Методы выявления и правовая оценка правонарушений в области таможенного дела Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Сегодня таможенные органы играют важную роль в мировой торговле. Их основными задачами являются администрирование политики внешней торговли, применение тарифных и нетарифных мер регулирования, обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства. Кроме того, таможенные органы обеспечивают защиту государственной безопасности Кыргызской Республики в пределах своей компетенции, принимают меры по борьбе с контрабандой и пресечению незаконного оборота товаров через таможенную границу Кыргызской Республики.

Работа содержит 1 файл

Дипл.работа.docx

— 220.58 Кб (Скачать)

Термин таможня произошел от слова "тамга", означавшего у тюркских народов знак — клеймо (тавро), которое проставлялось на товаре, имуществе. Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который, в сущности, являлся пошлиной, взимавшейся при торговле на рынках и ярмарках. От слова "тамга" был образован глагол "тамжить", т. е. облагать товар пошлиной, а место, где товар тамжили, стало называться таможней. С тех пор, конечно, содержание данного понятия существенно видоизменилось. В настоящее время таможня — это правоохранительный по своему характеру орган исполнительной власти, входящий в единую систему таможенных органов Кыргызской Республики.

Таможенную территорию Кыргызской Республики, согласно ТК КР, составляет единую таможенную территорию, включая сухопутную территорию и воздушное пространство над ней, в пределах которой Кыргызская Республика обладает исключительной юрисдикцией относительно таможенного дела.

На территории Кыргызской Республики могут находиться создаваемые в  соответствии с законодательством  Кыргызской Республики особые экономические  зоны, фактически являющиеся частью таможенной территории Кыргызской Республики, на которой действуют особые условия  налогообложения. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся  вне таможенной территории Кыргызской Республики для целей применения таможенных пошлин, налогов и мер  нетарифного регулирования в  соответствии с законодательством  Кыргызской Республики о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Таможенная граница совпадает  с Государственной границей Кыргызской Республики.

Пределы таможенной территории Кыргызской Республики являются таможенной границей Кыргызской Республики.

Таможенные органы — это правоохранительные органы исполнительной власти (в отличие от правоохранительных органов судебной власти), непосредственно осуществляющие таможенное дело. Они составляют единую систему, в которую входят Государственная Таможенная Инспекция Кыргызской Республики (ГТИ Кыргызстана), таможни, таможенные посты.

Таможенная система — собирательное понятие; оно подразумевает не только действующую структуру таможенных органов, но и нормы таможенного законодательства, в том числе подзаконные и иные нормативно-правовые акты.

Система таможенного управления включает все структурные компоненты таможенных органов, непосредственно связанные с функционированием механизма государственного управления в таможенном деле, а также те таможенно-правовые акты, которые определяют правовой статус, компетенцию таможенных органов, порядок их взаимодействия.  Под системой таможенных органов следует понимать только материальный компонент таможенной системы — собственно исполнительные и распорядительные органы государства, осуществляющие реализацию таможенной политики. Надо отметить, что в систему таможенных органов нельзя включить целый ряд государственных и коммерческих структур учреждений, организаций, которые хотя и занимаются решением отдельных вопросов таможенного дела, но не находятся в подчинении центрального или местных таможенных органов.

Руководство таможенным делом - одна из форм управления, координации и контроля за реализацией таможенной политики.

Общее руководство таможенным делом, согласно ТК КР, осуществляет Правительство  Кыргызской Республики.

Непосредственное руководство  таможенным делом осуществляет уполномоченный государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики.

Уполномоченный государственный  орган реализует свои полномочия непосредственно и через подчиненные  таможенные органы.

Положение об организационно-правовом статусе уполномоченного государственного органа утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Таможенное законодательство основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из ТК КР, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также межгосударственных договоров и иных норм международного права, вступивших в силу в Кыргызской Республике, в порядке, определяемом законодательством Кыргызской Республики о международных договорах.

Таможенное законодательство применяется  в сфере регулирования отношений, возникающих из перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, установления, введения, взимания таможенных платежей, а также  отношений, возникающих в процессе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля, привлечения  к ответственности за нарушения  таможенные правил и обжалования  актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц.

В таможенном деле применяются нормативные  правовые акты Кыргызской Республики, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Кодексом и иными нормативными правовыми  актами Кыргызской Республики.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, являющихся налогами, таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной  налоговым законодательством Кыргызской Республики.

 

1.2. Правоохранительная  деятельность таможенных органов.

         Деятельность государства  и   его  органов охватывает многие  сферы государственной и общественной  жизни.  Решение  проблем,  связанных   с обеспечением нормального функционирования  экономики в целом, ее отраслей  и конкретных хозяйственных организаций,  осуществление внешней политики, создание  условий для развития  культуры,  науки и образования,  поддержание обороноспособности  и охрана  государственной   безопасности страны, а  также  многие другие функции - таково  содержание этой многообразной  и многоплановой деятельности.

        Одно  из центральных мест в ней  занимает выполнение задач по  обеспечению правопорядка и законности,  защите прав и свобод человека, охрана прав и законных интересов  государственных и негосударственных  организаций, трудовых коллективов,  борьбе с преступлениями и  иными правонарушениями. Эти   задачи - предмет заботы в первую  очередь государства и его  органов,  о чем в той или  иной форме говорится, к примеру,  в ст.1  п. 2,3,4, Конституции КР. В  частности, в ст.15 п.2  недвусмысленно  сказано: "Человеческое достоинство  в Кыргызской Республике абсолютно  и неприкосновенно.  Основные  права и свободы человека  признаются  абсолютными неотчуждаемыми и  защищены законом и судом от  посягательства со стороны кого  бы то ни было ".  Эта же  идея содержится в  ч.1 ст.16 "  Государственная защита прав  и свобод человека и гражданина  в Кыргызской Республике гарантируется  ". По своей сути эти и  другие конституционные предписания  требуют,  чтобы все государственные  органы выполняли указанную функцию.  Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности  отстаивать  всеми  законными  способами  свои права и свободы, активно  добиваться выполнения государственными  органами  возложенных на них  полномочий, всемерно содействовать  им.

        Для  подавляющего большинства государственных  органов диапазон  их деятельности  не замыкается,  естественно, на  решении названных, хотя и весьма  важных,  но все, же конкретно  ограниченных задач - задач   непосредственной охраны законности  и правопорядка, защиты прав и  свобод человека,  борьбы с  преступлениями и иными правонарушениями.  У  них  на первом  плане  другие задачи - решение текущих  и перспективных вопросов хозяйственного  строительства,  культуры, науки,  образования  и государственной безопасности,  внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д.  Некоторые функции по охране правопорядка и законности они выполняют попутно,  наряду с осуществлением своих основных задач.

       Обеспечением  правопорядка и законности специально  занимается значительно меньший  круг органов, те, которые существуют  только или главным образом   для выполнения такой роли.  Их принято именовать органами  охраны правопорядка, т.е. органами, которые призваны охранять установленный  Конституцией КР, другими законодательными  и правовыми предписаниями порядок  жизни и деятельности государства  и общества,   граждан и иных  лиц, проживающих в Кыргызстане.

        Весьма  близко к понятию органов охраны  правопорядка примыкает понятие   правоохранительных  органов.  Эти   понятия весьма схожи,  но не  идентичны. Круг органов, обозначаемых  ими, не совпадает. Не все  органы охраны правопорядка можно  считать правоохранительными.  Равным  образом к числу правоохранительных  не принято относить некоторые  органы охраны правопорядка.

       Чтобы  понять суть критериев,  которыми  следовало бы  руководствоваться  при отнесении тех или иных  государственных органов к числу  правоохранительных, весьма важно  уяснить признаки деятельности,  получившие в известной мере  условное, но уже ставшее привычным  наименование -" правоохранительная  деятельность ".  Данное понятие  является  сравнительно молодым.  Оно  введено  в юридический  обиход всего лишь в конце  50-х - начале 60-х годов.  По сравнению  с возрастом других терминов  и понятий, которыми пользуются  юристы, это " младенческий " возраст.  Отчасти этим и можно было  бы объяснить тот факт, что  понятие " правоохранительная  деятельность " еще не " устоялось  ".  Вокруг него идут активные  споры,  высказываются разные  суждения. А вместе с этим и  разные мнения  о  том,  какие  органы надо считать правоохранительными.  В действующем законодательстве  по данному поводу четких указаний  нет.

        В  соответствии  с существующими  доктринальными разработками рассматриваемый  вид государственной деятельности  обладает рядом существенных  признаков.

        Один  из них проявляется в том,  что такая деятельность может  осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения  юридических мер воздействия.  К ним принято относить меры  государственного принуждения и  взыскания, регламентируемые законами. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание,  установленное уголовным законодательством,  или иная мера воздействия,  допускаемая законом; если имуществу  причинен ущерб,  не влекущий  уголовной ответственности, то  может быть возложена обязанность  возместить ущерб;  если по  заключенному договору не выполнено  обязательство,  скажем,  об  изготовлении  какого-то изделия или оказания  каких-то услуг,  то возможно  применение имущественной санкции;  если кто-то управлял автомашиной   в  нетрезвом виде, то его  можно лишить водительских прав  и т.д. Среди мер юридического  воздействия важное место   отводится  также  мерам   предупреждения противоправных  действий,  их профилактике, допускаемой  лишь в установленных пределах.

        Вторым  существенным признаком правоохранительной  деятельности является то,  что  применяемые в ходе ее осуществления   юридические  меры воздействия  должны строго соответствовать  предписаниям закона или иного  правового акта.  Только они   могут  служить  основанием  применения конкретной  меры воздействия  и четко определять ее содержание.  Орган, применяющий такое воздействие,  обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.  Например,  если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается,  в частности, штраф в размере от одной десятой до половины минимальной месячной оплаты труда,  то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

       В-третьих,  характерным  для правоохранительной  деятельности является и то, что  она реализуется в установленном  законом порядке, с соблюдением  определенных процедур.  К примеру,  приговор суда, назначающий уголовное  наказание,  освобождающий от  него или оправдывающий подсудимого,  может быть постановлен только  после проведенного судебного  разбирательства и всестороннего  обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным  законом. Такое обсуждение должно  проходить в совещательной комнате,  с обеспечением тайны совещания  и соблюдением других процедурных  правил. Законом установлены свои  правила и для разбирательства  дел о других правонарушениях.  По соответствующим правилам  проводится разбирательство имущественных  споров,  споров,  связанных с  увольнением, и т.д. Во всяком  случае, для принятия решения  о применении или  неприменении  юридических мер воздействия  предусматриваются устанавливаемые  законом конкретные правила,  подлежащие обязательному  исполнению.  Их нарушение может повлечь  за собой признания решения  незаконным и недействительным.

       Наконец,  существенным  признаком  правоохранительной  деятельности считается то, что  ее реализация возлагается на  специально уполномоченные государственные  органы, комплектуемые соответствующим  образом подготовленными служащими  - побольше части юристами,  а  также специалистами, обладающими  познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются  необходимые материальные и технические  средства.  Организация и  деятельность  таких государственных органов  детально и всесторонне регламентируются  в законодательном порядке,  в  том  числе  путем установления  особых 

Информация о работе Методы выявления и правовая оценка правонарушений в области таможенного дела Кыргызской Республики