Совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:44, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала на примере ООО «ПромТорг».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические особенности найма, приема и отбора персонала в компании;
Рассмотреть кадровую службу персонала;
Проанализировать процесс найма, приема и отбора персонала в компании;

Работа содержит 1 файл

ДипломЧунтова2.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

116444

Чунтова Анна Игоревна

Совершенствование найма, оценки, отбора и приема персонала 

Содержание 
 

 

Введение

 

     Исходный  этап в процессе управления персоналом – найма, оценки и отбор кадров. От того, как проведен набор и  какие люди отобраны для работы в  организации, зависит вся последующая  деятельность в процессе управления человеческими ресурсами. Поэтому, чтобы не создавать дополнительных трудностей, следует отнестись к этому этапу со всей серьезностью, учитывая опыт, накопленный в отечественной и зарубежной практике.

     Для того, чтобы нанять, оценить и  отобрать соответствующих работников, нужно в деталях знать, какие задачи они будут выполнять во время работы и каковы индивидуальные и общественные характеристики этих работ. Эти значения получают посредством анализа содержания работы, который является краеугольным камнем управления персоналом. Без него трудно реализовать все остальные функции управления. В основе соответствующего документа лежат определенные соображения о планировании рабочей силы и потребности организации в контроле деятельности менеджеров при наборе персонала в их рабочие подразделения.

     Данная  тема актуальна так как, во-первых, прежде чем компания предложит кому-либо работу, она должна найти людей, которые хотели бы получить ее. Прием на работу – это ряд действий предпринимаемых компанией  для привлечения кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных компанией, во-вторых, набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого компания в дальнейшем отбирает наиболее подходящих для нее работников, в-третьих, ошибки при отборе кадров – особенно когда речь идет о руководящих кадрах – слишком дорого обходятся компании.

     Новизну диплома будут составлять следующие результаты: уточнение теоретических положений исследования процесса найма, приема, оценки  и отбора персонала.

     Объектом  исследования являются система найма, оценки, отбора приема персонала на примере ООО «ПромТорг».

     Предметом исследования выступает система и реализация процессов найма, оценки, отбора и приема персонала, действующие  в ООО «ПромТорг».

     Целью настоящей работы является совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала на примере ООО «ПромТорг».

     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть теоретические особенности найма, приема и отбора персонала в компании;

Рассмотреть кадровую службу персонала;

Проанализировать  процесс найма, приема и отбора персонала  в компании;

Выявить факторы, влияющие на текучесть персонала;

Проанализировать  современную тенденцию в отборе, оценки и найме персонала;

Разработать рекомендации по совершенствованию системы отбора, найма и оценки персонала.

     Структура дипломной работы. Состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.     

     В главе I – Теоретические основы найма, оценки, отбора приема персонала на фирме  включает в себя 3 параграфа: Понятие и особенности найма, оценки, отбора, приема персонала в компании; Кадровая служба в системе управления персонала; Зарубежный опыт найма, оценки и отбора работников.

     В главе II – Анализ системы найма, оценки, отбора, приема персонала на примере компании ООО «ПромТорг» включает в себя 3 параграфа: Характеристика компании  и анализ персонала; Анализ системы набора, отбора и найма персонала компании; Трехступенчатая модель сбора информации о личностях кандидатов.     

В главе  III - Разработка рекомендаций по совершенствованию системы найма, оценки, отбора, приема персонала в компании  ООО «ПромТорг» включает в себя 3 параграфа: Разработка инструмента для проведения социологического исследования; Анализ результатов социологического исследования; Разработка рекомендаций по совершенствованию системы найма и отбора персонала. 

 

     

I. Теоретические основы найма, оценки, отбора приема персонала в компании

1.1. Понятие и особенности найма, оценки, отбора, приема персонала в компании

 

     В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Трудового  кодекса целями трудового законодательства являются установление государственных  гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей[1, С. 3].1

     Прежде  чем компания предложит кому-либо работу, она должна найти людей, которая  не только хотели ее получить, но и были способны её выполнить, т.е. их знания, квалификация, опыт соответствовали бы требованиям, предъявляемым компанией к работникам, занимающим ту или иную должность. Эти функции по обеспечению компании  персоналом осуществляются с помощью процедур отбора, оценки, найма персонала [С. 81]2.

     Наем  персонала –  это комплекс мероприятий, направленных на привлечение соискателей предлагаемой работы, обладающих необходимыми для выполнения данной работы характеристиками [С. 57]3.

     Наем  работников направлен, прежде всего, на удовлетворение количественной и качественной потребности компании в персонале.

     Цель, преследуемая при наборе кадров, состоит в установлении контактов с потенциальными работниками, с тем, чтобы инициировать их обратиться с заявлением о приеме на работу.

     Выделяют  два основных типа возможных источников привлечения персонала:

  • внешние;
  • внутренние источники.

     Внешние источники:

  • свободный рынок труда;
  • родственные компании;
  • биржи труда;
  • посреднические фирмы по подбору персонала;
  • коммерческие учебные центры;
  • учебные заведение различных уровней подготовки.

     Достоинства этого типа источников:

  • более широкие возможности выбора;
  • появление новых импульсов для развития компании;
  • абсолютное покрытие потребности в персонале;
  • уменьшение вероятности возникновения интриг внутри компании.

     Основные  недостатки внешних  источников:

  • более высокие затраты на привлечение кадров и организацию процедуры отбора;
  • возможные трудности адаптации (как новых сотрудников к коллективу, так и коллектива к ним;
  • высокая степень риска при прохождении испытательного срока;
  • рост текучести кадров.

     Внутренние  источники:

  • перемещение персонала с участников работы, имеющих резервы кадров на выдвижение;
  • переподготовка, высвобождение работников.

     Преимущества  их использования  заключается в  следующим:

  • появляются шансы для служебного роста;
  • повышается степень привязанности к компании;
  • улучшается социально-психологический климат в компании;
  • нет необходимости нести затраты на привлечение кадров;
  • претендентов на должность хорошо знают в компании, а они, в свою очередь, хорошо знают компанию и ее сотрудников;
  • сохраняется уровень оплаты труда, сложившегося в организации;
  • освобождается должности для роста молодых кадров данной компании;
  • сложившаяся кадровая ситуация характеризуется высокой степенью управляемости;
  • целенаправленно повышается квалификация персонала.

     Среди недостатков можно выделить:

  • ограниченные возможности для выбора кадров;
  • вероятность появления напряженности и соперничества в коллективе;
  • отсутствие притока « свежих сил».

     В России основным источниками  найма персонала  являются: объявление в специальных изданиях, по радио, телевидению, в интернете, службы по трудоустройству[C. 58]4.

     В США наиболее распространенными  являются следующие  источники: рекомендации друзей и родственников; рекомендации консультационных фирм, специализирующихся на поиске и продвижении  персонала; объявления, реклама; источники внутри компании; инициативные письма-обращения о приеме; инициативные звонки по телефону в компании.

     Процесс замещения вакантной  должности руководителя или специалиста  включает в себя такие  этапы как:

  • разработка требований к должности, определяющих направления дальнейшего поиска претендентов;
  • широкий поиск претендентов, направленный на привлечение как можно большего числа кандидатов, отвечающим требованиям для участие в конкурсе;
  • проверка претендентов с использованием ряда формальных методов в целях отсева худших, проводимая службой управления персоналом;
  • отбор на должность из числа нескольких лучших кандидатур, осуществляемый, как правило, руководителям компании на основе заключений кадровых служб, данных различных проверок и испытаний.

     Существуют 4 основных модели замещения  вакантных должностей:

  • замещение вакансии потными руководителями и специалистами, подбираемыми вне компании;
  • замещение молодыми специалистами, выпускниками вузов;
  • продвижение на вышестоящую должность «изнутри» компании;
  • создание должности под конкретного специалиста (руководителя).

     Деловая оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик человека требованиям должности или рабочего места[C. 150]5.

     Деловая оценка персонала на этапе приема преследует следующие цели:

  • оценить квалификацию и личностные качества претендентов при найме персонала;
  • установить степень соответствия занимаемой должности;
  • усовершенствовать использование трудового потенциала работников;
  • выявить вклад сотрудников в результаты труда;
  • поощрение и продвижение сотрудников, выявление необходимости повышения квалификации;
  • совершенствование структуры аппарата управления;
  • совершенствование стиля и методов управления;
  • усилие взаимосвязи руководителей и подчиненных.

     Результаты  деловой оценки позволяют:

  • совершенствовать расстановку кадров посредством реализации планов кадрового резерва;
  • стимулировать трудовую деятельность персонала за счет более полного учета результатов труда в системе материального поощрения;
  • формировать положительное отношение к труду, повышать степень удовлетворенностью работой;
  • выявлять целевые направления повышения квалификации сотрудников;
  • совершенствовать формы и методы работы руководителей и специалистов.

     Процедуры деловой оценки можно квалифицировать по нескольким основаниям[C. 60].6

     по  целям: оценка кандидатов на вакантную должность при отборе персонала; текущая периодическая оценка сотрудников при аттестации персонала;

     предмету  оценки: оценка деловых и личностных качеств; оценка качества труда; оценка результатов труда;

     объекту оценки: оценка руководителей, производимая с учетом организаторских качеств и ориентирующаяся на результаты коллективного труда всего подразделения; оценка специалистов и производственного персонала, производимая, в основном, по результатам и индивидуального труда.

     Деловая оценка включает в  себя ряд этапов:

  • подготовительный этап по организации системы оценки, включается в себя:

     Разработка  методики оценки и установление стандартов результативности труда по каждому рабочему месту, определение критериев оценки;

     Выработку механизма проведения деловой оценки;

     Определение состава оценочной комиссии, места, времени и сроков оценки;

     Разработка  процедуры обработки результатов  оценки и подведения ее итогов;  

     Определение порядка документационного и  технического обеспечения процесса оценки;

     Установление  порядка консультирования оценочной  комиссии со стороны разработчиков  методики и экспертов;

  • сбор предварительной информации (индивидуальная, необобщенная оценка сотрудников со стороны субъектов оценки);
  • обобщение информации ,полученной в результате первичной оценки;
  • подготовка оценщиков и оцениваемого к проведению оценочного мероприятия  (например беседы), обсуждение оценки;
  • формирование оценочным комитетом экспертного заключения по результатам деловой оценки;
  • принятие решения и документирование итогов оценки.

Информация о работе Совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала