза акциза на соль привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. Даже церковных верований взимался соответствующий налог. При Петре I расцвела откупная система исполнения податных обязательств.

В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывается «по совести каждого».

Основной  чертой налоговой системы  XVII в. можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами.

Вплоть  до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. русский историк А.Я.Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».

Начало  XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 г. Государственным советом России была утверждена программа финансовых преобразований. Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных доходов и расходов по этой программе актуальны и по сей день[9].

Во второй половине XIX в. большое значение при обрели прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1883 г. была заменена налогом с городских поселений.

Вторым  по значению налогом выступал оброк  – плата казенных крестьян за пользование  землей. Особую роль начали играть социальные сборы.

В дореволюционной  России основными были следующие  налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; алкогольные  акцизы и т.д.

Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 г.

Первые  советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.

В связи  с непоследовательностью и бессистемностью  проведения экономической политики к концу 1920-х гг. в СССР сложилась  сложная и громоздкая система  бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет[21].

Первые  налоговые преобразования относятся  к эпохе нэпа и начинаются с  доклада В.И.Ленина «О замене продразверстки продовольственным налогом» в марте 1921 г. В этот период были заложены основы налоговой системы Советского государства.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой полностью упразднялась система акцизов, а все налоговые  платежи предприятий были преобразованы  в два основных платежа – налог  с оборота и отчисления от прибыли.

Были  объединены некоторые виды налогов  с населения, а значительная часть  отменена совсем. Вся прибыль предприятия, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась  в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального  продукта, производимого на основе государственной монополии. К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8% всех поступлений бюджета.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР  «О налогах с предприятий, объединений  и организаций», явившийся первым  унифицированным нормативным актом,  регулирующим налоговые правоотношения  в стране[9].

Августовские  события 1991 г. ускорили процесс распада  СССР и становление Российского  государства. В это период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы : «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

С введением  части первой Налогового кодекса  РФ (НК РФ) с 1 января 1999 г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых  органов. Закон РФ «Об основах  налоговой системы  в Российской Федерации» утратил силу, за исключением  ст. 19, 20 и 21, определяющих перечень налогов  и сборов, взимаемых в РФ. С  введением части второй НК РФ утратил  силу и вышеназванные статьи.

С 1 января 2001 г. введена в действие часть  вторая НК РФ:  гл. 21 «НДС», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», и гл. 24 «Единый социальный налог»[3].

С 1 января 2002 г. были введены в действие гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», гл. 26 « Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.1 «Система налогообложения  для сельскохозяйственных производителей», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения», гл.26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности», гл. 27 «Налог с продаж», гл. 28 «Транспортный налог», гл. 29 «Налог на игорный бизнес», гл. 30 «Налог на имущество организаций», гл. 31 «Земельный налог». И процесс это продолжается[12]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Проблема  взаимоотношений государства и  экономики является одной из центральных  в обществе. Рыночный механизм сам  по себе не в состоянии разрешить  многие глобальные и локальные проблемы экономического развития. Мировая практика свидетельствует об объективной  необходимости активного вмешательства  государства в развитие экономики.

Информация о работе Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)