Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Курсач за 4курс))))))))))))))).docx

— 122.37 Кб (Скачать)

2.1.     Сущность, понятие  и определение  налога 

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с  налогоплательщиками, которые характеризуются  как денежные отношения, возникающие  по поводу уплаты налогов, сборов и  других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды[1].

Юридические и физические лица, являющиеся участниками  процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов  и сборов[10].

«В налогах  воплощено экономически выраженное существование государства»,- подчеркивал  К.Маркс. Объективность такой взаимосвязи  доказывается и тем, что по мере развития общества и государства произошли  изменения и в самом налогообложении.

С изменением роли и значения налогов в экономической  системе общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог – это плата (цена) за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона[25].

НК РФ (п. 1 ст.8) определяет налог как «обязательный,   индивидуально  безвозмездный

платеж,  взимаемый  с  организаций  и  физических  лиц  в  форме  отчуждения

принадлежащих  им  на  праве собственности,  хозяйственного   ведения   или

оперативного  управления денежных средств, в  целях  финансового  обеспечения

деятельности  государства и (или) муниципальных образований[16].

Данное  определение содержит следующие  признаки налога:

  • обязательность – все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;
  • индивидуальная безвозмездность – взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;
  • уплата в денежной форме – уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;
  • цель взимания налога – финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог – категория комплексная, которая  имеет, экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства[27].

Однако  на практике решающее значение при  определении категории «налог»  приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержание категории «налог» способствует правильному установлению норм и  правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными  формами проявления категории «налог»  являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах м в установленные сроки[37].

В настоящее  время преобладает взгляд на налог  как на способ реализации преимущественно  фискальных интересов государства. Налог обычно рассматривают как  обязательный взнос в бюджет, взимаемый  в соответствии с законом. Некоторые  авторы при определении налога акцентируют  внимание на факте отчуждения собственности  в пользу государства. Схожий подход реализован в НК РФ[37]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.   Функции и принципы  налогов

Социально-экономическая   сущность,   внутреннее  содержание налогов проявляется через  их  функции.  Налоги  выполняют  три основные функции:

       1. Фискальная   функция.

       2. Регулирующая функция.

       3. Контрольная функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги  в  первую

очередь выполняли фискальную функцию —  изъятие части доходов  предприятий  и

граждан для содержания  государственного  аппарата,  обороны  страны  и  той

части непроизводственной сферы,  которая  не  имеет  собственных  источников

доходов, либо они недостаточны для обеспечения  должного  уровня  развития  -

учреждения  культуры, здравоохранения, образования и другие[15].

Налогам  принадлежит  решающая  роль  в  формировании  доходной   части

государственного  бюджета.  Важную  роль  играет  функция,  без  которой   в

экономике, базирующейся на  товарно-денежных  отношениях,  нельзя  обойтись.

Рыночная  экономика  в  развитых  странах  —  это  регулируемая   экономика.

Представить  себе  эффективно   функционирующую   рыночную   экономику,   не

регулируемую государством, невозможно. Иное дело  -  как она регулируется,

какими  способами, в каких формах. Здесь  возможны варианты, но каковы  бы  ни

были  эти формы и методы, центральное  место  в  самой  системе  регулирования

принадлежит налогам. Развитие  рыночной  экономики  регулируется  финансово-

экономическими   методами   —   путем    применения    отлаженной    системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом  и  процентными  ставками,

выделения из бюджета капитальных вложений и  дотаций  и  т.  п.  Центральное

место в этом комплексе экономических  методов  занимают  налоги.  Маневрируя

налоговыми  ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия  налогообложения,

вводя одни  и  отменяя  другие  налоги,   государство  создает  условия  для

ускоренного  развития  определенных  отраслей  и  производств,  способствует

решению актуальных для общества проблем[2].

Контрольная функция  налогов.  Сущность  ее  состоит  в  количественном

отражении  и соответствии  налоговых платежей  и налоговых   поступлений.

Осуществление  контрольной  функции  налогов,  ее  полнота  и   глубина,   в

известной мере, зависит от  налоговой  дисциплины.  Суть  ее  в  том,  чтобы

налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно  и  в  полном

объеме уплачивали установленные законодательством налоги.  Практика  работы

налоговых органов показывает, что нарушение  сроков и полноты уплаты  налогов

явление частое.

Указанное  разграничение  функций  налоговой  системы   носит   условный

характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно[15].

Реализация  общественного назначения категории  «налог» происходит посредством  налоговой политики государства, которая  разрабатывается на базе основных исходных положений теории налогообложения. Эти положения образуют систему  принципов налогообложения.

А.Смит считал основными принципами налогообложения  всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения  достаточности и подвижности  налогов, выбора надлежащего источника  и объекта налогообложения, однократности  обложения[20].

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

В настоящее  время реально воплощены на практике четыре следующих экономических  принципа налогообложения:

1. Принцип  справедливости;

Согласно  этому принципу, каждый подданный  государства обязан принимать участие  в финансировании расходов государства  соразмерно своим доходам и возможностям.

2. Принцип  соразмерности;

Этот  принцип заключается в соотношении  наполняемости бюджета и неблагоприятных  для налогоплательщика последствий  налогообложения. Данный принцип можно  также сформулировать как принцип  экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и  государственной казны.

3. Принцип  максимального учета интересов  и возможностей налогоплательщиков;

В соответствии с данным принципом налогообложение  должно характеризоваться определенностью  и удобством для налогоплательщика.

Другим  проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика  – обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а  также простота исчисления и уплаты налога.

4. Принцип  экономичности (эффективности).

Этот  принцип утверждает, что суммы  сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его  сбор и обслуживание[27]. 
 

2.3.   Классификация налогов 

Классификация налогов – группировка законодательно установленных налогов, сборов и  других платежей, обусловленная целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основу систематизации могут быть положены методы исчисления и взимания налогов, их распределения по звеньям  бюджетной системы, характер применяемых  налоговых ставок, налоговых льгот  и другие критерии[2].

Наиболее  существенное значение для современной  теории и практики налогообложения  имеют следующие основные формы  классификации налогов: 1) по способу  взимания налогов; 2) в зависимости  от органа, который устанавливает  и имеет право изменять и конкретизировать налоги; 3) по целевой направленности введения налогов; 4) в зависимости  от субъекта-налогоплательщика; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж; 6) по порядку введения; 7) по срокам уплаты; 8) по характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги[19].

Рассмотрим  подробнее каждую классификацию:

1. По  способу взимания различают: 

  • прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
  • реальные прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических лиц);
  • личные прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль организаций);
  • косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги.

В зависимости  от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

Информация о работе Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)