Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:39, дипломная работа
Система жилищных строительных сбережений представляет собой доступный механизм финансирования жилья, основанный на накоплении индивидуальных сбережений в целях получения займа для улучшения жилищных условий, включая приобретение и обмен жилья, а также строительство, ремонт и модернизацию жилища.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3-6
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ
1.1 Сущность и необходимость жилищных строительных сбережений в финансировании жилья для граждан…………………………………………………….7-9
1.2 Правовые основы и регулирование отношений между субъектами системы жилищных строительных сбережений…………………………………………10-18
1.3 Зарубежный опыт формирования жилищных строительных сбережений………………………………………………………………………………..19-26
2 АО «ЖИЛИЩНЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК КАЗАХСТАНА» - РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.
2.1 Особенности функционирования АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана». Характеристика банка и его деятельности за период 2006-2007 гг……………………………………………………………….……..27-37
2.2 Оценка действующих тарифных программ………………………..………38-47
2.3 Анализ состава и структуры кредитного и депозитного портфелей банка………………………………………………………………………….……....48-50
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ ПО СИСТЕМЕ ЖИЛИЩНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ
3.1 Проблемные аспекты при формировании кредитной политики: снижение финансовых рисков участников и повышение доступности жилья для граждан………………………………………………………………………………...51-55
3.2 Перспективы развития системы жилищных строительных сбережений в Республике Казахстан………………………………………………………………56-62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….63-66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….67
ПРИЛОЖЕНИЕ
Для внедрения системы жилищных строительных сбережений в нашей стране в 2000 году был принят Закон «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан», предусматривающий правовые основы и регулирования отношений между субъектами системы жилищных строительных, сбережений, связанных с ее функционированием, а также условия, содержание им формы ее государственного стимулирования. Указанная система по большей части предназначена для категорий граждан, не имеющих средств для внесения первоначального взноса при получении ипотечных кредитов в банках второго уровня, но имеющих достаточно стабильный доход. Основное условие развития такой системы - привлечение новых вкладчиков, за счет которых выделяют деньги участникам, накопившим минимально необходимый объем вклада. Это позволяет создавать практически замкнутый цикл «долгосрочные сбережения – долгосрочные кредиты». Замкнутость финансовых потоков, в свою очередь, позволяет устанавливать относительно низкие, независимые от колебаний финансового рынка, процентные ставки, как по вкладам, так и по кредитам.
Способность
граждан приобретать жилье за
счет своих и заемных средств позволяет
делать жилье более доступным, что в существенной
мере характеризует уровень развития
общества.
1.2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ
СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ СБЕРЕЖЕНИЙ.
Нормативно-правовая база для создания жилищных сберегательных банков была сформирована в 2000 году. В целях развития долгосрочного финансирования жилищного строительства 7 декабря 2000 года был разработан и принят Закон Республики Казахстан «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан», предусматривающий правовые основы и регулирование отношений между субъектами системы жилищных строительных сбережений, связанных с ее функционированием, а также условия, содержание и формы ее государственного стимулирования.
Система строительных сбережений согласно указанному Закону представляет собой замкнутую систему финансирования строительства жилья, основанную на привлечении средств физических и юридических лиц в банковские вклады и предоставлении ссуд вкладчикам за счет этих накоплений.
Система строительных сбережений не требует наличия развитых финансовых рынков и ориентирована на слои населения с доходами ниже средних. Более того, жилищные строительные сбережения могут иметь место и при высокой инфляции, в отличие от традиционного ипотечного кредитования.
Субъектами системы жилищных строительных сбережений являются жилищные строительные сберегательные банки, вкладчики этих банков и государство, осуществляющее начисление и выплату премий по вкладам в жилищные строительные сбережения.
Жилищные строительные сбережения вносятся и накапливаются только в жилищных строительных сберегательных банках в национальной валюте Республики Казахстан.
Вкладчик вправе иметь несколько счетов по вкладу в жилищные строительные сбережения в каждом жилищном строительном сберегательном банке. При этом премия государства по выбору вкладчика начисляется только на один счет в одном жилищном строительном сберегательном банке.
Минимальный размер договорной суммы должен быть не менее 500 МРП, установленных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Минимально необходимый размер накопленных денег должен быть не менее 50% от договорной суммы.
Ставки вознаграждения по вкладу в жилищные строительные сбережения и за пользование жилищным займом устанавливается в момент заключения договора о жилищных строительных сбережениях и остаются постоянными в течение всего срока действия договора.
При переходе вкладчика по собственной инициативе из одной тарифной программы в другую размер ставки вознаграждения по вкладу может быть изменен на условиях, определенных жилищным строительным сберегательным банком в течение всего срока действия договора о жилищных строительных сбережениях.
Размер ставки вознаграждения по жилищному займу не может быть выше размера ставки вознаграждения по вкладу в жилищные строительные сбережения более чем на три процента годовых.
Премии государства и вознаграждения жилищного строительного сберегательного банка направляются на увеличение основной суммы вклада в соответствии с настоящим Законом.
Премии государства, поступившие на счет жилищного строительного сберегательного банка, зачисляются на счета вкладчиков - граждан Республики Казахстан.
Жилищный, промежуточный жилищный и предварительный жилищный займы могут быть использованы вкладчиком только в целях проведения мероприятий по улучшению жилищных условий на территории Республики Казахстан, под которыми понимаются:
1)
строительство (включая
2)
ремонт и модернизация жилища
(включая приобретение
3)
погашение обязательств, которые
появились в связи с
4)
внесение первоначального
Вкладчик имеет право на досрочное расторжение договора о жилищных строительных сбережениях и получение вклада, начисленного на него вознаграждения жилищным строительным сберегательным банком. При этом вкладчик имеет право на получение премии государства при накоплении вклада более пяти лет на условиях, установленных договором о жилищных строительных сбережениях.
Согласно Закону «О жилищных строительных сбережениях», жилищный строительный сберегательный банк - это банк, имеющий лицензию уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на осуществление деятельности.
Жилищный
строительный сберегательный банк обязан
участвовать в системе
Основными видами деятельности жилищных строительных сберегательных банков в соответствии с лицензией уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций являются:
1)
прием вкладов (депозитов) в
жилищные строительные
2) предоставление вкладчикам жилищных, промежуточных жилищных и предварительных жилищных займов на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий.
Жилищные строительные сберегательные банки вправе, кроме основного вида деятельности, осуществлять участие в уставном капитале юридических лиц, являющихся частью инфраструктуры финансового рынка и (или) осуществляющих автоматизацию деятельности жилищного строительного сберегательного банка в порядке, установленном банковским законодательством Республики Казахстан, а также другие виды операций в соответствии с лицензией уполномоченного государственного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Также жилищные строительные сберегательные банки вправе осуществлять дилерскую деятельность в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан.
Согласно Закону «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» договор о жилищных строительных сбережениях должен содержать:
1) предмет договора;
2) договорную сумму;
3) минимально необходимый размер накопленных денег;
4)
размеры ставки вознаграждения
по вкладу и ставки
5) размер комиссионного сбора;
6) права и обязанности сторон;
7) сроки выполнения обязательств сторонами;
8)
условия предоставления
9) условия изменения и порядок расторжения договора;
10) ответственность сторон;
11)
иные условия в соответствии
с законодательными актами
Договор о жилищных строительных сбережениях может содержать и другие условия по согласованию сторон, в том числе по индексации вкладов в жилищные строительные сбережения и жилищных займов.
В целях обеспечения
исполнения обязательств перед вкладчиками
по выдаче им договорной суммы или
суммы накопленных денег
Собственные средства и иные привлеченные средства жилищных строительных сберегательных банков используются ими для осуществления деятельности по жилищным строительным сбережениям, выполнения обязательств по возврату привлеченных средств, а также для предоставления жилищного, промежуточного жилищного и предварительного жилищного займов.
При этом для предоставления предварительных жилищных займов не могут использоваться жилищные строительные сбережения.
Привлеченные жилищными строительными сберегательными банками деньги в первую очередь направляются на выплату договорных сумм в соответствии с производимым жилищными строительными сберегательными банками распределением денег среди вкладчиков на основании заключенных договоров о жилищных строительных сбережениях.
Выплата вкладчику договорной суммы производится не ранее чем через три года после вступления в силу договора о жилищных строительных сбережениях при условии:
1)
соответствия суммы
2) достижения минимального значения оценочного показателя в порядке, рассчитываемом жилищным строительным сберегательным банком. При расчете оценочного показателя учитываются продолжительность и соблюдение условий накопления жилищных строительных сбережений;
3)
предоставления вкладчиком
4)
подтверждения
При истечении срока накопления и в случае ненакопления вкладчиком минимально необходимой суммы накопленных денег он имеет право на получение вклада, начисленного на него вознаграждения жилищного строительного сберегательного банка, а также премии государства при накоплении вклада более пяти лет либо на продолжение накопления в жилищном строительном сберегательном банке с начислением премии государства.
Премия государства начисляется до момента подачи заявления на получение жилищного займа.
Жилищные строительные сберегательные банки вправе предоставлять вкладчикам промежуточные жилищные и предварительные жилищные займы на условиях, оговоренных в отдельных договорах банковского займа.
В целях предоставления предварительных жилищных займов могут быть использованы долгосрочные бюджетные кредиты по льготной ставке вознаграждения. Предварительные жилищные займы за счет долгосрочных бюджетных кредитов могут предоставляться следующим категориям граждан:
1) молодым семьям, имеющим детей;
2) государственным служащим;
3)
работникам государственных
4) работникам государственных предприятий.
Разница между ставкой вознаграждения по предварительному жилищному займу, предоставляемому категориям граждан, за счет долгосрочных бюджетных кредитов, и ставкой, по которой такие бюджетные кредиты предоставлены жилищному строительному сберегательному банку, не может быть более чем три процента годовых.