Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 09:22, дипломная работа
Цель дипломной работы – исследовать механизм осуществления безналичных операций, определить их достоинства и недостатки, изучить факторы, влияющие на перспективы дальнейшего развития расчетов безналичным путем и разработать предложения по совершенствованию безналичных операций банков по розничным платежам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность безналичных расчётов по розничным платежам;
- дать всестороннюю оценку их развития в Республике Беларусь;
- выявить перспективные направления развития и разработать конкретные мероприятия, направленные на более эффективное использование безналичных форм расчётов населением.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
5
1.
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ НА РОЗНИЧНОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА БАНКОВСКИХ УСЛУГ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …
7
1.1 Понятие и виды основных форм безналичных расчетов населения…
6
1.2 Осуществление безналичных расчетов по розничным платежам через частные платежные системы……………………..………………
10
1.3 Банковская пластиковая карточка и механизм совершения безналичных операций с ее использование……………………………..
14
2.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЁТОВ НАСЕЛЕНИЯ В ФИЛИАЛЕ № 802 ОАО « АСБ БЕЛАРУСБАНК» Г. БАРАНОВИЧИ………………………………………………………………
24
2.1 Порядок организации безналичных расчетов населения в филиале № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк» г.Барановичи…………………………
2.2 Анализ безналичных расчётов населения ……………………………..
24
2.3 Анализ безналичных расчётов населения через частные платежные системы…………………………....………………………………………
33
3.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ПО РОЗНИЧНЫМ ПЛАТЕЖАМ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
39
3.1 Приоритетные направления развития розничных безналичных расчетов с использованием банковских карт…………………………
39
3.2 Перспективы развития системы безналичных розничных платежей в Республике Беларусь на базе частных платежных систем…………...…
60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..………
Наиболее значимой проблемой является боязнь потребителей использовать при расчётах пластиковую карточку. Возможно, это связано с малой информированностью клиентов. Конечно, следует отметить, что в последнее время банки начали активно продвигать через средства массовой информации тему развития безналичных расчётов, однако, этого не достаточно. Лучшей рекламой был бы вопрос кассира к покупателю о способе наличной или безналичной оплаты.
По статистике, если у покупателя имеется возможность снимать наличные денежные средства непосредственно в магазине, то объём безналичных платежей сокращается как минимум в 2 раза. Есть предприятия торговли, где терминалы постоянно используются и посетители к этому привыкают.
Сегодня население активней будет использовать пластиковые карточки для повседневных расчётов только в том случае, если использование пластиковых карточек позволит получать дополнительный доход по сравнению с использованием наличности, а повседневные расчеты с помощью карточек будут не менее удобны, чем расчеты с помощью наличных денег.
Предприятия торговли и услуг сегодня, как правило, не слишком заинтересованы во внедрении платежных систем на основе пластиковых карточек в силу недостаточно частых расчетов с использованием пластиковых карточек.
В основном, расчёты с использованием пластиковой карточки производятся в крупных городах. Здесь встаёт проблема неразветвлённости терминальной сети на периферии.
Попытки широко внедрить систему безналичных расчетов за товары, услуги в Беларуси предпринимаются уже не первый год, но на сегодняшний день в расчетах с использованием пластиковых карт при совершении покупок население особой активности по-прежнему не проявляет.
Выход из этого положения может показаться очень простым: надо технически организовать работу таким образом, чтобы использование пластиковых карт для потребителя услуг и товаров не было сопряжено с трудностями. Тогда после некоторого периода привыкания он из двух форм расчета выберет все же более удобный - «пластиковый». В этом случае и система безналичных расчетов будет развиваться, и государство получит желаемый эффект.
Существующие проблемы в Республике имеют место на уровне каждого отдельно взятого банка. ОАО АСБ «Беларусбанк» не исключение. В той или иной степени все выше перечисленные проблемы присутствуют в системе ОАО АСБ «Беларусбанк». Для выявления наиболее глубоких и значимых проблем тормозящих развитие безналичных расчётов по розничным платежам обратимся к анализу, проведённому на материалах филиала № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк».
Перед банками стоит существенная проблема повышения доли безналичных расчётов по розничным платежам в общем объёме платежей. Это не простая задача. Главным инструментом в решении данной проблемы является пластиковая карточка.
Банковское обслуживание, основанное на использовании банковских пластиковых карточек, дает физическому лицу возможность проведения расчетов на предприятиях торговли и сервиса, получения наличных, конвертации денежных средств, распоряжения вкладом, осуществления платежей и переводов постоянного характера и т.д.
В филиале № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк» наблюдается положительная тенденция в увеличении среднедневных остатков по карт-счетам физических лиц, росте доли безналичных расчётов в общем объёме платежей. Несмотря на положительную динамику развития безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, в филиале существуют проблемы с внедрением этого прогрессивного вида услуги. Как показал анализ использования пластиковых карточек в филиале № 802 ОАО «АСБ Беларусбанк», основная доля операций всё же приходится на выдачу наличных денежных средств.
Для увеличения доли безналичных операций нужно активизировать работу в следующих направлениях:
Банковское обслуживание, основанное на использовании банковских пластиковых карточек, дает физическому лицу возможность проведения расчетов на предприятиях торговли и сервиса, получения наличных, конвертации денежных средств, распоряжения вкладом, осуществления платежей и переводов постоянного характера и т.д.
В целях расширения возможностей держателей пластиковых карточек ОАО «АСБ Беларусбанк» в инфокиосках банка реализована новая услуга «Автооплата», позволяющая совершать безналичные платежи в автоматическом режиме в соответствии с условиями, сроками и суммами, указанными клиентом. В настоящее время в рамках данной услуги доступен платеж в пользу СООО «Мобильные ТелеСистемы». Операция будет проводиться без участия клиента. Об успешном ее завершении клиент будет информирован SMS-сообщением.
В перспективе
планируется внедрение
Кроме того, с целью расширения эквайрингового бизнеса, в инфокиосках будет реализована возможность оплаты услуг клиентами банков-резидентов, что позволит повысить доходность операций.
Ещё одной, качественно
новой разработкой, является внедрение
квадрокода. Платёжная система, основанная
на способе идентификации с
Стратегия VISA в Беларуси:
Таким образом, частные лица должны хорошо знать современные технологии и доверять им, уметь считать собственную выгоду, быть динамичными, иметь свободные средства и желание эффективно их использовать.
Для создания полноценного электронного офиса с возможностью проведения через Интернет всевозможных финансовых операций, что, очевидно, приведет к увеличению количества проводимых операций, и, следовательно, увеличит доход банка, предлагается расширить перечень доступных операций для совершения в системе «Интернет-банкинг»:
- «интернет-покупки»
- заключение банком договоров
с интернет-магазинами на
- «оформление
страхового полиса» - банку необходимо
разработать данную услугу
- «произвольный
платеж» - создать шаблон квитанции,
содержащий всю необходимую
- «оплата штрафов
ГАИ» - данная услуга должна получить
широкое распространение у
- «подписка на газеты или журналы» - создание шаблона платежа по перечислению денежных средств с карт-счета клиента на счет редакции средств массовой информации;
- «открытие
нового вклада, пополнение вклада,
досрочное закрытие вклада» -
путем перевода средств с карт-
- «заказ и оплата авиа- и железнодорожных билетов» - создание шаблона платежа по перечислению денежных средств с карт-счета клиент на счет авиа – железнодорожных компаний для покупки билета;
- «самостоятельное
изменение клиентом
- «прием документов на получение кредита в ОАО «АСБ Беларусбанк» - необходимо создать отдельную вкладку, где клиент может ознакомиться с условиями кредита и заполнить необходимые документы. Извещение о принятом решении кредитного комитета клиент будет получать в режиме онлайн;
- «получение
разрешения на умеренный
- «создание постоянного поручения» - распоряжение клиента банку выплачивать в указанный день определенную сумму конкретному получателю платежа;
- «агрегация счетов» - предоставление клиенту консолидированной информации по всем его счетам, открытым в разных банках, через единый web-сайт. Клиент, находясь на сайте банка, сможет управлять депозитным, кредитным и текущим счетом, вне зависимости от банка их открытия. Для этого необходимо заключить соглашения с другими банками, заинтересованными в предоставлении такой возможности своим клиентам;
- «конвертация валюты» - перечисление средств с использованием пластиковых карт в случае, когда один карт-счет открыт в белорусских рублях, а другой – в иностранной валюте, но на одно физическое лицо;
Информация о работе Состояние и тенденции развития безналичных расчетов по розничным платежам