Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Курсач за 4курс))))))))))))))).docx

— 122.37 Кб (Скачать)
  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров (например, акцизы);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на добавленную стоимость);
  • фискальные монополии, распространяемые на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы (экспортно-импортные операции).

2. В  зависимости от органа, который  устанавливает и имеет право  изменять и конкретизировать  налоги:

- федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги:

  • Н Д С
  • Акцизы
  • НДФЛ
  • ЕСН
  • Налог на прибыль предприятий
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Водный налог
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина

- региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог

- местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов

  • Земельный налог
  • Налог на имущество ФЛ

3. По  целевой направленности введения  налогов:  

  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для  формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог  на добавленную стоимость);
  • целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто созда­ется специальный внебюджетный фонд.

4. В  зависимости от субъекта-налогоплательщика: 

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  • смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

5. По  уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж:

  • закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
  • регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По  порядку введения:

  • общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);
  • факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание -- компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).

7. По  срокам уплаты:

  • срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами (например, государственная пошлина);
  • периодично-календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций уплачивается ежемесячно или ежеквартально).

8. По  характеру отражения в бухгалтерском  учете различают налоги:

  • включаемые в себестоимость (земельный налог, транспортный налог, единый социальный налог);
  • уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль;
  • уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
  • включаемые в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
  • удерживаемые из доходов работника (налог на доходы физических лиц).

Системы налогообложения отдельных стран  отличаются друг от друга. Данное обстоятельство может привести к существенным расхождениям и противоречиям при решении  вопросов налогообложения между  странами даже в тех случаях, когда  при сопоставлениях применяется  единая методология группировки  налогов. Поэтому искажения, возникающие  в результате использования при  международных сравнениях несопоставимых налоговых классификаций, приводят не только к неверным теоретическим  выводам, но и могут быть причиной крупных практических просчетов, что  имеет место в международных  налоговых отношениях[17]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Теоретические  аспекты понятия  налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

3.1.  Экономическое содержание  налога на доходы  физических лиц

В налоговой  системе любого государства всегда присутствуют два основных компонента–  корпоративный и индивидуальный. Среди налогов, уплачиваемых населением, наиболее распространенным является подоходный налог, существующий практически во всех странах мира. Подоходным налогом называется налог, который взимается с дохода плательщика.

Подоходный  налог появился в общемировой  практике давно и сейчас он действует  почти во всех странах мира. Место  его рождения — Великобритания. Она ввела этот налог в 1978 году как временную меру. Но с 1842 года подоходный налог окончательно утвердился в английской налоговой практике. В других странах он функционирует  с конца 19 начала 20 века[12].

Русский экономист Озеров И.Х. в начале нынешнего  столетия кратко сформулировал причины, побудившие страны ввести подоходный налог :

  • требования рабочего класса;
  • интерес развивающейся промышленности;
  • дефицит бюджета.

Объектами подоходного налога выступали доходы плательщиков (физических лиц). Исторически  сложились 2 формы построения подоходного  налога : шедулярная и глобальная. Шедулярная форма появилась в Великобритании и предполагала разделение дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (заработная плата, дивиденды, рента), обложение каждой шедулы происходило отдельно. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (возникла в Пруссии)[1].

В настоящее  время за рубежом облагается чистый доход плательщика за минусом  разрешенных законом вычетов  и налоговых льгот, к которым  относятся необлагаемый минимум, профессиональные расходы, семейные скидки, скидки на детей  и иждивенцев, взносы в фонды и  т. п. Список исключений в разных странах  различен и зависит от национальных особенностей и традиций. И хотя законодательство многих стран провозглашает  равные возможности  для всех плательщиков в использовании налоговых скидок, в реальной жизни многие льготы являются лишь привилегией очень состоятельных  слоев населения. В развитых странах  для этих групп населения из получаемого  ими валового дохода исключаются :

  • взносы в благотворительные фонды;
  • отчисления на ведение избирательной компании;
  • членские взносы в деловые клубы и спортивные ассоциации и т. д.

В Великобритании, ФРГ, Португалии освобождаются от обложения  разовые пособия, премии руководителям, в Бельгии и Нидерландах —  натуральные материальные блага (домашняя прислуга, телохранители и пр.)[6]

 В  нашей стране основы современного  налогообложения доходов физических  лиц были заложены с момента  принятия Закона РФ «О подоходном  налоге с физических лиц» от 07.12.1991 г.

Как было отмечено выше, подоходный налог применялся в России еще до перехода к рыночным отношениям. Неоднократно изменялся  порядок его исчисления, и все  же Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» во многом принципиально  отличался от действовавшего ранее (до 1 января 1992 г.) законодательства бывшего  СССР и РСФСР.

В настоящее  время порядок определения плательщиков и элементов налогообложения  установлен НК РФ ( ч.2, гл. 23). Гл. 23 НК РФ «Налог на доходы с физических лиц» введена в действие с 1 января 2001 г., и с этого же момента утратило силу ранее действовавшее законодательство о подоходном налоге с физических лиц[26].

В современных  условиях налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в России является одним  из основных бюджетообразующих налогов (третий по фискальной значимости после единого социального и налога на прибыль организаций). На его долю приходится около 90% всех налогов с граждан. Значимость НДФЛ в экономической политике обусловливается тем, что он затрагивает интересы более 80 млн. человек, т.е почти всего трудоспособного населения России.

Следует отметить, что, несмотря на значительную роль НДФЛ, его поступления в России по сравнению с зарубежными странами значительно ниже[13].

Относительно  небольшая роль НДФЛ в формировании доходной базы бюджета отражает низкий уровень доходов большинства  россиян. В то же время на сравнительно низкий уровень поступлений налога на доходы влияют и другие факторы (в  частности, высокий уровень «укрывательства» доходов из-за низкой налоговой культуры и несовершенства системы декларирования доходов граждан). По мере повышения  жизненного уровня населения и развития налоговой культуры роль НДФЛ и в  нашей стране будет возрастать.

В РФ НДФЛ является федеральным налогом, который  взимается на всей территории по единым ставкам. С 1 января 2002 г. НДФЛ в полном объеме остается в распоряжении региональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед ними социальных задач[24]. 

3.2.  Плательщики и  объект налогообложения

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации. Налоговыми резидентами  признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации  не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды  его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее  шести месяцев) лечения или обучения. Независимо от фактического времени  нахождения в Российской Федерации  налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также  сотрудники органов государственной  власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы  Российской Федерации[16].

Объектом  налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от  источников в Российской Федерации  и (или) от источников за  пределами Российской Федерации  - для физических лиц, являющихся  налоговыми резидентами Российской  Федерации;

2) от  источников в Российской Федерации  - для физических лиц, не являющихся  налоговыми резидентами Российской Федерации.[16]

К доходам  от источников в Российской Федерации  относятся:

    1) дивиденды и проценты, полученные  от российской организации, а  также проценты, полученные от  российских индивидуальных предпринимателей  и (или) иностранной организации  в связи с деятельностью ее  постоянного представительства  в Российской Федерации;

    2) страховые выплаты при наступлении  страхового случая, полученные от  российской организации и (или)  от иностранной организации в  связи с деятельностью ее постоянного  представительства в Российской  Федерации;

Информация о работе Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)