Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Курсач за 4курс))))))))))))))).docx

— 122.37 Кб (Скачать)

Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится на стадии реформирования экономических структур. Она не имеет  достаточного опыта для формирования и использования рыночной системы. В этих условиях важно изучить  особенности используемых моделей  в странах с развитой экономикой[24].

На современном  этапе мирового экономического развития выделяются две основные модели рыночного  хозяйства, получившие распространение  в экономически развитых странах.

Первая  модель (американская) связана с  резким ограничением прямого административного  регулирования развития национального  хозяйства, сужением социальных функций  государства, а также относительно низкой долей государственной собственности. При этом важную роль во всех сферах экономики играют рыночные механизмы  саморегулирования.

Главным достоинством американского типа рыночного  хозяйства является относительная  гибкость всего экономического механизма, нацеленного на извлечение максимальной прибыли, более высокая степень предпринимательской активности, обусловленная широким набором альтернатив выгодного приложения капитала.

В то же время данная модель рынка базируется на создании условий для достижения именно индивидуального успеха при  недостаточно развитых общественных формах социальной защиты населения, что фактически вызывает резкую дифференциацию уровня жизни различных социальных групп. Последнее обстоятельство, рассматриваемое  в долгосрочном аспекте, может явиться  одной из предпосылок усиления общей  нестабильности в обществе.

Другая  модель, наиболее яркое развитие получившая в ФРГ и Японии, характеризуется  активным воздействием государства  на функционирование национального  хозяйства, мощной системой социального  обеспечения и социальной поддержки  малоимущих групп населения, сравнительно высокой долей доходов государственного бюджета в валовом внутреннем продукте (ВВП), существенным удельным весом государственной собственности.

Японско-немецкая модель рыночного хозяйства обеспечивает достижение высоких конечных производственных результатов (прежде всего исключительно высокое качество выпускаемой продукции) при поддержании разумного баланса интересов, прав и обязательств работодателей, с одной стороны, и лиц наемного труда – с другой.

Границы государственного регулирования зависят  от специфики каждой страны и конкретных задач, стоящих перед государством на данном этапе развития. Направления, формы и методы государственного регулирования не остаются неизменными. С изменением в структуре общественного  производства, сдвигами в его технической  базе происходят развитие, обогащение, уточнение функций государства[13].

Реформирование  экономики России с самого начала было ориентировано на либеральную  модель рынка, что выразилось в отказе государства от регулирования экономических процессов, планирования на макроуровне, либерализации хозяйственной деятельности и цен, ускоренном проведении приватизации. Последствия данной политики привели к тяжелым финансово-экономическим последствиям[28].

Мировая практика доказывает, что чем больше страна отстает в своем развитии, тем больше хозяйственные функции  вынуждены брать на себя государственные  органы управления. В то же время  по мере становления эффективной, высокоорганизованной рыночной экономики Россия неизбежно  внесет свою специфику в механизм участия государства в экономических и социальных процессах общественного развития[6].

Государственное регулирование экономики осуществляется посредством методов прямого  и косвенного воздействия.

Наиболее  действенным и эффективным рычагом  государственного регулирования следует  считать налоговый механизм. От успешного  функционирования налоговой системы  во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия  государства на развитие экономики  прямо или косвенно включают  и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и сдерживает ее в других исходя из общенациональных интересов. От успешного  функционирования налоговой системы  во многом зависит результативность принимаемых экономических решений[18].

Возможности использования налогов в качестве инструмента регулирования вытекают из самой их природы., сущности и функций. Практическое содержание налогового регулирования предопределено именно регулирующей функцией налога.

Налоговое регулирование охватывает не только отдельные отрасли, но и экономику  в целом. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения ВВП  и национального дохода страны, воздействует на капитал на всех стадиях его  кругооборота.

Налоговое регулирование призвано активно  влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство может создавать необходимые условия для ускоренного привлечения капитала в наиболее перспективные отрасли, а также в малорентабельные, но жизненно необходимые сферы производства и услуг.

Налоговый механизм применяется для снятия социальной напряженности, выравнивания уровней доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных  для экономического роста[12].

В процессе регулирования территориального развития налоги могут играть роль стимулов и антистимулов размещения производства. Например, различные налоговые льготы в развивающихся районах стимулируют привлечение средств, а для снижения концентрации производства в крупных городах можно применять повышенные ставки налогов или другие механизмы налогового регулирования[26].

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что под налоговым регулированием следует понимать систему мер  направляющего, стимулирующего, сдерживающего  и иного характера, осуществляемых государственными и местными органами власти путем внесения оперативных  изменений в налоговую систему  и налоговый механизм с целью  приспособления и развития существующей социально-экономической системы  к изменяющимся условиям.

Использование методов налогового регулирования  сопряжено с рядом противоречий, вытекающих из фискальной сути налога. Поэтому максимальная реализация потенциальных  способностей налога регулировать экономику  с последующим стимулирующим  эффектом – задача крайне сложная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3.   Налоги как составляющая часть бюджета

Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства[8].

Налоги  и займы – два определяющих источника существования любой  страны. От их соотношения в значительной степени зависят ее платежеспособность и и положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов.

Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны[22].

В различных  странах основную часть доходов  бюджета составляют именно налоги: в США они формируют 90% бюджета, в Германии – 80%, в Японии – 75%. В  России доля налогов примерно соответствует  мировым показателям – 92%[32]. 

Таблица 1. Поступление налогов, сборов и  иных обязательных платежей в консолидированный  бюджет Российской Федерации по видам1) (млрд.руб)[35] 

  2010 г. 2010 г.
консолиди-рованный бюджет в том  числе консолиди-рованный бюджет    
феде-ральный бюджет консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации феде-ральный бюджет консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации
Всего

из них: 

налог на прибыль организаций 

налог на доходы физических лиц 

налог на добав-ленную стоимость 

акцизы  

налоги  на имущество 

платежи за пользо-вание природными ресурсами 

поступления в счет погашения 

задолженности по перерасчетам по

отмененным  нало-гам, сборам и иным

обязательным  платежам 

7662,9 
 

1774,4 
 

1789,6 
 

1384,0 
 

441,4 

628,2 

1440,8 
 
 

2,2

3174,3 
 

255,0 
 

- 
 

1384,0 
 

113,9 

- 

1408,3 
 
 

0,3

4488,6 
 

1519,4 
 

1789,6 
 

- 
 

327,5 

628,2 

32,4 
 
 

1,9

245,4 
 

271,6 
 

107,5 
 

114,6 
 

272,7 

110,3 

183,4 
 
 

166,5 
 
 
 

126,8 
 

130,5 
 

- 
 

114,6 
 

139,4 

- 

140,0 
 
 

36,0

118,6 
 

142,1 
 

107,5 
 

- 
 

133,3 

110,3 

43,4 
 
 

130,5

1) По данным Федеральной налоговой  службы
 

К неналоговым  источникам доходов российского  бюджета можно отнести:

  • поступления от реализации государственных запасов;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • средства от продажи государственной собственности;
  • доходы от федеральной собственности[29].

Состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Связь налогов и бюджета имеет  двусторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов  бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных  статьей. В бюджетном процессе приоритетов  сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов[4].

Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

  • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • конкретного налога  в общей сумме налоговых поступлений.

Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют  значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета  в целом и налоговых поступлений  в частности[15].

Место и роль налогов в финансовой системе  государства определяют также и  другие показатели – степень собираемости налогов, степень покрытия налогом  финансовых потребностей сферы своего назначения, размер убытков или дохода от действия той или иной налоговой  льготы[15].

Поддержание баланса доходов и расходов государства  неразрывно связано с проводимой в стране налоговой политикой, а  в ее рамках – с рациональным соотношением между функциями налогов[23].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Налог как экономическая  и правовая категория

Информация о работе Теоретические аспекты понятия налога на доходы физических лиц (НДФЛ)