Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:44, дипломная работа
Целью настоящей работы является совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала на примере ООО «ПромТорг».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические особенности найма, приема и отбора персонала в компании;
Рассмотреть кадровую службу персонала;
Проанализировать процесс найма, приема и отбора персонала в компании;
Как правило, деловая оценка проводится непосредственным руководителем оцениваемого работника. Но кроме него субъектами деловой оценки могут выступать:
Всю совокупность показателей оценки можно разделить на четыре группы:
показатели результативности труда, среди которых выделяют: «жесткие» показатели, поддающиеся объективной оценки; «мягкие» показатели, зависящие от субъективного мнения оценщика и часто использующиеся в подразделениях с ограниченной возможностью измерения конкретного результата;
условия достижения результатов труда: планирование работы; организация и регулирование процесса; учет и контроль хода работы;
показатели профессионального поведения: сотрудничество и коллективизм процесса; готовность взять на себя дополнительную ответственность; самостоятельность в принятии решения;
личностные качества: работоспособность, лидерские качества, дисциплинированность, психологическая гибкость.
Методы деловой оценки можно разделить на три группы:
Качественные методы - описательного характера, определяющие качества работников без их количественного выражения.
К ним относятся методы: метод анкет, по которому оценщик отмечает в анкете соответствие или несоответствие каждого предложенного утверждения по отношению к оцениваемому сотруднику; методы биографического описания; деловую характеристику; устный отзыв; метод сравнения с эталоном; оценку на основе дискуссии.
Количественные методы – это все методы, включающие числовую оценку уровня качеств работника.
К ним относятся методы: шкалирования, предлагающие балльное определение значений показателей, где баллы отражают степень выраженности показателей; альтернативного ранжирования, согласно которому по каждому показателю составляются ранжированные ряды сотрудников; попарного сравнения (альтернативных характеристик), согласно которому проводится последовательное сравнение по определенному показателю рейтингов сотрудников друг с другом; заданного распределения оценок, в соответствии с которым заранее задаются проценты распределения оцениваемых сотрудников по рейтингам; управления по целям, суть которого заключается в предварительном установлении целевых показателей работы и в последующем их сопоставлении с результатами и эффективностью труда работников; на основании этой информации устанавливается вклад каждого сотрудника в достижение целей компании.
Комбинированные методы представляют собой специальные тесты, методы экспертных оценок и другие комбинации качественных и количественных методов.
Отбор персонала представляет собой процесс рационального выбора на основе изучения и оценки профессиональных и личностных качеств претендентов, тех из них, кто наилучшим образом отвечает ее требованиям и пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности [С. 185]7.
Главная цель отбора заключается в том, чтобы принять на работу сотрудников, наиболее отвечающим стандартам качества работы, выполняемой компанией.
Для обеспечения беспристрастности проводимой процедуры отбора применяются принципы: комплексности, предлагающий всестороннее исследование и оценку личности (биографических данных, уровня профессиональных знаний, деловых и личных качеств, профессиональной карьеры, состояния здоровья); объективности, означающих справедливую оценку кандидатов; научности, предлагающий использование при подготовке и проведении отбора последних научных достижений и новейших технологий; непрерывности, согласно которому должна проводиться постоянная работа по отбору лучших специалистов и формированию кадрового резерва на руководящие должности.
Критерии отбора должны всесторонне раскрывать личность претендента на работу.
Основными критериями отбора персонала служат:
Полученное образование (во внимание принимаются продолжительность и содержание образования, его соответствие предполагаемой деятельности);
Практический опыт и уровень знаний (один из показателей продолжительности опыта работы – это трудовой стаж, измеряемый общим временем работы в организации и на определенной должности);
Здоровье (критерием служат физические и медицинские характеристика преуспевающих работников, если большинство сотрудников им соответствуют; учитываются сила, выносливость, общее состояние здоровья);
Личные характеристики: возраст, семейное положение, отношение к труду, общественно-гражданская зрелость, организаторские способности, умение своевременно и самостоятельно принимать и реализовывать решения, морально-этические качества, психологические.
Профессиограмма представляет собой перечень требований, предъявляемых к кандидату данной профессии, специальности и должности.
Содержание профессиограммы раскрывает:
Каждый этап отбора представляет собой стадию, на которой отсеивается часть претендентов или они сами отказываются от дальнейшего участия в конкурсе.
Основные этапы отбора при приеме на работу следующие:
Предварительная отборочная беседа. Этот этап направлен на выяснения первичной информации о претенденте:
Составление анкеты соискателя. Этот этап направлен на отсев наименее подходящих кандидатов и определение круга факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении. Анализ анкетных данных должен выявить: соответствии уровня и характера образования претендента минимальным квалификационным требованиям; наличие практического опыта; готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочных работ); круг лиц, которые могут дать рекомендации претенденту, предоставить дополнительную информацию; личностные качества и источники мотивации; факторы, препятствующих работе;
Собеседование. В ходе собеседования проводится комплексное наблюдение за претендентом. Учитываются: что и как говорит соискатель; каково его поведение; полнота получаемой о претенденте информацией если ее недостаточно, задаются дополнительные вопросы и делаются запросы);
Тестирование. Направлено на оценку знаний, способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения работы;
Проверка рекомендации и послужного списка. Этот этап проводится посредством изучения отзывов, рекомендательных писем с предыдущего места работы, а также с помощью обмена мнений с предыдущим руководителем по телефону:
Принятие решение о приеме.
Слабые стороны в отборе в российских компаниях:
А
теперь перейдем к разговору о
кадровой службе в системе управления
персонала, которая рассматривается
в следующем параграфе.
Кадровая служба – проводник кадровой политики руководства компании [С. 45].9
Оптимальный качественный состав кадровой службы достигается с помощью привлечения специалистов с соответствующим базовым образованием по специальности:
«Управление персоналом»;
«Менеджмент»;
«Экономика труда»;
«Психология».
Количественная потребность – потребность в персонале без учета квалификационных требований и особенностей компании.
Количественный состав кадровой службы определяется организационно – штатными структурами и уставом компании.
Факторы, влияющие на расчет численности штата кадровых служб:
В кадровую службу обычно включают профессиональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом с учетом их должностных положений и кадровой политики компании.
В состав службы могут входить следующие подразделения:
В крупной компании все эти структуры могут составлять кадровый департамент или управления по работе с персоналом, либо выступать как самостоятельные подразделения.
В работе кадровых служб сегодня можно выделить три направления:
Информация о работе Совершенствование системы найма, оценки, отбора и приема персонала