Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Курсач за 4курс))))))))))))))).docx

— 122.37 Кб (Скачать)

Финансовые  ресурсы формируют бюджет домашнего  хозяйства. По своему материальному  со­держанию бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.

Доходы  домашнего хозяйства - часть национального  дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все  физические и умственные способности  людей, израсходованные и процессе производства. Однако в современном  обществе из-за не равномерного распределения  национального дохода ресурсы у  отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы  поддержать жизненные силы на требуемом  уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и  предприниматель за счет прибыли  пополняют средства домохозяйств.

Расходы бюджета домохозяйства играют существенную роль и экономике страны. Используя  свои доходы, семья обеспечивает формирование и развитие рынка товаров и  услуг. Реализуя свои накопления и сбережения, она увеличивает спрос на ценные бумаги, расширяя тем самым фондовый рынок. Кроме того, большое значение домохозяйства как субъекта предложения  важнейших производственных ресурсов - труда и предпринимательской  деятельности. Наконец, члены семьи, занимаясь воспитанием детей, выступают  главными потребителями социально-культурной сферы, которая финансируется государством.

Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности. Это возможно двумя путями:

I) использованием  денежных доходов на приобретение  товаров и услуг;

2) натуральным  самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.

Натуральное самообеспечение за последние годы возросло, а с учетом государственных социальных трансфертов в натуральной форме занимает почти четвертую часть потребления домашнего хозяйства. Однако денежные расходы играют доминирующую роль в общем объеме конечного потребления.

Денежные  расходы домохозяйства - фактические  затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые  для продолжения жизни человека, которые включают потребительские  расходы и расходы, не связанные  непосредственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства[37].

В современных  условиях в России происходит снижение реальных расходов из-за уменьшения доходности определенных групп населения. Наряду с другими факторами это приводит к качественным изменениям в обществе: ухудшению здоровья населения, сокращению продолжительности жизни, падению  уровня рождаемости.

Покупка товаров и оплата услуг – потребительские  расходы, являющиеся главными, составляют три четверти всех денежных затрат. Их величина обусловлена: объемом денежных доходов, которые сегодня недостаточно велики; удовлетворением необходимых  личных и семейных потребностей; уровнем  розничных цен; климатическими и  географическими условиями жизни  и другими факторами.

Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания  занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти  на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая  техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.

Доля  расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей  в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в  общественном транспорте. Отдельные  виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые  виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

Количественный  состав домохозяйств также оказывает  влияние на структуру расходов конечного  потребления. В более выгодном положении  находятся домохозяйства, состоящие  из одного человека. С ростом численности  домохозяйств положение ухудшается. У них снижается доля на питание  и повышается доля натуральной продукции  из личного подсобного хозяйства  и из других поступлений.

Уменьшение  общих расходов на продовольственные  товары отражается на качественном составе  продуктов питания: снижается доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля  и овощей.

Вторая  группа денежных расходов домохозяйств - обязательные и добровольные платежи. К обязательным платежам относятся  налоги, сборы, пошлины, отчисления, которые взимаются органами исполнительной власти в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды. Добровольные платежи производят отдельные члены домохозяйств по собственной инициативе в страховые организации при страховании от различных рисков, негосударственные пенсионные фонды, благотворительные фонды и другие.

Доля  этих расходов в общих расходах домохозяйств относительно невелика.

Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят различные обязательные платежи, которых насчитывается более 15, прежде всего это федеральные и местные  налоги и сборы. К федеральным  налогам с населения относятся: подоходный налог с физических лиц, налог с имущества, переходящего с наследства и дарения, налог  с владельцев транспортных средств, государственная пошлина, таможенные сборы с физических лиц. Среди  местных налогов основными являются налог на имущество с физических лиц, земельный налог и другие[37].

Самым главным с точки зрения его  тяжести на плательщика является подоходный налог, который взимается  с совокупного дохода в денежной и натуральной форме, выраженный в рублях и инвалюте на дату получения  дохода.

Третья  группа расходов - сбережения и накопления домохозяйств.

К началу проведения экономической реформы  у населения имелись значительные накопления, образовавшиеся преимущественно  в результате отложения спроса из-за дефицита товаров и сконцентрированные на счетах в сберкассах. Однако сильная  инфляция в первой половине 90-х годов  быстро «съела» все сбережения.

Переход к рынку и свобода предпринимательства  создали возможность для особой категории домохозяйств накапливать  средства, откладывая их для приобретения дорогостоящих ценностей (земли, домов, транспортных средств) либо для капитализации  путем вложения в ценные бумаги, банковские депозиты.

Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами.

Население активно реагирует на проводимую правительством политику в обеих  частях государственного бюджета –  доходной и расходной. Изменение  в налогообложении прямо влияет на доходы населения, поэтому их потребительское  поведение на рынке зависит от того, постоянно или временно в  стране изменены налоги; ожидаемы они  обществом или застают его  врасплох.

Рассмотрим  случай постоянного увеличения государственных  расходов, финансируемого за счет повышения  налогов. Государственные сбережения не изменяются, как и в случае временного увеличения расходов и налогов. Но в данном случае частные сбережения менее подвержены воздействию. Систематическое  увеличение налогов ведет к падению  постоянного располагаемого дохода. Домашним хозяйствам приходится приспосабливаться, уменьшая свое потребление в большей  степени, чем в случае временного увеличения налогов. Следовательно, частные  сбережения сократятся на меньшую величину, а возможно, не сократятся вовсе.

Теперь  рассмотрим влияние временного увеличения государственных расходов, финансируемого за счет налогов. При снижении более  высоких налогов потребление  сокращается в меньшей степени, чем благосостояние. Интуиция подсказывает нам, что, поскольку временное увеличение налогов приводит лишь к временному уменьшению располагаемого дохода, домашние хозяйства, пытаясь сгладить уровень  потребления, будут в период временно высоких налогов занимать в счет доходов будущего периода. Таким  образом, при временном увеличении налогов сбережения в частном  секторе уменьшатся.

В связи  с тем, что государственные сбережения остаются неизменными, в то время  как государственные расходы  возрастают, а сбережения в частном  секторе падают, общий уровень  национальных сбережений снижается.

Фискальная  политика правительства воздействует на поведение домашних хозяйств через  влияние налогов на их многопериодное бюджетное ограничение. Двухпериодное  бюджетное ограничение домашних хозяйств записывается в терминах дохода за вычетом налогов, и поэтому  изменение в налогах прямо  влияет на это ограничение.

Налог на доходы физических лиц используется правительством не только для пополнения бюджета, но и как инструмент регулирования  экономики и социальной сферы. Важным определяющим фактором долгосрочного  развития экономики являются сбережения индивидуумов, обеспечивающих фонды  для инвестиций в новые производства [10]. Поэтому вопрос о воздействии  налоговой системы на сбережения и инвестиционные решения является важным для экономической политики правительства. 
 
 
 
 
 

Заключение

Налог на доходы физических лиц занимает центральное место в системе  налогов, взимаемых с физических лиц. На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан. Значимость налога на доходы физических лиц в  экономической политике обуславливается  тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек - почти всего  трудоспособного населения России[1].

Как и  любой другой налог, он является одним  из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудно совместимые  задачи: обеспечения достаточных  денежных поступлений в бюджеты  всех уровней; регулирования уровня доходов населения и соответственно структуры личного потребления  и сбережений граждан; стимулирования наиболее рационального использования  получаемых доходов; помощи наименее защищенным категориям населения.

Всякая  развитая экономика государства  должна содержать гибкую систему  налогообложения, т.е. систему скидок, вычетов, компенсации. Это необходимо для того, чтобы налоговая система  наилучшим и эффективным образом  работала на благо целей государства. Налоговый вычет - это важный инструмент налоговой политики государства, который  имеет в практическом применений 2 стороны. С одной стороны это стимулирование государственных целевых программ (к примеру, как имущественный вычет, регулирующий такие отрасли экономики, как жилищно-строительный комплекс, рынок ценных бумаг и др., или социальный вычет, способствующий культурному развитию населения). А с другой стороны сбережение средств налогоплательщиков. В этом случае налоговый вычет является «обратным ответом» государства населению, по части получаемых доходов[20].

Налоговая система РФ в настоящее время  находится на пути своего становления, и поэтому я бы сказала, что  не стоит ее сильно критиковать.

Итак, применяемые  вычеты по НДФЛ в РФ носят лишь явочный  характер и практически не выполняют  свою регулирующую функцию, так к примеру при значительном росте налогового вычета (с 400 руб. в месяц до величины прожиточного минимума) отмечается весьма незначительное сокращение доли работников с располагаемым доходом ниже прожиточного минимума, но достаточно весомое сокращение поступлений в бюджет. Глава 23 о НДФЛ не предусматривает систему выведения из налогообложения доход, обеспечивающий простое биологическое существование россиянина. Как следствие, это вызывает некоторую нелюбовь, граждан к Российскому государству, его законам, вызывает к жизни изобретательность в поиске всяческих путей ухода от налогообложения, сокрытия доходов, способствуя теневой экономике. Во многих развитых странах, например, США, помимо социальных налоговых вычетов (от 4500$ до 9000$ в зависимости от категорий плательщиков) существует довольно солидный необлагаемый минимум (2900$) на каждого человека. В РФ отсутствует действенная система контроля за чрезмерными доходами физических лиц, слабо применяются информационные технологии для повышения эффективности налоговой системы.

Информация о работе Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)